КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки формирования режима консульства и империи во Франции. Его легитимация
Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Конституция 1793 г. Несмотря на введение Конституции в обществе сохранялась сильная монархическая оппозиция, что обостряло внутриполитическую ситуацию в стране. Осложнились и внешнеполитические обстоятельства. Летом 1792 г. против революционной Франции были выдвинуты войска Пруссии и Австрии. Франция терпела одно поражение за другим. В этих условиях король уволил весь состав правительства, вынашивая планы реставрации сильной королевской власти. В ответ на это в Париже вспыхнуло восстание, в ходе которого народ потребовал низложения короля и организации новой власти. 9—10 августа монархия была свергнута, а Конституция 1791 г. отменена. К власти приходят жирондисты, проповедовавшие республиканские идеалы. В стране провозглашается республика. Начинается работа по созданию новой республиканской конституции. Однако в период пребывания жирондистов у власти Конституция не была принята. Осенью, несмотря на сопротивление жирондистов, Людовик XVI был предан суду Конвента, а 21 января 1793 г. — публично казнен. Дальнейшая эволюция государственного строя Франции связана с приходом к власти якобинцев — небольшой политической группировки, выступавшей за радикализацию революции. Их приход к власти явился результатом народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г., изгнавшего жирондистов из Конвента. Ведущую роль среди якобинцев играли монтаньяры — Робеспьер, Кутон, Сен-Жюст и др., отражавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс. Этот период французской революции ознаменовался окончательной ликвидацией феодальных пережитков, а также рядом социальных мер, проведенных в интересах неимущих. Важнейшим итогом якобинского правления стали новая Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г., где наиболее отчетливо проявился их политический радикализм. Якобинская конституция отвергла принцип разделения властей, а вместо него учредила простое государственное устройство. Авторы документа утверждали, что разделение властей противоречит народному суверенитету, который должен быть единым и неделимым. Конституция 1793 г. упразднила и деление граждан на активных и пассивных избирателей как несовместимое с идеей равенства. Она фактически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года. Для решения важнейших вопросов развития государства конституция предусматривала создание Законодательного корпуса (Национального собрания). Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, состоявший из 24 членов, которые избирались Национальным собранием. Кандидаты в Исполнительный совет выдвигались списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед законодательным собранием. В силу осложнившегося внешне- и внутриполитического положения введение Конституции было отсрочено. Якобинцы полагали, что закрепить республиканскую форму правления можно лишь путем установления режима революционной диктатуры. Декрет от 4 декабря 1793 г. установил, что «единственным центром управления» в республике является Национальный конвент. За ним признавалось исключительное право на принятие и толкование декретов. Конвент был постоянно действующим органом власти, который моментально реагировал на быстро меняющуюся политическую конъюнктуру. Правительственную власть в системе якобинской диктатуры осуществлял Комитет общественного спасения, ставший источником политики террора, особенно после того как его возглавил М. Робеспьер. Комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры и генералы. В период якобинской диктатуры были созданы специальные учреждения для борьбы против внутренних и внешних врагов революции и республики. Определяющую роль в организации борьбы против контрреволюции сыграл Комитет общественного спасения. Он наделялся правом расследования, арестов и предания суду врагов республики, что позволяло Комитету злоупотреблять предоставленными ему властными полномочиями и превращало его в важнейший карательный орган в системе диктатуры. Функционирование диктатуры обеспечивалось и Революционным трибуналом, ставшим орудием проведения террора. До июня 1794 г. по приговору Трибунала было казнено 2607 человек. Его задача заключалась в целенаправленном устранении противников якобинской власти — роялистов и жирондистов. 10 июня 1794 г. Конвент принял закон «О врагах народа», который еще больше упрощал судебную процедуру, окончательно устранив демократические основы судопроизводства.
Самым насущным вопросом этого периода стал вопрос о восстановлении конституционного строя. Формально в силе оставалась Конституция 1793 г., хотя практически она не применялась. Новый конституционный документ был принят Конвентом в августе 1795 г. и получил название Конституции III года республики. Ее отличали умеренный характер и утрата революционного пафоса. О таких правах народа, как право на восстание и сопротивление угнетению, не упоминалось. Документ сделал ставку на закрепление экономических, моральных и правовых устоев буржуазного общества в целях стабилизации его развития. Конституция отменяла всеобщее мужское избирательное право и восстанавливала цензовую систему. Был восстановлен и принцип разделения властей, где приоритет отдавался законодательной ветви, представленной двухпалатным законодательным корпусом. Он состоял из Совета старейшин (250 человек, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот, формировавшегося из лиц не моложе 30 лет. Правом законодательной инициативы обладал только Совет пятисот, но вступал закон в силу лишь после одобрения Советом старейшин. Отклоненный законопроект мог снова быть вынесенным на обсуждение спустя год. Таким образом, в статусе законодательного корпуса закладывались противоречия, обусловившие нежизнеспособность системы в целом. Аналогичные тенденции характеризовали и статус исполнительной власти, которая сосредоточивалась в руках Директории. 19 ноября 1799 г. группа противников термидорианского правления, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, упразднила Директорию и другие конституционные органы. Власть в республике перешла к коллегии трех консулов — самого Бонапарта и двух членов упраздненной Директории. В результате переворота была создана новая форма политического правления, основанная на антидемократическом режиме. За переворотом последовали радикальные изменения в системе французской государственности, вызванные политикой бонапартизма. Они закреплялись Конституцией VIII года республики (1799 г.). Эта республиканская конституция не была ратифицирована законодательным органом власти, а утверждалась по итогам плебисцита, проходившего под жестким государственным контролем. При внешнем сохранении республиканского строя она закрепила диктатуру генерала Бонапарта. С принятием Конституции 1799 г. начинается период консульства и империи в истории французской государственности, который продлился до 1814 г., когда произошло восстановление монархии (т.е. Реставрация). Основным стержнем новой конституционной системы становилось правительство в виде коллегии трех консулов. Однако оно не являлось коллегиальным органом, так как первый консул обладал исключительными полномочиями. Консулы избирались на 10 лет и имели право на повторное избрание. Эти должности закреплялись за конкретными лицами: первого консула — за Бонапартом, второго — за Комбасересом (бывшим министром юстиции), третьего — за Лебреном (бывшим членом комиссии Совета старейшин). Законодательный процесс теперь осуществлялся рядом органов, что способствовало ослаблению потенциальной оппозиции со стороны законодательной власти. Выборность как важнейший элемент демократической политической системы была ликвидирована как в центре, так и на местах. Выборные местные муниципальные, общинные и генеральные советы имели лишь совещательные функции, а их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией. В тексте конституции отсутствовал раздел о политических правах граждан и упоминалось лишь о праве индивидуальных петиций, адресованных всем органам власти. Таким образом, номинально Франция продолжала оставаться республикой, что было закреплено в первой статье Конституции, а фактически ликвидировались республиканские принципы организации власти и органы управления. Однако режим единоличной власти складывался постепенно, пройдя несколько этапов в процессе своего становления и легитимного закрепления. После Амьенского мира Наполеон стал добиваться пожизненного консульства. Тогда Сенат не одобрил это предложение. Сенатус-консультом от 8 мая 1802 г. Наполеон был избран первым консулом еще на 10 лет после окончания первого срока избрания (то есть до конца 1819 г.). Тогда по решению трех консулов был проведен плебисцит, на который вынесли вопрос: «Следует ли Наполеону Бонапарту быть пожизненным консулом?». По итогам плебисцита Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. он становится императором. Первый раздел этого документа вводил в оборот титул «император», хотя здесь же говорилось о республиканской форме правления. Второй раздел провозгласил принцип наследования императорского титула и должности в порядке первородства с постоянным исключением женщин.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |