Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности познавательной деятельности




Традиции познавательной деятельности в Средневековье определили формирование средневековых традиций познания, которые опирались на принципы:

- Авторитета (схоластико-умозрительная традиция),

- Ритуала (герметическая традиция),

- личного опыта (базис эмпирической традиции).

Схоластическая традиция. Авторитарность выступала опорой в таких формах познания, которые требовали теоретико-рефлексивной деятельности – богословии, философии, математике и др. Авторитарность проявлялась в комментаторском характере познания и обучения, выработке процедур простейшей систематизации и логической упорядоченности знаний. На такой основе складывается схоластика, главным вопросом которой был вопрос о том, что в реальном бытии соответствует общим понятиям человеческого разума – добру, злу, истине, Богу, времени и т.д.

На начальных этапах своего развития схоластика сыграла определенную положительную роль, т.к. предполагала расчленение и определение множества понятий. Более того, схоластика в тот период была необходимой формой развития знаний. И лишь на закате Средневековья схоластика становится тормозом развития познания. Основные положительные результаты были получены схоластикой в процессе исследования чисто теологических и космологических вопросов – бессмертия души, смысла Троицы, конечности и бесконечности мира и т.д. Т.е. в тех областях, где предмет познания не представлен непосредственно.

Важнейшая проблема схоластики – отношение знания и веры. Именно в русле решения этого вопроса Фома Аквинский создает теолого-философский синтез современного ему знания с позиций установки на то, что теология выше философии. Но не потому, что вера выше разума, а потому, что существует различие между разумом человека и сверхразумом Бога. Истины Бога не иррациональны, они – сверхразумны; их доказательство не под силу человеческому уму, они непознаваемы для него, но тем не менее носят рациональный характер. Естественные науки имеют право на существование, их задача состоит в конкретизации и детализации положений Библии, но они не могут постигнуть основных начал мира.

Герметическая традиция. В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения были пронизаны ритуалами. Ритуальные действия, так же как и магические, и обрядовые, рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. Точное соблюдение ритуальных действий считалось необходимым условием благоприятного исхода деятельности. На ритуальной основе возникает средневековая герметическая традиция, воплотившаяся в алхимии, астрологии, кабалле и др. Ориентированная на предметное созидание качественно нового, эта традиция опиралась на своеобразные мировоззренческие представления:

- взаимосвязь всего со всем,

- неразличимость взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения,

- тождество, взаимопревращение макрокосма и микрокосма,

- биологизация мира,

- безграничные возможности влияния на события посюстороннего мира со стороны не только Бога, но и некоторых избранных людей,

- убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое,

- сущность вещи усматривалась в ее производстве. Познать вещь означало прежде всего ее создать.

Опытно-эмпирическая традиция. Личный опыт был и точкой отсчета, и критерием истинности, и основой композиционной структуры текста, а также доверия аудитории в прагматически ориентированных сферах деятельности – в политике, производстве, праве, некоторых жанрах литературы, в стихийно-эмпирическом познании природы. Традиция стихийно-эмпирического познания природы, начиная с 13 века, постепенно развивается в систему естественно-научного познания, под влиянием, в частности произведений Аристотеля. Наиболее выдающиеся представители (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и др.) этой традиции были нацелены на программу практического назначения знания. В естественно-научном познании начинают видеть средство, с помощью которого человек может добиться расширения своего практического могущества, улучшения своей жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.