Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования к выполнению сметы




Финансирование учреждений местного бюджета.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения смет

На основе проектов сведенных смет формируются бюджетные запросы, которые подаются Минфину Украины, Минфину АРК, местным финансовым органам для включения в проекты соответствующих бюджетов. Срок рассмотрения проектов смет распорядителей низшего уровня устанавливается так, чтобы обеспечить своевременное оформление проектов сведенных смет как бюджетных запросов.

План

Тема 2. Бюджетно-сметное финансирование и его назначение

1.Понятие бюджетно-сметного финансирования и его назначение

2.Порядок составления, рассмотрения и утверждение смет

3.Финансирование учреждений местного бюджета.

4.Основные требования к выполнению сметы

Закон определяет бюджетную классификацию как “единое систематизированное, функциональное сгруппирование доходов и расходов бюджета за однородными признаками, который обеспечивает общегосударственную и международную сравнимость бюджетных данных”. Именно через бюджетную классификацию осуществляется единый учет доходов и расходов, составляется отчетность о выполнении бюджетов.Структура бюджетной классификации разрабатывается Кабинетом Министров Украины, а новая ее структура была утверждена постановлением Верховной Рады Украины от 12 июля 1996 года.Бюджетная классификация Украины применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведение необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечение общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения в нее и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины. Бюджетная классификация имеет такие составные части:
1) классификация доходов бюджета;
2) классификация расходов (в том числе кредитования за вычитанием погашения) бюджета;
3) классификация финансирования бюджета;
4) классификация долга.

Раздел І “Доходы бюджета” делится на группы, подгруппы, статьи и підстатті. Группы доходов - это налоговые поступления и неналоговые доходы, доходы от операций с капиталом, официальные трансферты и государственные целевые фонды.

Раздел ІІ “Расходы”. Классификация расходов бюджетов состоит из функциональной, ведомственной и экономической структуры расходов.

Функциональная структура расходов бюджетов Украины определяет основные направления государственной деятельности: 1. Государственное управление; 2. Международная деятельность; 3. Фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу; 4. Национальная оборона и т.д. (всего 24 раздела). Разделы делятся на подразделы, т.е. более детальные части. Например, раздел «Государственное управление» включает в себя 6 подразделов: функционирование законодательной власти, функционирование исполнительной власти, удержание Президента Украины и его аппарата, удержание финансовых и фискальных органов, общее планирование и статистические службы, другие расходы на общегосударственное управление. Подразделы могут иметь целевые статьи и виды затрат.Экономическая структура расходов группирует расходы государственного и местных бюджетов за их экономическим содержанием. Она делится на текущие расходы и капитальные расходы, а также на предметные статьи, подстаттьи и элементы затрат.

Раздел III «Финансирование бюджета» предусматривает привлечение средств для финансирования расходов бюджета - внутреннее и внешнее финансирование.

В разделе IV «Государственный долг» приводится структура государственного внутреннего и внешнего долга.

Классификация доходов бюджета:

1. Доходы бюджета классифицируются за такими разделами:
1) налоговые поступления;
2) неналоговые поступления;
3) доходы от операций с капиталом;
4) трансферты.
2. Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, собрание и другие обязательные платежи.
3. Неналоговыми поступлениями признаются:
1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;
3) поступление от штрафов и финансовых санкций;
4) другие неналоговые поступления.
4. Трансферты - это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.
Классификация расходов бюджета:
1. Расходы бюджета классифицируются за:
1) функциями, с выполнением которых связанные расходы (функциональная классификация расходов);
2) экономической характеристикой операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
3) признаком главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);
4) за бюджетными программами (программная классификация расходов).
2. Функциональная классификация расходов имеет такие равные детализации:
1) разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления;
2) подразделы и группы, в которых конкретизируются направления направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления.
3. За экономической классификацией расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитования за вычитанием погашения, состав которых определяется Министром финансов Украины.
4. Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.
5. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета за программно-целевым методом.
Классификация финансирования бюджета:
1. Классификация финансирования бюджета определяет источника получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, которые образовались в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории принадлежат платежи из погашения основной суммы долга).
2. Классификация финансирования бюджета осуществляется за такими признаками:
1) финансирование за типом кредитора - по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств;
2) финансирование за типом долгового обязательства - за средствами, которые используются для финансирования дефицита или профициту.

