Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и ответственность




Свобода как познанная необходимость

Уроки 38-40. Свобода в деятельности человека

Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни... На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы.

Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на наших уроках.

Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.

1. Почему невозможна абсолютная свобода

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?

2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.

4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?

6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...»

7. Согласны ли вы с данным принципом?

Вопросы и задания

1. Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.?

2. Как вы поняли смысл этих высказываний?

3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.

4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:

а) сторонники абсолютного предопределения;

б) религиозные деятели другого направления;

в) философы, отрицающие фатализм?

5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Вопросы и задания

1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.

3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры.

4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему?

5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?

4. "Свобода от" или "свобода для"

Вопросы и задания

1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.

2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...»

3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

4. Согласны ли вы с ними?

5. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?

6. Как вы понимаете эту формулу?

7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?

8. Все ли согласны с такой позицией?

9. Какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.