Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории мотивации. 2. Содержательные теории мотивации




Лекция 7

1. Понятие мотивации

2. Содержательные теории мотивации

3. Процессуальные теории мотивации

1. Мотивация – побуждение людей к определенной деятельности при помощи методов поощрения и наказания.

В истории известны 2 направления мотивации:

- метод кнута и пряника;

- поощрение работников за счет удовлетворения их потребностей.

В настоящее время считается, что основным должно быть второе направление, при этом работники будут тогда эффективно трудиться, когда их цели и потребности будут совпадать с целями предприятия. Кроме этого необходимо, чтобы люди чувствовали себя значимыми на своем месте. Работников необходимо привлекать к решению производственных проблем, предоставлять возможность проявления инициативы и самостоятельности, необходимо уважительное отношение к работнику и поощрение за каждый успехи проявление инициативы. В современных условиях необходимо использовать не отдельные методы мотивации, а систему мотиваций. Для того, чтобы мотивация была действенной, необходимо ее системное комплексное применение.

Помимо удовлетворения потребностей, также необходимо привлекать работников к решению управленческих и производственных задач, развивающих партнерские взаимоотношения между менеджерами и работниками, привлекать работников к участию в прибыли предприятия.

Стимулирование работников может выражаться в материальной и нематериальной формах.

Материальные формы: заработная плата, премии, участие в прибыли, ссуды, подарки, обеспечение социальными льготами.

Нематериальные формы: похвала, благодарность, почетная грамота, вымпел, флажок и т.п.

В настоящее время мотивация подразделяется на содержательную и процессуальную.

Содержательная мотивация изучает потребности работников, удовлетворение которых помогает стимулировать людей.

Процессуальная мотивация изучает поведение работников, их ожидания от работы, а также человеческие чувства: справедливость, равенство.

Теории содержательные:

1. теория иерархии потребностей (Маслоу);

2. двухфакторная теория (Герцберг);

3. теория мотивации (Мак Клеланд);

4. теория мотивации Альдерфера.

Процессуальные теории:

1. теория ожидания (Врум);

2. теория справедливости (Адамс);

3. теория усиления (Скиннер);

4. партисипативная теория.

 

2. Содержательные теории основаны на выявлении, учете и удовлетворении потребностей работников.

1-Теория иерархии потребностей Маслоу;

2-Двухфакторная теория Герцберга;

3-Теория мотиваций МакКлеланда.

1-теория:

1 уровень: оборудование, зарплата

2 уровень: безопасность труда и социальные гарантии

3 уровень: коллектив

4 уровень: продвижение по службе, повышение квалификации, поездки на семинары, конкурсы

5 уровень: возможность реализовать планы

2-теория: Герцберг предложил свою теорию в 50-е гг., когда уровень жизни американцев резко поднялся, он попытался проверить теорию Маслоу. Оказалось, что основные идеи подтверждаются, но обнаружились и отличия. Выявил 2 фактора мотивации:

1. гигиенический (потребности, удовлетворение которых заставляет работать на прежнем уровне, но не лучше; при этом, неудовлетворение этих потребностей снижает желание работать – зарплата, условия труда, социальные гарантии выборочно);

2. мотивирующий (потребности, удовлетворением которых можно заставить людей работать лучше – продвижение по службе, повышение квалификации, социальные гарантии, уважение и самореализация).

3-теория: 3 основные потребности:

- потребность во власти – есть люди, которые стремятся быть организаторами, руководителями. Чтобы их мотивировать, необходимо поручать им организационные задания; или путем продвижения по службе;

- потребность в принадлежности – желание работать с интересующими тебя людьми, или участвовать в интересном с точки зрения профессионального роста проекте;

- потребность в успехе – присуща людям активным, творческим, ищущим. Мотивация: самостоятельность, поручение творческих заданий и обязательное стимулирование любого успеха.

 

3. Эти теории исследуют не потребности, а процесс деятельности работников, т.е. поведение ожидания от работы.

1) Теория ожидания В. Врума

2) Теория справедливости А. Адамса

3) Теория усиления Б. Скиннера

4) Партсипативная теория

1Теория Врум утверждает, что людей можно легко мотивировать, если их цели совпадают с целями предприятия. Кроме этого необходимо учитывать и правильно реагировать на 3 ожидания работников:

- ожидание в отношении затраченных усилий

- ожидание в отношении результатов труда и вознаграждения по ним

- ожидание в отношении ценности вознаграждения

Исходя из этих ожиданий, руководитель

· Должен правильно организовать труд человека, чтобы ему было работать удобно и чтобы затраченные работником усилия точно соответствовали полученному результату;

· Менеджер должен обеспечить вознаграждение за любой достигнутый результат;

· Менеджер должен знать меру ценностей своих работников и в соответствие с этим гарантировать каждому соответствующие по ценности вознаграждения.

2 Теория Основана на желании людей сравнивать затраты труда и полученное вознаграждение с затратами и вознаграждениями других людей.

Если выявляется несправедливость, обычны следующие действия:

- работники снижают свои трудовые усилия и работают по зарплате;

- работники вознаграждают себя за счет фирмы и ее клиентов;

- работники начинают обманывать руководителя и нарушать технологический процесс;

- часть работников увольняется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.