Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона




Понятие подзаконного нормативно-правового акта. Подзаконный нормативный акт центральных органов государства. Институт контрассигнации

Закон - понятие, основные признаки

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

 

Основные признаки закона:

 

закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права;

 

закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) - парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом);

 

закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном Конституцией и регламентом парламента (см. п.4 ст.82 Конституции Украины);

 

закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.

 

Согласно п.2 ст.8 Конституции Украины (Основного Закона Украины) - Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются.

 

закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны;

 

закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов.

 

 

Подзаконный нормативно-правовой акт — акт, который издается в соответствии с законом, на основе закона, для конкретизации законодательных предписаний и их трактовки или установления первичных норм.

 

Подзаконность нормативно-правовых актов не означает их меньшую юридическую обязательность. Они обладают необходимой юридической силой. Правда, их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это свойственно законам. Однако они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования, поскольку обеспечивают выполнение законов путем конкретизированного нормативного регулирования всего комплекса общественных отношений.

 

Подзаконные нормативные акты различаются по юридической силе. Юридическая сила подзаконных нормативных актов зависит от положения органов государства, издающих эти акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов. Акт нижестоящей государственной инстанции должен находиться не только «под законом», но и «под» нормативными актами всех вышестоящих государственных органов, которым он призван соответствовать. Например, акты Министерства образования должны соответствовать не только Закону об образовании, но и нормативным документам Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов.

 

В зависимости от характера принимаемых норм (первичных или вторичных) подзаконные нормативные акты центральных государств енных органов можно разделить на две категории (группы):

 

 

содержащие первичные (исходные) нормы, которые устанавливают общие основы правового регулирования (могут издаваться непосредственно на основе конституции, в этом аспекте они близки законам)

 

содержащие вторичные (производные) нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы, принимаются на их основе, направлены на их выполнение (ведомственные акты)

 

Действие нормативного акта во времени тесно связано с понятием юридической силы (законной силы) нормативного акта. Этому действию присущи два основных момента:

 

вступление акта в силу;

 

утрата актом силы.

 

Нормативные акты вступают в силу:

 

а) либо с момента их принятия;

 

б) либо с момента их обнародования (официального опубликования);

 

в) либо с момента наступления срока, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие;

 

г) либо по истечении определённого срока после обнародования (официального опубликования) нормативного акта (срок вступления в силу не указан в самом нормативном акте, но определён для такого случая законодательством).

 

д) либо с момента их получения адресатом (если акты в соответствии с законодательством не публикуются, а рассылаются).

 

В Украине сроки вступления в силу актов парламента, главы государства, правительства определяют п.5 ст.94 Конституции Украины, Указ Президента Украины от 10 июня 1997г. №503/97 (изменения: Указы Президента Украины №1327 от 04.12.97г., №1235 от 10.11.98г.).

 

Согласно ч.ІІІ ст.57 Конституции Украины, законы и иные нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, не доведённые до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействующими.

 

Способы прекращения действия (утраты силы) нормативных актов:

 

истечение срока действия, на который был принят данный акт;

 

отмена акта уполномоченным на то органом (прямая отмена);

 

фактическая замена данного акта иным актом, принятым по тем же вопросам (фактическая отмена).

 

По общему правилу, нормативные акты во времени имеют прямое действие, и не имеют обратного, переживающего действия.

 

Прямое действие предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими после введения его в действие.

 

Обратное действие (т.н. «обратная сила закона») предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими до введения его в действие.

 

Согласно ч.1 ст.58 Конституции Украины законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают и отменяют ответственность лица.

 

Согласно решению Конституционного Суда Украины от 9.02.1999г. ч.1 ст.58 не распространяется на юридических лиц.

 

Переживающее действие предполагает частичное действие отменённого акта наряду с новым актом.

 

Например, в п.3 постановления Верховной Рады Украины от 15.11.1996г. «О порядке введения в действие Закона Украины «Об отпусках» говорится, что до приведения законодательства в соответствие с Законом Украины «Об отпусках» применяются законы и другие нормативно-правовые акты в части не противоречащей этому закону.

 

Обратное, переживающие действие нормативного акта может быть обусловлено только законодателем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.