Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание природы в эпоху Возрождения




 

В эпоху Возрождения происходит переворот в системе культуры. Эпоха Возрождения – эпоха становления капиталистических отношений, увеличения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатанья.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В социально-психологическом плане ренессансный индивидуализм порождал такую особенность образа жизни, которую А.Ф. Лосев называл «… жаждой жизненных ощущений независимо от их религиозных или моральных ценностей». Жизнь на свой страх и риск, предполагающая индивидуализм и самоутверждение личности, возможна только в условиях активно-деятельного отношения к миру.

Деятельное отношение к миру формирует систему новых ценностей буржуазной городской культуры свободных и независимых ремесленников, торговцев, мастеров, средневековой интеллигенции. Среди этих ценностей: высокая работоспособность, умение трудится, инициативность, умение ценить время и личная ответственность за результаты своей деятельности. Правда есть вещи, неподвластные времени: личная доблесть, знание и семья, их реализация приводит к утверждению вечных ценностей и исторически значимых дел, которые по достоинству могут оценить лишь потомки.

В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, свершившейся в эту эпоху и состоявшей в изменении системы человек – мир человека. Эта система распалась на три относительно самостоятельных отношения: отношение Человека к Природе, к Богу и к самому себе.

Напомню, что в эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к богу как высшей ценности. Отношение человека к природе и самому себе были производными от этого основного отношения. На основе индивидуализации личности в эпоху Возрождения на первый план постепенно выдвигается отношение человека к природе, а отношения человека к Богу и самому себе выступают как производные. В логике такого идейного движения Ренессанс преодолел дуализм земного и небесного миров. В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть в нем божественного: один человек сам способен превращаться для другого в некоторое божество.

Поскольку все связано со всем, постольку все, а не только Бог достойно быть предметом познания. В этом смысле предмет познания один – богоприрода или природа-бог. Это повлекло за собой гносеологический плюрализм: не только все может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на свое мировоззрение.

Подобный плюрализм мнений приводит к постепенному

формированию исторического мышления, духа новаторства. Противоречивость Возрождения состояла в том, что ренессансное сознание новое искало в античном прошлом.

Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый план познавательную составляющую сознания. Уже у Николая Кузанского познание мира бесконечно и ведущим средством познания является разум. Николай Кузанский – мыслитель зрелого Возрождения. А в период позднего Возрождения Николай Коперник, создавая гелиоцентрическую модель мира, на деле показывает творческие возможности разума, который позволяет проникать в сущность вещей, несмотря на то, что она может быть противоположна явлению.

Теоретическая мысль Возрождения еще не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания природы, однако предварила ее рядом принципиальных идей:

Идеи Возрождения, лежащие в основе современного естествознания:

- гуманизма,

- рационализма,

- познаваемости мира,

- историзма,

- и социально-исторического оптимизма.

В Ренессансном типе познания мыслительное и образно-чувственное не вполне разграничивались, часто выступая в синкретическом единстве. Это не позволяло создать инструментарий для конкретно-научного познания природы.

Не дала эпоха Возрождения и сложных, логически непротиворечивых фундаментальных теорий. Она решала другую задачу: осуществить объективистскую перестройку сознания, сформировать его новый исторический тип, в котором бы познавательная составляющая сознания доминировала над ценностной. В культуре Возрождения главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценности складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания.

 

Научная революция 17 века: возникновение классической механики

 

Капитализм качественно преобразовал как характер деятельности, так и тип общения людей. Изменения характера деятельности состояли в появлении отчужденности в мотиве деятельности и ее объективном результате. В этих условиях складывается полное господство абстрактного труда, товарно-денежных отношений, общественные отношения превалируют над межличностными, происходит «овеществление» личных связей и отношений, всех видов деятельности и их обезличивание. Кардинально изменяется и тип общения. Индивид вырывается из системы корпоративно-сословной принадлежности и непосредственно включается в функционирование общественных связей, прежде всего экономических. На смену индивидуальной ценности личности производителя приходит ценность произведенных им вещей, отношения личной зависимости сменяются зависимостью субъекта от продуктов собственной деятельности.

В условиях капитализма складывается такой тип сознания, в котором на первый план выдвигается потребность в накоплении не столько ценностей, сколько объективного знания о мире. Формируется убеждение, что предметом естественнонаучного познания являются природные явления, полностью подчиняющиеся механическим закономерностям. Природа при этом предстает как своеобразная громадная машина, взаимодействие между частями которой осуществляется на основе причинно-следственных связей. Задачей естествознания становится определение лишь количественно измеримых параметров природных явлений и установление между ними функциональных зависимостей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.