КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация управления провинциями Римской империи
Органы власти в Древнем Риме в период Республики
Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демократии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний. Однако в Римской республике сложилось опосредованное народовластие. Народные собрания собирались по инициативе высших должностных лиц, которые контролировали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прерывать или переносить собрание на другой день). Существовало три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и ку-риатные. Центуриатные народные собрания (центуриатные комиции) принимали законы, избирали высших должностных лиц государства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры. Право на участие в центуриатных комициях получали римские граждане, приписанные на основании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц — центурий. Трибутные народные собрания (трибутные комиции) избирали низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы. В трибутные комиции проходили по территориальным округам — трибам. Куриатные народные собрания (куриатные комиции) состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. За ними сохранилось право на принятие решений в семейно-родовых вопросах (утверждение завещаний, контроль за осуществлением власти главами семей и т.д.). Высшим органом управления являлся Сенат. Компетенция Сената включает: — контроль законодательной деятельности; — контроль над должностными лицами; — финансовое управление; — военное управление; — внешнеполитическая деятельность; — управление римскими провинциями; — постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа. Исполнительную власть осуществляли магистраты — должностные лица. Они замещались на принципах выборности, срочности (срок полномочий — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Магистраты обладали правом предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся гражданин или их имущество. Магистратуры делились на ординарные (консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарные (диктатор, децемвиры — 10 мужей для упорядочения права). Консулы возглавляли магистратуры. Два консула избирались на один год. Они обладали высшей военной властью, отвечали за безопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и толковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании. Преторы осуществляли управление городом, осуществляли правоохранительные и судебные функции. Цензоры избирались сроком на пять лет. Два цензора составляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам. Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народных трибунов колебалось от 2 до 10 человек. Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы. Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снабжением города, наблюдали за торговлей, организовывали обще-ственные зрелища. В чрезвычайных обстоятельствах по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Срок его полномочий ограничивался 6 месяцами. Диктатор обладал всей полнотой военного и гражданского управления, правом изменения законодательства, уголовной юстиции. На время диктатуры все ординарные магистратуры утрачивали самостоятельность и подчинялись диктатору. Смертные приговоры, вынесенные диктатором, не подлежали обжалованию. Диктатор не нес ответственности за свои действия. 3. Римская империя: принципат, доминат
Во II—I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в полосу кризиса. Многочисленные восстания рабов, войны с союзниками Рима (свободными жителями Италии, которые не пользовались правами римских граждан), а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причины кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства. Полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоеванными народами. Переход от республики к монархии был подготовлен периодом военно-политической диктатуры. Точкой отсчета Римской империи считается приход к власти в 27 г. до н.э. Октавиана Августа. В истории Римской империи выделяется два периода: принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.) и доминат (III—V вв.). Принципат можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией государственного управления и концентрацией власти в руках одного человека. В период принципата сохранялись республиканские учреждения (Сенат, народные собрания), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы государственного управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс — первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного государственного управления. Его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей — консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия «империум», право вето на решения всех государственных органов и право формировать Сенат. Чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем утвердилась практика назначения принцепсом своего преемника, воля императора была обязывающей для Сената. Подконтрольность Сената привела к формальному закреплению решений императора в сенатус-консуль-тах, которые отныне имели силу закона. Вырождение республиканских институтов сопровождалось формированием бюрократического аппарата империи. Реорганизация управления Римскими провинциями позволила принцепсу создать собственную казну, выведенную из-под сенатского контроля. Опорой принцепса являлась армия, превратившаяся в корпоративную организацию и политическую силу, неподконтрольную обществу. Преторианская гвардия, составленная из граждан Италии, была подчинена лично императору. В период принципата армию стали пополнять наемники из римских провинций, преданные своим военачальникам. В период домината Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, государем, владыкой). В этот период римские магистраты превращаются в почетные должности для приближенных императора. Роль Сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты.
Развитие военной экспансии Рима, перешагнувшей границы Апеннинского полуострова, заставили римлян искать формы для управления завоеванными территориями. Во II—I вв. до н.э. Римское государство подчинило все Средиземноморье, Западную Евро- пу вплоть до Рейна и Египет. Риму удалось создать достаточно гибкую систему провинциального управления и разнообразить формы правовых отношений с местным населением. Римские провинции южно подразделить на италийские и территории, находившиеся за пределами Италии. В III в. до н.э. часть италийских территорий была непосредственно включена в состав Римского государства, а местное население получило права римских граждан и было приписано к соответствующим трибам. Особую группу составили муниципальные италийские общины. Они получили полную гражданскую правоспособность, право на военную службу в римской армии в составе особых воинских контингентов, но были лишены политических прав. Самую многочисленную группу составили италийские общины, получившие статус «союзных» или «федератских». формально они сохранили политическую самостоятельность, а их отношения с Римом был оформлены особыми договорами. Союзники признавали верховную власть Рима и сохраняли внутреннюю автоономию, но утрачивали самостоятельность в отношениях с другими государствами. Воинские контингенты федератов должны были участвовать в военных операциях римской армии. Население этих территорий получало статус перегринов и правовую защиту перегринского претора. В результате Союзнических войн 91—88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан, а города — статус муниципий, в которых была установлена единообразная система управления, аналогичная традиционной организации Римского государства. С переходом к империи муниципальное самоуправление стало сужаться: народные собрания были вытеснены муниципальным сенатом, а магистратуры ограничены контролем со стороны столичных чиновников. Территории, захваченные за пределами Италии, именовались провинциями (к I в. до н.э. их насчитывалось 12, а к концу III в. уже 120). Фактически в провинциях действовал режим военной оккупации: жители рассматривались как военнопленные и могли обращаться в рабство, земли включались в государственный земельный фонд (ager publicus) и объявлялись собственностью римского народа. Местные жители, сохранившие свободу, рассматривались как арендаторы земли и за право пользования ею должны были выплачивать ежегодные государственные налоги. Для управления провинциями Сенат назначал проконсулов или пропреторов, которые получали империум, соответствовавший римским магистратурам консула и претора. При Октавиане Августе все провинции были разделены на императорские и сенатские. Причем количество императорских провинций неуклонно возрастало, так как с 11 г. до н.э. вновь образуемые провинции передавались под императорское управление. Сенатские провинции управлялись по-прежнему, доходы от них поступали в казну, но из-за постоянного разграбления финансовые поступления были незначительными. Императорские провинции управлялись наместниками принцепса — легатами или прокураторами, которые были ответственны только перед императором. Все финансовые поступления из этих провинций не контролировались Сенатом, а поступали в императорскую казну. В 286 г. император Диоклетиан провел административно-территориальную реформу. Он разделил империю на две части — Восточную и Западную, каждую из которых возглавил император-соправитель с равными полномочиями. Первоначально раздел сохранил государственное и правовое единство. Каждая из частей империи, в свою очередь, была поделена на две префектуры во главе с префектами претория. Префектуры подразделялись на 12 округов (диоцезов), а те — на провинции (до 16). Наместники ди-оцезов — викарии и наместники провинций — ректоры обросли собственными резиденциями и чиновниками. В их обязанности входили сбор налогов и высшая юрисдикция на вверенной территории. Однако префекты претория стали превращаться в вице-императоров со своим административным аппаратом и правом издавать общеобязательные эдикты. В конечном итоге, реформа привела к развалу империи. В 395 г. она окончательно разделилась на два независимых государства — Западную и Восточную Римскую империю (Византию).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |