Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки формирования режима консульства и империи во Франции. Его легитимация




Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Конституция 1793 г.

Несмотря на введение Конституции в обществе сохранялась сильная монархическая оппозиция, что обостряло внутриполити­ческую ситуацию в стране. Осложнились и внешнеполитические обстоятельства. Летом 1792 г. против революционной Франции были выдвинуты войска Пруссии и Австрии. Франция терпела одно поражение за другим. В этих условиях король уволил весь состав правительства, вынашивая планы реставрации сильной ко­ролевской власти. В ответ на это в Париже вспыхнуло восстание, в ходе которого народ потребовал низложения короля и организа­ции новой власти. 9—10 августа монархия была свергнута, а Консти­туция 1791 г. отменена. К власти приходят жирондисты, пропове­довавшие республиканские идеалы. В стране провозглашается рес­публика. Начинается работа по созданию новой республиканской конституции. Однако в период пребывания жирондистов у власти Конституция не была принята. Осенью, несмотря на сопротивле­ние жирондистов, Людовик XVI был предан суду Конвента, а 21 января 1793 г. — публично казнен.

Дальнейшая эволюция государственного строя Франции связа­на с приходом к власти якобинцев — небольшой политической группировки, выступавшей за радикализацию революции. Их приход к власти явился результатом народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г., изгнавшего жирондистов из Конвента. Ведущую роль среди якобинцев играли монтаньяры — Робеспьер, Кутон, Сен-Жюст и др., отражавшие бунтарские и эгалитарные настрое­ния масс.

Этот период французской революции ознаменовался оконча­тельной ликвидацией феодальных пережитков, а также рядом со­циальных мер, проведенных в интересах неимущих.

Важнейшим итогом якобинского правления стали новая Дек­ларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г., где наиболее отчетливо проявился их политический радикализм.

Якобинская конституция отвергла принцип разделения влас­тей, а вместо него учредила простое государственное устройство. Авторы документа утверждали, что разделение властей противоре­чит народному суверенитету, который должен быть единым и не­делимым.

Конституция 1793 г. упразднила и деление граждан на активных и пассивных избирателей как несовместимое с идеей равенства. Она фактически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года.

Для решения важнейших вопросов развития государства кон­ституция предусматривала создание Законодательного корпуса (Национального собрания). Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, состоявший из 24 чле­нов, которые избирались Национальным собранием. Кандидаты в Исполнительный совет выдвигались списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед зако­нодательным собранием.

В силу осложнившегося внешне- и внутриполитического поло­жения введение Конституции было отсрочено. Якобинцы полага­ли, что закрепить республиканскую форму правления можно лишь путем установления режима революционной диктатуры.

Декрет от 4 декабря 1793 г. установил, что «единственным цен­тром управления» в республике является Национальный конвент. За ним признавалось исключительное право на принятие и толко­вание декретов. Конвент был постоянно действующим органом власти, который моментально реагировал на быстро меняющую­ся политическую конъюнктуру.

Правительственную власть в системе якобинской диктатуры осуществлял Комитет общественного спасения, ставший источником политики террора, особенно после того как его возглавил М. Робеспьер. Комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры и гене­ралы.

В период якобинской диктатуры были созданы специальные учреждения для борьбы против внутренних и внешних врагов ре­волюции и республики. Определяющую роль в организации борь­бы против контрреволюции сыграл Комитет общественного спа­сения. Он наделялся правом расследования, арестов и предания суду врагов республики, что позволяло Комитету злоупотреблять предоставленными ему властными полномочиями и превращало его в важнейший карательный орган в системе диктатуры.

Функционирование диктатуры обеспечивалось и Революцион­ным трибуналом, ставшим орудием проведения террора. До июня 1794 г. по приговору Трибунала было казнено 2607 человек. Его задача заключалась в целенаправленном устранении противников якобинской власти — роялистов и жирондистов. 10 июня 1794 г. Конвент принял закон «О врагах народа», который еще больше упрощал судебную процедуру, окончательно устранив демократи­ческие основы судопроизводства.

 

Самым насущным вопросом этого периода стал вопрос о вос­становлении конституционного строя. Формально в силе остава­лась Конституция 1793 г., хотя практически она не применялась. Новый конституционный документ был принят Конвентом в ав­густе 1795 г. и получил название Конституции III года республи­ки.

Ее отличали умеренный характер и утрата революционного па­фоса. О таких правах народа, как право на восстание и сопротив­ление угнетению, не упоминалось. Документ сделал ставку на за­крепление экономических, моральных и правовых устоев буржу­азного общества в целях стабилизации его развития.

Конституция отменяла всеобщее мужское избирательное пра­во и восстанавливала цензовую систему. Был восстановлен и прин­цип разделения властей, где приоритет отдавался законодательной ветви, представленной двухпалатным законодательным корпусом.

Он состоял из Совета старейшин (250 человек, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот, формировавшегося из лиц не моложе 30 лет. Правом законодательной инициативы обладал только Совет пятисот, но вступал закон в силу лишь после одоб­рения Советом старейшин. Отклоненный законопроект мог сно­ва быть вынесенным на обсуждение спустя год. Таким образом, в статусе законодательного корпуса закладывались противоречия, обусловившие нежизнеспособность системы в целом.

Аналогичные тенденции характеризовали и статус исполни­тельной власти, которая сосредоточивалась в руках Директории.

19 ноября 1799 г. группа противников термидорианского прав­ления, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, упразднила Директорию и другие конституционные органы. Власть в респуб­лике перешла к коллегии трех консулов — самого Бонапарта и двух членов упраздненной Директории.

В результате переворота была создана новая форма политичес­кого правления, основанная на антидемократическом режиме.

За переворотом последовали радикальные изменения в систе­ме французской государственности, вызванные политикой бона­партизма. Они закреплялись Конституцией VIII года республики (1799 г.). Эта республиканская конституция не была ратифициро­вана законодательным органом власти, а утверждалась по итогам плебисцита, проходившего под жестким государственным контро­лем. При внешнем сохранении республиканского строя она за­крепила диктатуру генерала Бонапарта. С принятием Конституции 1799 г. начинается период консульства и империи в истории фран­цузской государственности, который продлился до 1814 г., когда произошло восстановление монархии (т.е. Реставрация).

Основным стержнем новой конституционной системы стано­вилось правительство в виде коллегии трех консулов. Однако оно не являлось коллегиальным органом, так как первый консул об­ладал исключительными полномочиями. Консулы избирались на 10 лет и имели право на повторное избрание. Эти должности за­креплялись за конкретными лицами: первого консула — за Бона­партом, второго — за Комбасересом (бывшим министром юсти­ции), третьего — за Лебреном (бывшим членом комиссии Совета старейшин).

Законодательный процесс теперь осуществлялся рядом органов, что способствовало ослаблению потенциальной оппозиции со сто­роны законодательной власти.

Выборность как важнейший элемент демократической полити­ческой системы была ликвидирована как в центре, так и на мес­тах. Выборные местные муниципальные, общинные и генеральные советы имели лишь совещательные функции, а их решения под­лежали утверждению соответствующей администрацией.

В тексте конституции отсутствовал раздел о политических пра­вах граждан и упоминалось лишь о праве индивидуальных пети­ций, адресованных всем органам власти.

Таким образом, номинально Франция продолжала оставаться республикой, что было закреплено в первой статье Конституции, а фактически ликвидировались республиканские принципы орга­низации власти и органы управления.

Однако режим единоличной власти складывался постепенно, пройдя несколько этапов в процессе своего становления и леги­тимного закрепления. После Амьенского мира Наполеон стал до­биваться пожизненного консульства. Тогда Сенат не одобрил это предложение. Сенатус-консультом от 8 мая 1802 г. Наполеон был избран первым консулом еще на 10 лет после окончания первого срока избрания (то есть до конца 1819 г.). Тогда по решению трех консулов был проведен плебисцит, на который вынесли вопрос: «Следует ли Наполеону Бонапарту быть пожизненным консу­лом?». По итогам плебисцита Наполеон был объявлен пожизнен­ным консулом, а согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. он становится императором. Первый раздел этого докумен­та вводил в оборот титул «император», хотя здесь же говорилось о республиканской форме правления. Второй раздел провозгласил принцип наследования императорского титула и должности в по­рядке первородства с постоянным исключением женщин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.