Классификация долга:
1. Классификация долга систематизирует информацию о всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления.
2. Долг классифицируется за типом кредитора и за типом долгового обязательства.

Составные части бюджета
1. Бюджет может состоять из общего и специальный фондов.
2. Общий фонд бюджета включает:
1) все доходы бюджета, кроме тех, что предназначенные для зачисления к специальный фонду;
2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;
3) финансирование общего фонда бюджета.
3. Специальный фонд бюджета включает:
1) бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;
2) гранты или дары (в стоимостном обсчете), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель;
3) разность между доходами и расходами специальный фонда бюджета.
4. Распределение бюджета на общий и специальный фонды определяется законом о Государственном бюджете Украины. Источника формирования специальный фонда определяются исключительно законами Украины.
5. Основанием для решения соответствующего совета о создании специальный фонда в составе местного бюджета может быть исключительно закон о Государственном бюджете Украины.
6. Передача средств между общим и специальный фондами бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или решения соответствующего совета.
7. Платежи за счет специальный фонда осуществляются в пределах средств, которые поступили к этому фонду на соответствующую цель.
8. Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.

Финансирование - это процесс планового, целевого, безвозвратного и безвозмездного выделения денежных средств на цели общегосударственного значения (оборона, управление), содержание социально-культурной сферы, обеспечение социальных гарантий и обязательств государства. Источниками финансирования являются бюджеты, внебюджетные целевые фонды, собственные средства государственных и негосударственных предприятий. К субъектам финансирования принадлежат государственные органы, предприятия, организации, учреждения государственной и коммунальной собственности. Последние могут финансироваться из бюджета полностью или частично, если имеют источника собственных доходов.

Бюджетное финансирование имеет своей целью обеспечения выполнения функций общегосударственных органов и органов местного самоуправления и обеспечение функционирования бюджетных предприятий, учреждений и организаций.

Бюджетно-сметное финансирование предусматривает процедуры выделения средств из бюджета на содержание учреждений, которые находятся на полном содержании бюджета, на основе финансовых планов. К таким учреждениям принадлежат аппараты законодательной и исполнительной власти, суд и прокуратура, оборона, социально-культурная сфера, бюджетные учреждения. Финансируется из бюджета практически вся непроизводственная сфера: учреждения социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т.п..

Министерство финансов Украины, Министерство финансов АРК и местные финансовые органы показывают главным распорядителям ведомости о предельных объемах расходов общего фонда проекта соответствующего бюджета на следующий год, что является основанием для составления проектов смет.

Главные распорядители организовывают работу других распорядителей средств с целью правильного и своевременного составления ими проектов смет и обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы, которые выполняются ими непосредственно. Для распорядителей низшего уровня устанавливаются предельные объемы расходов из общего фонда бюджета, сроки представления проектов смет, указания относительно их составления, а также разрабатываются и сообщаются другие показатели, которые необходимые, в том числе, для правильного определения расходов в проектах смет.

Главные распорядители контролируют законность и правильность расчетов показателей проектов смет распорядителей низшего уровня, целесообразность запланированных расходов, правильность их распределения за экономической классификацией, полноту поступления доходов, соблюдение действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов, а также другие показатели и составляют проекты сведенных смет.

Основным документом, в котором планируются доходы и расходы, выступает смета. Смета - основной плановый документ, который предоставляет полномочия на получение доходов и осуществление расходов, определяет объем и направления средств для выполнения функций и достижение целей, определенных на год. Смета имеет два тридцатилетние:

- общий фонд, который содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации во исполнение основных функций;

- специальный фонд, который содержит объем поступлений со специальный фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации, на осуществление расходов, согласно законодательству.

Процесс составления смет бюджетными организациями начинается из того, что Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, ответственные финансовые органы сообщают главных распорядителей бюджетных средств данные о предельных объемах расходов общего фонда проекта соответствующего бюджета на следующий год. Эти данные формируются исходя из планированных доходов Государственного и местных бюджета на следующий год. Вместе с этими данными главным распорядителям средств бюджета предоставляются необходимые инструктивные материалы для формирования бюджетных запросов.

После этого главные распорядители бюджетных средств, руководствуясь указаниями Министерства финансов Украины, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов по составлению проектов соответствующих бюджетов на следующий год осуществляют следующие мероприятия:

- устанавливают для подведомственных учреждений предельные объемы расходов за счет средств общего фонда бюджета, срок представления проектов смет;

· обеспечивают подведомственные учреждения указаниями по составлению проекта смет;

-проводят совещания с руководителями подведомственных учреждений по
вопросам составления проекта смет, соблюдение требований действующего
законодательства, а также строгого режима экономии средств
материальных ценностей;

-разрабатывают и сообщают подведомственные учреждения соответствующие показатели, которых они должны придерживаться при составлении проектов смет и, которые необходимые для правильного определения расходов;

-обеспечивают составление проектов смет на централизованные мероприятия,
осуществляемые непосредственно главными распорядителями.

Формирование доходной части сметы. В доходной части проекта сметы указываются плановые объемы поступлений из общего фонда бюджета и объемы поступлений со специальный фонда, которые предполагаются направить на покрытие соответствующих расходов бюджетного учреждения.

Формирование доходной части общего фонда осуществляется исходя из плановых объемов бюджетных ассигнований, которые выделяются на содержание данной организации. Данные о плановых объемах бюджетных ассигнований сообщаются учреждению непосредственно вышестоящей организацией.

Планирование доходной части специального фонда производится на основании расчетов доходов, которые ожидаются получить в следующем году. К таким поступлениям относятся средства, получаемые бюджетной организацией от предоставления услуг, выполнение работ и реализации продукции или другой деятельности. Формирование доходной части специального фонда производится на основании расчетов, которые составляются по каждому источнику доходов, запланированному на следующий год.

При составлении этих расчетов учитываются следующие показатели:

- объем предоставленных тех или других платежных услуг;

- размер платы рассчитывая на единицу показателя, что должен устанавливаться согласно законодательству;

- другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования, другого имущества, сдаваемого в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т.п.);

- прогнозные поступления сборов(обязательных платежей) в специальный фонд бюджета.

На основании указанных показателей определяется сумма доходов на следующий год по каждому источнику поступления с учетом конкретных условий работы учреждения. Общая сумма запланированных поступлений в специальный фонд производится в своде показателей специального фонда сметы, которая прибавляется в смету.

В основу построения свода и сметы положены те же самые принципы, а именно:

- наличие доходной и расходной частей;

- расходы приведены в разрезе кодов экономической классификации.

Так же, как и в смете, в своде указывается не только общая сумма поступлений в специальный фонд, но и приводится расшифровка этих доходов по видам поступлений: специальные средства, другие собственные поступления и другие доходы. Однако в своде также приводится постатейное распределение поступлений по каждому источнику доходов.

Планирование расходной части сметы. В расходной части проекта сметы планируется общая сумма расходов бюджетного учреждения в разрезе кодов экономической классификации.

При определении объемов расходов бюджетные организации должны: учитывать объективную потребность в средствах, исходя из их основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждения (количество классов, учеников в школах, кроватей в больницах, детей в дошкольных учреждениях и т.п.). А так же объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости реализации отдельных программ и запланированных мероприятий по сокращению расходов в запланированном периоде.

Рассмотрение и утверждение смет. В недельный срок после опубликования Закона Украины о Государственном бюджете Украины, который отвечает решениям Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов, Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы сообщают главным распорядителям бюджетных средств объемы утвержденных бюджетных ассигнований с помесячным их распределением.

В соответствии, с установленными лимитами бюджетных ассигнований, главные распорядители и распорядители вышестоящего уровня уточняют подведомственным учреждениям годовые объемы бюджетных ассигнований, производят помесячное распределение ассигнований из общего фонда, и доводят им соответствующие лимитные справки о бюджетных ассигнованиях.

Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях представляет собой документ, который содержит утвержденные бюджетные назначения и их помесячное распределение, а также показатели, которые согласно законодательству должны быть определены на основании соответствующих нормативов. Лимитная справка выдается соответственно Министерством финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органом, распорядители вышестоящего уровня ее доводят главным распорядителям, распорядителям нижестоящего уровня для уточнения проектов смет и составление проектов планов ассигнований.

Лимитная справка является для бюджетных организаций своего рода лимитом расходов, которые они могут осуществлять на протяжении года для выполнения основных функций, и в пределах которых они имеют право брать на себя обязательства.

Бюджетные учреждения на основании полученной от вышестоящей организации лимитной справки, в которой установленные бюджетные ассигнования, уточняют проекты смет, представляют проекты планов ассигнований, штатные расписания, и предоставляют указанные документы вышестоящей организации в установленный срок. При этом данные о расходах, приведенных бюджетными учреждениями в проектах смет и планах ассигнований, должны отвечать установленным для них лимитом бюджетных ассигнований.

Проекты смет и планов ассигнований, направленные вышестоящей организации, должны рассматриваться, при необходимости, в присутствии руководителей соответствующих учреждений.

Сметы, планы ассигнований и штатные расписания учреждений, которые не
имеют вышестоящей отраслевой организации (центральные районные, центральные городские больницы и т.п.) утверждаются районными госадминистрациями или исполнительными органами соответствующих местных советов.

Сметы и планы ассигнований на проведение централизованных мероприятий утверждаются отдельно по каждому мероприятию руководителями министерств, других центральных органов исполнительной власти, госадминистрацией и исполнительными органами местных советов. Такие сметы и планы ассигнований могут утверждаться в общем объеме расходов. При этом для осуществления каждого конкретного мероприятия не позднее, чем за месяц составляется отдельная смета на основании календарных планов.

Утвержденные сметы, планы ассигнований и штатные расписания бюджетных учреждений скрепляются гербовой печатью и подписью руководителей организации, уполномоченных утверждать такие документы, с указанием даты утверждения. Указанные документы утверждаются в двух экземплярах, один из которых возвращаются учреждению, а второй остается в организации, их утверждающей.

Утвержденная смета доходов и расходов является для бюджетного учреждения основным финансовым документом, который определяет объемы средств, выделенных из бюджета на содержание учреждений и распределение их по направлениям расходов.

Внесение изменения сметы. Бюджетные организации в процессе выполнения положенных на них функций могут вносить изменения в сметы в случае:

- необходимости перераспределения расходов согласно экономической классификации и функциональной классификации на основании представления главного распорядителя средств;

- принятие нормативного документа, который касается передачи полномочий и бюджетных ассигнований от одного распорядителя другому;

- принятие решения относительно распределения централизованных бюджетных ассигнований между распорядителями;

- необходимости увеличения расходов специального фонда бюджета в результате превышения поступлений в этот фонд предусмотренных (запланированных) в бюджете на соответствующий год;

- принятие решения, которое касается сокращения (ограничение) расходов общего фонда бюджета в целом на год;

При внесении изменений в сметы и планы ассигнований обязательно составляются соответствующие справки, которые утверждаются в том же порядке, что и сметы и планы ассигнований.

Принципы финансирования. Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных сметой бюджетного учреждения.

Этот принцип означает, что выделение средств из бюджета на содержание бюджетных организаций осуществляются только при наличии утвержденной сметы доходов и расходов (смета) бюджетного учреждения и плана ассигнований.

Смета бюджетного учреждения представляет собой плановый документ, который подтверждает полномочие относительно получения доходов и осуществление расходов, которые определяют объем и направление средств, для выполнения им своих функций и достижение целей, определенных на год согласно бюджетным назначениям. Расход бюджетных средств без утвержденной в установленном порядке сметы бюджетного учреждения не допускается. Основные требования относительно порядка составления, рассмотрения, утверждение и выполнение смет учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств бюджета, установлены постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Кроме того, следует иметь в виду, что осуществление расходов, не предусмотренных сметой, не допускается, поскольку утвержденная смета бюджетного учреждения представляет собой предельный уровень расходов, которые может осуществлять учреждение по той или другой статье за счет бюджетных средств. При этом осуществление расходов без утвержденных в установленном порядке смет и плана ассигнований прекращается через 30 календарных дней после утверждения годовой росписи назначений и помесячной росписи ассигнований соответствующего бюджета. После истечения этого срока органы Государственного казначейства и финансовые органы осуществляют операции по осуществлению расходов только согласно утвержденным сметам и планами ассигнований.

Вместе с тем, при соблюдении этого принципа финансирования необходимо иметь в виду, что бюджетное финансирование нельзя отнести к мероприятиям планового характера. Финансирование бюджетных организаций осуществляется в зависимости от производственной необходимости. Например, учебные заведения финансируются исходя из фактически существующей и действующей сети учебных заведений и наличия контингента учеников, учреждения здравоохранения - в зависимости от количества больниц, поликлиник, амбулаторий, числа кроватей и т.п.

При финансировании нужно обязательно придерживаться принципа целевого использования бюджетных средств.

Согласно этому принципу бюджетные учреждения имеют право брать обязательства и использовать бюджетные средства целесообразно и в пределах, установленных сметами и планами ассигнований.

Это значит, что бюджетное учреждение средства, полученные, например, для выплаты заработной платы, должны использовать исключительно на эти цели, а не тратить на покупку материалов или канцелярских принадлежностей.

Следует иметь в виду, что должностные лица бюджетных организаций за нарушение порядка использования бюджетных средств несут уголовную ответственность согласно ст. 210 Уголовного Кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Бюджетное финансирование носит безвозмездный характер. Согласно этому принципу суммы, выделяемые из бюджета на содержание учреждений, носят безвозмездный характер, т.е. возвращению не подлежат.

Данные суммы поступают в полное распоряжение бюджетных организаций и используются на покрытие расходов, предусмотренных сметой.

Соблюдение вышеуказанных принципов бюджетного финансирования оказывает содействие по укреплению финансово-бюджетной дисциплины бюджетными организациями, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.

Порядок финансирования бюджетных организаций. Бюджетные организации получают финансирование из Государственного или местного бюджетов. Финансирование учреждений и организаций за счет местного бюджета осуществляют местные финансовые органы (финансовые отделы райгосадминистраций, райисполкомов, финансовые управления областных, Киевской и Севастопольской городских администраций). Согласно БКУ к местным финансовым органам относятся учреждения, которые организуют и осуществляют функции по составлению, выполнению местных бюджетов, контролируют использование средств распорядителями бюджетных средств, а также осуществляют и другие функции, связанные с управлением средствами местного бюджета.

Финансирование учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств Государственного бюджета, осуществляют территориальные органы Государственного казначейства.

Основное отличие между этими методами финансирования заключается в том, что финансовые органы осуществляют финансирование учреждений через текущие бюджетные счета, а при финансировании через органы Государственного казначейства бюджетным учреждениям вместо текущих бюджетных счетов открываются регистрационные счета в органах Государственного казначейства.

Финансирование учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств местного бюджета, осуществляют местные финансовые органы на основании годовой росписи назначений соответствующего (местного) бюджета и месячной росписи ассигнований общего фонда соответствующего (местного) бюджета. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется перечислением бюджетных средств из текущего счета финансового органа на текущий счет учреждения платежным поручением, в котором указывается сумма выделенных на расходы учреждения средств в разрезе кодов экономической классификации расходов.

Для получения бюджетного финансирования, хранения средств и осуществления безналичных расчетов за счет средств финансирования учреждения открывают в уполномоченном банке текущие бюджетные счета (основной и дополнительный счета для учета средств, которые поступают из бюджета, счета для учета внебюджетных средств). Порядок открытия этих счетов установлен Инструкцией о порядке открытия и использование счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением правления Национального банка Украины от 18.12.1998 г. № 527, с изменениями и дополнениями.

Действующим законодательством предусмотрено, что бюджетные учреждения самостоятельно принимают решение относительно целесообразности осуществления расходов в пределах установленных объемов ассигнований и лимитов расходов.

Учреждения, которые получают средства из бюджета, отвечают за нецелевое использование полученного финансирования. При этом под использованием бюджетных средств не по целевому назначению имеется в виду использования средств Государственных, местного бюджетов в какой-нибудь форме (средствами, путем взаимозачетов) не по назначениям, определенным для этих средств сметой доходов и расходов.

Финансовые органы осуществляют контроль за правильностью и целесообразностью использования средств, полученных подведомственными учреждениями. Приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2000 г. № 275 утвержден Порядок обеспечения органами государственной контрольно-ревизионной службы возвращения средств Государственного и местного бюджетов и государственных целевых фондов, использованных предприятиями, учреждениями и организациями не по целевому назначению, или не возвращенных бюджетам и фондам займов и кредитов. Согласно требованиям, которого финансовым органам предоставлено право в случае выявления фактов нецелевого использования ими средств принимать меры относительно ограничения или приостановление финансирования таких организаций.

С целью усовершенствования управления имеющимися средствами Государственного и местного бюджетов создана внутреннея платежная система Государственного казначейства. Она предусматривает новые технологические подходы как в отношении Государственного, так и местных бюджетов. С 2002 года все бюджетные организации обслуживаются через органы Государственного казначейства Украины.

На сегодня в Украине финансирование образования может осуществляться за счет бюджетных средств, платных услуг, которые их имеют право предоставлять образовательные учреждения, кредитных ресурсов и спонсорской помощи. Если средства государственного бюджета, средства от соискателей образования, которые получают ее на платной основе, поступают стабильно, то средства международных организаций, гранты, стипендии, разовая финансовая помощь, средства от сдачи в аренду помещений носят разовый характер. Нынешняя нестабильность поступления средств из основных источников усложняет возможность прогнозирования финансирования образования вообще.

Соотношение между бюджетным и небюджетным финансированием изменяется в зависимости от многих факторов: темпов экономического развития, развития государственного и негосударственного секторов экономики, наличия бюджетных ресурсов не адекватной государственной политики в сфере образования, развития частного сектора экономики, формы собственности учебного заведения и т.п..

Традиционным методом финансирования образования является бюджетное финансирование. Его ограниченность предопределяет наличие платных услуг в финансировании учебных заведений. Доходы, полученные от предоставления платных услуг, направляются прежде всего на возмещение расходов, связанных с предоставлением этих услуг, в уплату налогов, обозательных сборов и платежей, предусмотренных действующим законодательством. Доходы от предоставления платных услуг должны в первую очередь направляться на покрытие потребности в средствах, на заработную плату работников и начислений на нее, материальное обеспечение учеников и студентов из числа детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, выплату стипендий, питание в порядке государственного обеспечения соответствующих определенных законом категорий учеников или студентов, оплату расходов, связанных с хозяйственным содержанием учреждения, другие неотложные расходы учреждения в целом. Прибыль, которая остается в учебных заведениях после этих выплат, направляется на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и материальное поощрение работников.

При предоставлении платных услуг, наиважнейшей задачей являются определения стоимости этих услуг. Основными факторами, которые определяют стоимость обучения, является материальная база учебного заведения, качественный уровень професорско-преподавательского состава, престижность специальности и местонахождение учреждения и т.п..

Как источник финансирования может использоваться, в частности, кредитование. Интересным по этому поводу есть зарубежный опыт. Во Франции имеют место специальные студенческие кредиты, которые предоставляются под 7-9% годовых, на срок 9-10 лет с льготным периодом 4-5 лет. Платным является образование в Великобритании. Кредитование образования здесь практически отсутствует, за исключением единовременного пособия для тех, кто учится, и то лишь по отдельным специальностям. С 1990 года Министерство образования Великобритании ввело систему ссуд, величина которых зависит от многих факторов, в частности от местожительства студента, имущественного состояния родителей и т.п.. Могут получить ссуду и местные отделы образования. Основные нормативные докумен­ты, регламентирующие составление и ис­полнение бюджета, — БКУ, Закон Украины «О Государственном бюджете», Порядок составления, рас­смотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утверж­денный постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228.

 

 

Смета — это план поступлений и расхо­дов бюджетного учреждения для его содержания и исполнения поставленных задач. Форму сметы утверждает Минфин. Главная смета Украины — Государственный бюджетд (далеераспорядитель). Кстати, ее составляют даже распорядители, которые об­служиваются централизованной бухгалтерией. Причем отдельно по каждой программе для уч­реждений, содержащихся за счет государственно­го бюджета, а для учреждений, содержащихся из местных бюджетов, — еще и по каждой функции. Индивидуальные сметы утверждают вышестоя­щие распорядители. Средства из бюджетов выделяют бюджетным уч­реждениям только при наличии утвержденных смет и документов, являющихся их неотъемлемой частью. В процессе планирования поступлений и расходов рас­порядителей и получателей бюджетных средств применяют документы согласно п. 2 Порядка № 228. К которым относятся:

1.План ассигнований общего фонда бюджета (за исключением предоставления кредитов из бюджета) (далее — план ассигнований общего фонда) — помесячное распределение бюджетных ассигнований (кроме предоставления кредитов из бюджета), утвержденных в общем фонде сметы, по сокращенной форме экономической класси­фикации расходов, который регламентирует в течение года взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей в соответствии с указан­ными обязательствами.

2. План предоставления кредитов из общего фонда бюджета (далееплан предоставления кредитов) — это помесячное распределение пре­доставления кредитов из бюджета, утвержденных в общем фонде сметы, по классификации креди­тования бюджета.

3. План специального фонда государствен­ного бюджета (за исключением собственных поступлений бюджетных учреждений и соот­ветствующих расходов) (далее — план специ­ального фонда) — помесячное распределение бюджетных ассигнований (за исключением собс­твенных поступлений бюджетных учреждений), утвержденных в специальном фонде сметы, по сокращенной форме экономической классифи­кации расходов или классификации кредитова­ния бюджета.

4. План использования бюджетных средств — распределение утвержденных в смете бюджет­ных ассигнований в разрезе расходов, структура которых соответствует полной экономической классификации расходов и классификации кре­дитования бюджета. Он заменяет смету получа­телям бюджетных средств, включенным в сеть главного распорядителя бюджетных средств (да­лее — главный распорядитель). Его составляют по кодам экономической классификации расходов бюджета (далее — КЭКР) без применения циф­ровых кодов КЭКР.

5. Помесячный план использования бюджет­ных средств помесячное распределение бюд­жетных ассигнований, утвержденных в смете, по сокращенной экономической классификации рас­ходов для высших учебных заведений I—IV уров­ней аккредитации и научных учреждений, содер­жащихся за счет бюджетных средств.

6. Расчеты, которые обосновывают показа­тели расходов или предоставление кредитов из бюджета, включаемые в проект сметы, — так­же неотъемлемая часть сметы, и их утверждают вместе с ней (абз. 6 п. 2 Порядка № 228).

Все перечисленные документы утверждают вместе со сметой. Их формы, кроме обоснован­ных расчетов, утверждены приказом № 57.

Распорядители бюджетных средств —это бюджетные учреждения в лице их руководи­телей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета (ст. 2 БКУ). В зависимости от полномочий и объема предо­ставленных прав распорядителей средств делят на главных и нижестоящих распорядителей.

Функции главных распорядителей определены ст. 22 БКУ. Главных распорядителей средств гос­бюджета определяет Закон «О Государственном бюджете» путем установления им бюджетных на­значений, а местных бюджетов — решение о мест­ном бюджете, учитывая требования ст. 22 БКУ.

Главный распорядитель на основании получен­ных бюджетных назначений доводит до сведе­ния нижестоящих распорядителей информацию об объемах ассигнований для составления смет. Затем утверждает составленные ими сметы и осу­ществляет контроль за их исполнением. Кроме того, получает отчеты об исполнении смет и ана­лизирует их для более эффективного использо­вания бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств — организа­ции, не имеющие статуса бюджетного учрежде­ния, но определенные органами исполнительной власти исполнителями отдельных бюджетных программ или получающие финансовую поддерж­ку из бюджета. Получателям предоставляют бюд­жетные средства только через распорядителей бюджетных средств.

Сметы не составляют по бюджет­ным программам, назначения по которым уста­новлены законом о Государственном бюджете Украины по коду ведомственной классифика­ции 351 «Общегосударственные расходы» и ре­шением соответствующего совета об утвержде­нии местного бюджета в части межбюджетных трансфертов. А также при передаче бюджетных назначений главным распорядителям средств и выполнении программ «Возмещение ущерба, на­несенного гражданину незаконными действия­ми органов дознания, предварительного следс­твия, прокуратуры, суда», резервного фонда местных бюджетов, бюджетных программ по пенсионному обеспечению военнослужащих и лиц командного и рядового состава (абз. 2 п. 3 порядка № 228).

У сметы две составляющие: общий и спе­циальный фонды. Общий содержит объем поступ­лений из общего фонда бюджета и направления рас­ходов по полной экономической классификации рас­ходов (КЭКР) на выполнение функций бюджетного учреждения. Специальный фонд содержит объем поступлений из специального фонда бюджета с кон­кретной целью и распределение расходов по КЭКР.

Здесь можно выделить несколько этапов.

1. Минфин Украины и АР Крым и местные фи­нансовые органы доводят до главных распоряди­телей сведения о предельных объемах расходов и предоставлении кредитов из бюджета общего фонда для проекта соответствующего бюджета на следующий год. А также другие показатели, ко­торых они должны придерживаться в соответс­твии с законодательством, и срок предоставления проектов смет. Это и становится основанием для составления проектов смет.

2. Главные распорядители получают проекты смет от нижестоящих распорядителей средств, рассмат­ривают их на предмет законности, правильности расчетов, целесообразности запланированных рас­ходов и соответствия их распределению по КЭКР Проверяют также полноту поступления доходов или возврата кредитов, соблюдение действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов и других показателей согласно законодательству.

3. На основании полученных проектов смет глав­ный распорядитель формирует проекты сводных смет и оформляет бюджетные запросы. Последние предоставляют в Минфин Украины и АР Крым, местным финансовым органам для включения их в проекты соответствующих бюджетов.

Добавим: в части поступлений проектов смет указывают плановые объемы, которые предус­матривается направить на осуществление расхо­дов из общего и специального фондов проектов соответствующих бюджетов. Объемы поступле­ний в спецфонд проекта сметы определяют на ос­новании расчетов, составленных по каждому ис­точнику доходов и/или финансирования бюджета, запланированных на следующий год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.