КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки и источники правового развития Франции в последней трети XVIII в
Эволюция французской государственности от Второй республики до Третьей Эволюция французской государственности от легитимной монархии до Второй республики (1814-1848 гг.) Период империи просуществовал во Франции до 1814 г. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального недовольства и в конечном счете падение авторитета власти. Монархия, восстановленная во Франции в 1814 г., существенно отличалась от предреволюционной. Она получила название «легитимной» монархии, основы которой закреплялись в королевской Хартии 1814 г. Согласно этому документу в стране устанавливался конституционно-монархический строй. Конституционные основы провозглашались октроированными (дарованными) французскому народу монархом, превращая его, а не народ, как это было по Конституции 1791 г., в источник власти. Таким образом, отвергнув принцип национального суверенитета, Хартия провозгласила королевский суверенитет. Поэтому она рассматривалась не как соглашение между королем и народом, а как одностороннее волеизъявление монарха. Королевская хартия 1814 г. имела компромиссный характер. С одной стороны, она провозглашала ряд либеральных идей (равенство французов, гарантии личной свободы, свободу слова и печати), а с другой — возвращала титулы старому дворянству. Тем не менее, этот документ носил более либеральный характер, чем последняя конституция страны, а режим легитимной монархии ориентировался на закон, а не на единоличную власть. Хартия 1814 г. предусматривала сильную исполнительную власть в лице короля. Он являлся главой государства и вооруженных сил, имел право заключать международные договоры, объявлять войну, издавать постановления и ордонансы. Он обладал правом верховного помилования и роспуска обоих палат парламента. Право назначения на высшие должностные посты и формирования правительства принадлежало королю. Документ не предусматривал ответственности правительства перед представительным органом. Министры могли быть членами парламента. Законодательная власть осуществлялась совместно королем и парламентом. Он состоял из двух палат. Верхняя — палата пэров — назначалась королем. Ее члены должны были соответствовать высокому имущественному и возрастному цензу. Эта палата обладала законодательными, судебными, контролирующими функциями. Нижняя палата парламента — палата депутатов — избиралась населением. Но выборы были не прямыми, а двухстепенными. Избирались депутаты на 5 лет, но 1/5 часть переизбиралась ежегодно. Легитимная монархия сохранила в общих чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами. Несмотря на то что созданная система допускала в минимальных пределах существование конституционных элементов, все же она тяготела к дореволюционным порядкам, что обусловило нарастание консервативных реакционных тенденций в общественно-политической жизни. Они пришли в противоречие с потребностями развивающегося гражданского общества. В 1824 г. к власти приходит Карл X, которого исследователи считают вдохновителем ультрароялистов. Его политика носила реакционный характер и была направлена на восстановление основ абсолютистского правления. Новое консервативное аграрное законодательство (аграрная реформа) вызвало волнения мелких и средних земельных собственников. В 1827 г. разразился крупный политический кризис, поводом к которому стало обсуждение в парламенте нового закона о печати. Проект предполагал значительное ужесточение цензуры, что вызвало резкое недовольство либеральной оппозиции. В 1830 г. Карл распустил парламент и объявил об отмене ряда гражданских прав и свобод. Католицизм был объявлен государственной религией, восстановлен орден иезуитов, что предусматривало смертную казнь за преступления против веры и церкви. Французское общество расценило эти события как нарушение Конституционной хартии 1814 года, и в июле 1830 г. было поднято Парижское восстание. Новым монархом был провозглашен Луи Филипп. 2 августа Карл X официально отрекся от престола. В ходе революции королевская власть была сохранена, но перешла в руки Луи Филиппа — представителя Орлеанской династии. Изданная им конституционная Хартия (1830 г.) подтверждала конституционно-монархическое устройство Франции, но в большей степени соответствовала потребностям капиталистического развития. Она провозгласила Народную монархию, отменила официальный католицизм, ограничила законодательную инициативу короля, снизила имущественный и возрастной ценз для участия в выборах, сократила Палату пэров, устранила ее влияние на правительство, которое было теперь ответственно не перед монархом, а перед парламентом. Правительство стало формироваться по воле большинства его депутатов. Хартия 1830 г. включала Декларацию прав. Важным дополнением к хартии стала статья 69, которая предоставила активное избирательное право гражданам, уплатившим в год 200 франков прямых налогов. Однако относительная политическая стабильность, возникшая в результате Июльской революции 1830 г., носила временный характер. Режим Июльской монархии перестал существовать в результате революционных событий 1847—1848 гг. Их участники потребовали не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ. В 1848 г. во Франции разразился экономический кризис, который способствовал росту политической оппозиции. Все слои общества понесли потери от кризиса, поэтому были настроены оппозиционно по отношению к монархии. Средние слои общества значительно окрепли по сравнению с 1830 и особенно с 1814 гг и требовали либерализации существующего режима. Влияние на радикализацию политических требований оказали революции, прошедшие почти во всех европейских странах.
7. Конституция Франции 1848 г.: политические и социальные права, реализация принципа разделения властей После Парижского восстания 25 февраля 1848 г. управление страной перешло в руки Временного правительства во главе с Ла-мартином. Первые декреты новой власти носили социальный характер. Было закреплено право на труд, гарантирована организация труда, сокращен рабочий день до 10—11 часов. Было введено новое избирательное право (всеобщее с 21 года). На основании нового закона прошли выборы в Учредительное собрание, которое должно было выработать новую конституцию. Большинство мест в парламенте получили умеренные республиканцы, выбранные в основном крестьянами. В результате революции во Франции установилась Вторая республика, легитимно закрепленная в Конституции 4 ноября 1848 г. В отличие от Первой республики Вторая носила более умеренный характер. Доктрина народного суверенитета совмещалась с догматами о божественном предопределении. Конституция открывалась словами: «В присутствии Бога и от имени французского народа собрание объявляет...». Акцент на естественные права не делался, но зато документ попытался дать новую трактовку республики, подчеркнув социальное значение государственной власти. Конституция 1848 г. состояла из введения и 12 глав. Она основывалась на принципах народного суверенитета, естественного права и разделения властей. Ее авторы признавали необходимость социального законодательства, но делали это декларативно. Во введении провозглашались задачи дальнейшего государственно-политического развития страны, которые заключались в стремлении Франции «без новых потрясений, лишь последовательным и постепенным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния». Первая глава содержала перечень прав и свобод граждан французской республики. Здесь декларировались неприкосновенность личности (п. 2), жилища и собственности (п. 3, 11, 12), право на справедливое правосудие (п. 4), свободу совести (п. 7), слова и печати, митингов и собраний (п. 8), здесь же запрещалась цензура и оговаривались пределы гражданских свобод. Они могли ограничиваться только соображениями общественной безопасности. Далее декларировалась свобода образования (п. 9), равный доступ ко всем общественным и государственным должностям (п. 10). Конституция восстанавливала принцип разделения властей, отдавая приоритет исполнительной власти. Власть эта делегировалась президенту от имени французского народа. Статус президента оговаривался в главе 5 — «Об исполнительной власти». Глава исполнительной власти избирался населением на четыре года и обладал обширными полномочиями: правом внесения законопроектов, отлагательного вето, правом помилования, а также назначения и смещения министров и других должностных лиц. В то же время он не мог быть переизбран на второй срок и не имел права роспуска парламента. Законодательная власть вручалась по Конституции Национальному собранию, в распоряжении которого не было механизмов воздействия на исполнительную власть. Статус Законодательного собрания рассматривался в главе 4 — «О законодательной власти». Оно избиралось населением путем тайной подачи голосов и состояло из 750 депутатов. Позиции Национального собрания ослаблялись и Государственным советом, предусмотренным Конституцией для предварительного рассмотрения законопроектов. Ему принадлежали и функции административной юстиции. Госсовет избирался Национальным собранием на 6 лет, но 1/2 состава обновлялась с выборами в Собрание. Статус судебной власти и ее полномочия не регулировались подробно Конституцией. Глава 8 документа провозглашала равенство всех перед законом, а также гласное публичное правосудие. Предусматривалось и существование суда присяжных.
Первые президентские выборы принесли победу племяннику Бонапарта — Людовику Наполеону, за которого проголосовало 2/3 населения страны. После его прихода к власти повторились те же события, что и в начале XIX века. Они заключались в формировании в недрах республиканского строя авторитарных традиций. Уже вскоре после прихода к власти Людовика Наполеона обозначились расхождения между его политическими стремлениями и политикой Законодательного собрания. Под предлогом борьбы с революцией оно принимает ряд реакционных законов, ограничивших свободу печати, собраний и других демократических прав. 31 мая 1850 г. собрание принимает новый избирательный закон, который вводил имущественный ценз вопреки Конституции и повышенный ценз оседлости. В итоге количество избирателей сократилось на 30%. Летом того же года принимаются законы, ограничившие свободу печати, слова, митингов и собраний. Специальный закон поставил образование под контроль католической церкви. Таким образом Франция постепенно превращалась в полицейское государство. 2 декабря 1851 г. президент своим декретом распустил парламент. Это был по сути переворот, совершенный с опорой на армию. Слабость республиканских устоев, продемонстрированная уже в ходе выборов 1848 г., привела к новому государственному перевороту и установлению в 1851 г. режима Второй империи. 14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал новую конституцию, напоминавшую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избиравшегося на 10 лет. Он контролировал законодательный процесс, который осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. В отличие от конституции Первой империи здесь сохранялось всеобщее избирательное право при тайном голосовании. Избирательный закон 31 мая 1850 г. был отменен. Однако за республиканской формой правления скрывалось монархическое содержание. Режим Второй империи окончательно оформился после плебисцита, восстановившего императорскую власть в лице Наполеона III. Созданная им система являлась разновидностью бонапартистского (цезаристского) режима, носившего тоталитарный характер. Он просуществовал с 1852 по 1870 гг. и получил название Второй империи во Франции.
Авантюристическая внутренняя и внешняя политика Второй империи способствовала краху этого режима. После неудач в войне с Пруссией, приведших к военной катастрофе под Седаном и пленению французского императора, в Париже вспыхнули революционные волнения. 4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой. 26 марта 1871 г. Центральный комитет Национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской Коммуны, лидеры которой стремились к установлению в стране подлинной демократической республики. В качестве прообраза такого государства они видели добровольную ассоциацию коммунальных коммун, связанных с Парижем и друг с другом «союзным договором». Программным документом Парижской Коммуны стала Декларация Коммуны «К французскому народу» от 19 апреля 1871 г. В качестве идеала государственного устройства провозглашалась федерация автономных коммун Франции. Высшим органом власти в восставшем городе стал Совет Коммуны, члены которого избирались на основе всеобщего голосования. Реализуя принцип равенства, коммунары руководствовались требованиями «дешевого правительства» и ликвидации различных привилегий и льгот. Совет Коммуны выбирал из своего состава десять комиссий, ведавших различными отраслями жизнедеятельности общества: финансами, юстицией, средствами связи, дипломатическими отношениями и др. Важное место в созданной системе занимал Комитет общественного спасения. Парижская Коммуна провела ряд мероприятий, направленных на демократизацию судебной системы. Она провозгласила равный для всех суд, выборность суда, ввела суд присяжных. Судебные процессы приобрели гласный и открытый характер. Обвиняемым предоставлялись значительные процессуальные гарантии. Не менее существенные мероприятия проводились коммунарами и в области социально-экономических отношений. Не преследуя цели перераспределения собственности, они все же проводили радикальную политику, вызванную экстремальными условиями и необходимостью бороться с крайними проявлениями бедности. Парижская Коммуна, просуществовавшая всего 72 дня, представляла собой новую форму государственной и правовой системы. Однако она не могла стать эффективным механизмом самоуправления народа, способным обеспечить долговременную социально-политическую и экономическую стабильность. Эти обстоятельства и предопределили крах Парижской Коммуны. После ее падения в стране установился режим Третьей республики, основы которого были закреплены новым конституционным документом в 1875 г. Однако ряд исследователей включают Парижскую Коммуну в состав Третьей республики, датируя ее установление 1871 годом. Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, не представляла собой целостного документа, а излагалась в трех законах: об организации Сената от 24 февраля 1875 г., об организации государственной власти от 25 февраля того же года и об отношениях между государственными властями от 16 июля. Эти законы представляли собой политический компромисс между консерваторами и либералами. Главой исполнительной власти оставался президент, имевший право законодательной инициативы. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить его нижнюю палату с согласия верхней. Президент руководил вооруженными силами, назначал на высшие должностные посты, имел внешнеполитические прерогативы. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, статус которого не был четко определен. Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Взаимоотношения между палатами (Палатой депутатов и Сенатом) строились таким образом, что Сенат мог сдерживать развитие радикального законодательства. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именовавшееся Национальным, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра Конституции. Избирательное право не освещалось Конституцией, а регламентировалось специальным законодательством. Оно подтверждало всеобщее мужское избирательное право с 21 года. Выборы проводились по мажоритарной системе голосованием в два тура. Такова в общих чертах государственно-политическая система, основы которой закреплялись Конституцией 1875 г. Основным правовым источником Франции в период феодализма являлись кутюмы, представлявшие собой сборники правовых норм, основанных на обычном праве. Не менее важной задачей для национальной правовой системы являлась модернизация правовых норм, то есть преодоление феодальных пережитков в области права и законодательства. Наиболее одиозными архаизмами были поземельные отношения и сословность, определявшая правовой статус французов. Недовольство третьего сословия устаревшей правовой системой фиксировалось в многочисленных «Наказах» своим депутатам в Генеральных штатах. Французское правоведение испытало значительное влияние теории «естественного права», основанной на рационалистических началах. Она выводила право из естественного природного состояния человека и общества, отвергая феодальные институты личной и экономической зависимости, а также сословное деление. Приверженцы этой концепции сформулировали идею права как незыблемого и общего для всех времен и народов и заявили о том, что правовому регулированию должны подлежать не только взаимоотношения граждан между собой, но и отношения государственной власти и подданных. Тем самым они выступили против абсолютистских устоев, а эта мысль была воплощена гораздо позже в политических системах буржуазных государств, получив название принципа законности. Доктринальным источником развития французского права стали правовые взгляды просветителей. Развивая теорию естественных, неотъемлемых прав человека и общественного договора, они аргументировали необходимость модернизации социально-правовых и экономических отношений, а также построения национальной государственности на принципиально новых основах, предусматривавших гражданское равенство.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |