КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право как полиструктурная система
Право как относительно самостоятельная система (подсистема) правовой системы общества В предыдущих главах (4-9) были рассмотрены признаки права, отличающие его от других регуляторов общественных отношений, а также содержание, источники, формы права, которые в той или иной степени характеризуют его в виде самостоятельного образования. В этой главе основной акцент будет сделан на единстве, цельности и других системных качествах национального (внутригосударственного) права (национальной СИП). Анализ философской и юридической литературы привел нас к выводу о том, что право каждой страны обладает следующими системными свойствами (подробнее см. [16. Т. 1. С. 238-242; 178. С. 9-80; 177; 62]). 1. СИП – это важнейший компонент ПСО, который тесным образом связан с правосознанием и правовой культурой, правотворческой и интерпретационной, правосистематизирующей и правореализационной юридической практикой. Поэтому ей (СИП) присущи многие свойства, характерные для ПСО в целом (см. 3.1.). Однако, представляя относительно самостоятельный компонент, лишь определенную часть последней, она обладает в этом плане некоторыми специфическими признаками, элементами состава, структурами, функциями и связями. 2. СИП составляет важнейший элемент государственного суверенитета. В праве государственные веления получают общеобязательные, регулятивные и юстициабельные начала. 3. Как правовая система обществав целом, так и само право отличаютсятакже суверенностью, т.е. “верховенством” среди других социальных регуляторов внутри страны (корпоративных, нравственных и иных норм) и обязательностью, относительной самостоятельностью на международной арене (другие государства не должны, например, нарушать нормы права и законы России). 4. Право относится к формализованным системам, поскольку властные, общеобязательные веления выражаются здесь всегда в определенных предписаниях и закрепляются в формально-юридических источниках. 5. Стабильность СИП в значительной степени обусловлена детерминирующими ее общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни гражданского общества (внешней средой), а также соответствующими юридическими явлениями, связями и состояниями, происходящими в ПСО. 6. Интенсивность развития и изменения указанных общесоциальных и юридических явлений и процессов влияют на следующее свойство СИП – ее динамизм. 7. Право – функциональная система, что предполагает обстоятельный анализ не только основных и неосновных направлений его действия на разнообразные сферы общественной жизни, но и исследование функций и дисфункций отраслей, институтов, НПП, НП и т.д. 8. Право – сложно организованная система. Состав СИП образует комплекс основных элементов его содержания (НПП, институтов, субинститутов и отраслей, подотраслей и других элементов содержания права) и форм (нормативных актов, договоров и т.п.). Здесь, как и в любой системе, прослеживается зависимость каждого элемента (его части, свойства и т.п.) от места, роли и функции этого элемента внутри системы в целом. Все отмеченные элементы содержания и формы взаимодействуют между собой (структурированы), образуют единую целостность – право. Поэтому не совсем понятной представляется позиция многих авторов, рассматривающих СИП только через внутреннюю его форму, структуру. В подобном случае превалирует явно однобокий подход к проблеме. 9. Уже традиционной стала точка зрения, что СИП в отличие от системы законодательства носит объективный характер (см. [1. С. 241; 2. С. 340; 23. С. 296-297; 30. С. 55; 80. С. 400; 180. С. 11]). На наш взгляд, несмотря на относительную самостоятельность содержания и формы, право в целом обладает объективно-субъективными качествами. НПП и закрепляющие их нормативные акты объективны в силу обусловленности их реально существующими общественными отношениями. Но поскольку НПП, НП, институты, отрасли права и т.п., а также выражающие их формально-юридические источники являются результатом сознательно волевой деятельности, правотворчества, то СИП в этом плане субъективна. В ней находят отражение общее и индивидуальное, научное и обыденное, правовое и нравственное, профессиональное и иные формы сознания. Не случайно отдельные авторы (Б.В. Шейндлин, С.М. Корнеев и др.) полагали, что СИП «создается волей людей» (однако здесь мы явно видим преувеличение субъективной ее стороны). 10. СИП свойственны не только единство, но и дифференциация. Каждый компонент права (НПП, НП, отрасль, нормативный акт и т.п.) может рассматриваться в качестве самостоятельной системы (подсистемы), обладающей определенной цельностью, единством, расчлененностью, структурой и т.п. Однако это не означает, что свойства права сводятся к простой сумме свойств составляющих его элементов. Органичность права как цельного, системного образования обусловлена наличием системообразующих факторов, а также его неразрывной связью с экономикой, нравственностью, государством и другими социальными явлениями. Верно отмечается в литературе, что благодаря системному действию достигается основной результат правового регулирования – упорядочение не только отдельных ситуаций, но целого рода и вида, системы общественных отношений. В этом проявляется синергетический эффект права и правового регулирования, когда в результате согласованного действия элементов системы возникает новое качество, недостижимое на уровне отдельных ее элементов. Именно системное действие права обеспечивает основные параметры его социальной ценности – демократизм, справедливость, гуманность, юстициабельность и т.д. [52. C. 341]. 11. Иерархичность СИП заключается в том, что НПП, институты права и т.п., закрепленные в законах, обладают более высокой юридической силой, чем аналогичные элементы содержания права, выраженные в подзаконных актах. Имеются определенные соподчиненности и между подзаконными актами, между статутным и прецедентным правом (см. [109; 146]). 12. Существенной чертой права, как и большинства социальных систем, является накопление, хранение и передача с его помощью (через НПП, принципы, НП, нормативные акты и т.д.) соответствующей информации. В этом плане СИП выступает в качестве особой разновидности социально-правовой памяти. 13. Право – управляемая (со стороны законодателя и т.п.) и управляющая (самыми разнообразными сферами общественной жизни) система (подробнее см. главы 11 и 13). 14. Право – открытая система, где постоянно происходит ввод и вывод необходимой нормативно-правовой информации, регулятивной энергии, юридических способов и средств упорядочения и охраны общественных отношений. В последующих параграфах этой главы мы рассмотрим и другие качества права, позволяющие рассматривать его в качестве относительно самостоятельного образования гражданского общества, сочетающего в себе признаки органичных и неорганичных систем (полиструктурность, наличие множества элементов и связей, высокий уровень интеграции и т.д.). Исследование строения права предполагает выяснение генетической и функциональной, логико-философской и пространственной, временной и лингвистической, психологической и стохастической, горизонтальной и вертикальной, главной и иных его структур. Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов (НПП, институтов права, отраслей права и т.п., форм их выражения) и СИП в целом с экономическими и политическими, социальными и духовными, организационными и нравственными, юридическими и иными предпосылками жизнедеятельности общества. Именно она позволяет как на уровне отдельных элементов, так и применительно ко всей СИП на глубоко научной основе раскрыть причины и условия их возникновения и развития, механизм детерминации в ПСО. Функциональная структура, во-первых, показывает, насколько качественно и эффективно функционирует каждый из элементов СИП; во-вторых, раскрывает способы их взаимодействия и связи; в-третьих, указывает на функции, которые выполняет СИП в целом. В данном случае уже сама СИП выступает в качестве определенной детерминанты по отношению к экономической и политической, духовной среде и другим сферам жизнедеятельности общества (см. главу 11). Рассмотрение логико-философской структуры позволяет отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы права. В качестве главных элементов его содержания выступают НПП, институты (далее – ИП) и отрасли права (далее – ОП). Ассоциации НПП, субинституты, подотрасли и иные правовые общности относятся к вторичным структурным образованиям. Указанные элементы в романо-германской системе находят внешнее закрепление в определенных отраслях, подотраслях, институтах и т.п. законодательства и других формах права. Пространственная структура проявляется в наличии разнообразных типов, видов и подвидов НПП (НП, принципов и т.п.) ИП, ОП, нормативных актов, договоров и т.п., которые одновременно функционируют в ПСО. Например, выделяются гражданская и уголовная ОП, регулятивные и охранительные ИП, нормативные акты представительных и исполнительно-распорядительных органов власти, органов местного самоуправления и т.д. Временн а я структура дает возможность раскрыть действие разнообразных нормативных актов и закрепленных в них НПП, принятых в различные периоды (отрезки) времени. Древние говорили: “Quod populus postremum jussit, id jus ratum esto – то, что народ повелел последним, это и есть действующее право” (то есть позднейший закон отменяет более ранние законы). Анализ временной структуры является существенной предпосылкой для исследования правового наследия и преемственности в той или иной системе права. Право в любом обществе представляет собой систему властных, волевых НПП, в которых закрепляются интересы тех или иных классов, социальных слоев или групп населения. Поэтому психологическая структура раскрывает основные идеи, установки, волевые и иные субъективные моменты, которые находят отражение в СИП и отдельных ее элементах. Значение лингвистической структуры заключается в том, чтобы выяснить наиболее точные, краткие и доступные языковые средства и способы для изложения формально-юридических источников права (см. [43; 185]). Стохастическая структура позволяет выявить в тот или иной конкретно-исторический момент (в каждой социально-правовой ситуации) объективно необходимые (стационарные, постоянные и т.п.) и случайные (непостоянные и т.п.) компоненты СИП (отдельных ОП, ИП и НПП, и т.д.), системообразующие факторы и связи. Например, одни нормативные акты содержат принципы права и иные НПП, характерные только для данной ОП (СК РФ), другие – соответствующий “набор” НПП, который принадлежит к различным ОП (ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий”). Генетический, функциональный, логико-философский, пространственный, временной, стохастический и иной структурный анализ возможен не только применительно к СИП в целом, но и к каждому компоненту ее состава. Поэтому, подчеркивая многоуровневый характер структуры права, можно различать несколько основных ее уровней: а) структуру отдельного НПП (НП, принципа, юридической дефиниции и т.п.), б) структуру ИП; в) структуру субинститута права; г) структуру ОП; д) структуру подотрасли права; е) структуру комплексного института (отрасли) права; ж) структуру любой иной нормативно-правовой общности (публичного, процессуального права и т.п.); з) структуру СИП в целом. Органическое единство структур указанных уровней СИП внешне выражается в том, что определенный массив НПП образует нормативный акт или ИП, а из определенных ИП складывается ОП, из ОП и т.п. – СИП в целом. Одно же из главных проявлений единства всех уровней структуры права, пишет С.С. Алексеев, заключается в том, что свойства первичных элементов – НПП – выражаются и через последующие уровни структуры (ИП, ОП и т.п.). Так, свойства гражданско-процессуального НПП, регламентирующего принятие судьей дел к производству, проявляются и в других предписаниях соответствующего ИП, а также в НПП, регулирующих подведомственность, подсудность гражданских дел и т.п. Сам факт вхождения НПП в определенный ИП, а ИП в ОП и т.д. сообщает указанным структурным компонентам такие особенности, которые свидетельствуют о глубоком взаимопроникновении правовых структур различных уровней. Таким образом, каждое последующее звено “является результатом интеграции элементов, предшествующих звеньев...” [178. С. 34-36]. Разнообразные структуры права взаимосвязаны с задачами и целями правового регулирования, функциями права. Поэтому в СИП сложились такие, например, юридические массивы, как частное и публичное, материальное и процессуальное право. Существование горизонтальной и вертикальной структур системы российского права обусловлено двумя основными факторами: устройством государства и установлением определенной соподчиненности между различными субъектами правотворческой практики. Так, НПП, содержащиеся в законах, обладают высшей юридической силой по отношению к предписаниям, закрепленным в подзаконных нормативных актах. Федеральные законы и закрепленные в них НПП имеют приоритет над законами субъектов Федерации. Определенная соподчиненность существует и среди подзаконных нормативных актов. Так, указы Президента РФ и содержащиеся в них НПП обладают наибольшей юридической силой по сравнению с постановлениями Правительства РФ и другими подзаконными актами. Знание вертикальной структуры СИП имеет существенное практическое значение в правотворчестве и правореализации, при толковании и систематизации права, в деятельности судебных и правоохранительных органов. Горизонтальная структура позволяет выявить все НПП и акты, которые обладают по отношению друг к другу одинаковой юридической силой. Указанная структура также представляется весьма сложной в силу сложности федеративного устройства Российского государства, различного объема правотворческой компетенции государственных учреждений, органов самоуправления и хозяйствующих субъектов, разнообразия состава и горизонтальных связей между НПП и закрепляющими их нормативными актами и другими формально-юридическими источниками. Важная особенность структуры права, указывает С.С. Алексеев, заключается в том, что все образующие ее элементы (за исключением НПП – первичной клеточки СИП) охватываются понятием “правовая общность”. “Правовые общности и выражают начала внутреннего согласования в праве, присущие ему процессы интеграции нормативного материала” [178. С. 36-38]. В виде правовых общностей в СИП выступают не только ИП, субинституты, ОП, подотрасли и их комплексные образования, как это принято считать в отечественной литературе, но и нормативные правовые акты, договоры и т.п., отдельные их части (ч. 1 ГК РФ), разделы (подразделы) и даже наиболее емкие по объему статьи нормативных правовых актов. Весьма сложное строение СИП требует очень внимательного и осторожного внесения, изменения или удаления из этой системы любой ее части и элемента. Практика свидетельствует, что поспешные и непродуманные правотворческие решения приводят к противоречиям и пробелам в СИП, дисбалансу между ее структурными компонентами, снижению эффективности правового регулирования общественных отношений.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |