Устройства и технические средства обеспечения пассажирских перевозок
Пассажирские станции (начальник станции — ЛС) предназначены для выполнения операций с пассажирскими поездами. На пассажирские станции возлагаются также ремонт, экипировка, формирование и отстой составов пассажирских поездов, заблаговременная их подача под посадку и отправление строго по расписанию. Пассажирские станции сооружаются в административно-хозяйственных и промышленных центрах, в курортных районах, на стыковых пунктах железнодорожного и автомобильного транспорта и мл магистральных направлениях со значительным пассажирским движением. По характеру выполняемой работы пассажирские станции делят: - на собственно пассажирские, где производятся операции по обслуживанию пассажиров, приему, отправлению и пропуску поездов, а также все коммерческие операции по оформлению проезда пассажиров и перевозок багажа и грузобагажа; - технические пассажирские, имеющие пути и устройства для экипировки, переформирования, ремонта, дезинфекции и отстоя пассажирских составов, деповские и другие устройства для ремонта вагонов. Эти станции предназначены главным образом для выполнения операций с составами поездов, начинающих и заканчивающих следование; - объединенные, выполняющие все операции по пассажирскому движению. В зависимости от схемы путевого развития различают пассажирские станции сквозного, тупикового и комбинированного типов. Через станции сквозного типа поезда могут следовать напроход. На сети железных дорог России большинство пассажирских станций являются сквозными. На тупиковых станциях приемоотправочные пути заканчиваются тупиками. Транзитные поезда через такие станции пропускают с и членением направления движения. Комбинированные имеют сквозные и тупиковые приемоотправочные пути. Тупиковые пути пути используются главным образом для пригородного движения.
На рис. 2.4 показана схема пассажирской технической станции.
По характеру обслуживаемых поездов станции подразделяют на транзитные, смешанные и конечные. Транзитные станции обслуживают в основном транзитные поезда, смешанные — поезда всех категорий (в том числе транзитные) и конечные — поезда, заканчивающие или начинающие движение на данной станции. Пассажирские станции обслуживают пассажиров дальних, местных и пригородных поездов. При значительных потоках пассажиров пригородных поездов для их приема и отправления оборудуются отдельные пути и платформы. На участках со значительным пригородным движением в пунктах спада пассажиропотоков создаются зонные станции, предназначаемые для оборота пригородных составов. На пригородных участках для посадки-высадки пассажиров устраивают остановочные пункты. Основные устройства пассажирских станций: вокзал, путевое развитие, устройства для багажа и почты. Вокзал представляет собой комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров, включающий привокзальную площадь, пассажирское здание, платформы, навесы, переходные тоннели, конкорсы, переходные мостики, вспомогательные сооружения, малые архитектурные формы, предназначенные для ориентирования и создания более комфортных условий, электрические часы, торговые палатки, указатели направлений к местному транспорту и достопримечательным местам и др. В пассажирском здании размещаются залы ожидания, билетные кассы, багажные помещения и камеры хранения ручной клади, справочное бюро, комнаты матери и ребенка, комнаты отдыха, почта, телеграф, бытовые (ресторан, парикмахерская и др.) и административно-служебные помещения. Планировка помещений вокзала должна обеспечивать поточность следования пассажиров, разделение пассажиропотоков по прибытию и отправлению, дальнему и пригородному сообщению, безопасность прохода пассажиров к поездам и от поездов. В зависимости от объема работы по обслуживанию пассажиров вокзалы бывают внеклассные, а также I, II и III классов. В зависимости от взаимного расположения пассажирских зданий и перронных путей вокзалы подразделяют на четыре типа: тупиковые, боковые, островные и смешанные. Путевое развитие включает в себя пути для приема и отправления поездов, производства маневров и временного отстоя отдельных вагонов (служебных, беспересадочного сообщения и т.п.). Устройства для багажа и почты включают в себя багажные кассы, склады, платформы, тоннели для перемещения багажа и почты. На пассажирских станциях могут предусматриваться отдельные устройства туристских поездов (пути отстоя, канализационные колодцы, освещение платформ, туалеты, душевые и предприятия бытового обслуживания: ремонт одежды и обуви, почта, прокат спортинвентаря и т.п.). Выбор места для расположения баз отстоя туристских поездов зависит от типа станции, ее местоположения в городе и размеров движения туристских поездов. Пассажирскими техническими станциями (ПТС) называют специальные одно- или многопарковые станции, оборудованные комплексом устройств для подготовки пассажирских составов в рейс. Назначение этих станций — комплексная подготовка составов, выполнение текущего и планового ремонтов вагонов, техническое обслуживание резервных вагонов, формирование составов по утвержденным схемам, экипировка вагонов. По объему работы различают пассажирские технические станции: - крупные — формирующие более 15 составов в сутки (многопарковые); - средней мощности — от 5 до 15 составов (однопарковые). На пассажирских технических станциях, формирующих до 5 — 6 составов в сутки, предусматривают технический парк. Некоторые крупные железнодорожные узлы не имеют пассажирских технических станций, и подготовка составов в рейс осуществляется в техническом парке и на специально выделенных путях пассажирской станции, а отстой резервных вагонов и составов, ожидающих подготовки в рейс, — вблизи пассажирской узловой станции. Схемы многопарковых ПТС различают с последовательным расположением парков и ремоптно экипировочных устройств или с параллельным расположением парков. На рис. 2.5 приведена схема многопарковой станции с параллельным расположением парков, а на рис. 2.6 — схема однопарковой пассажирской технической станции.
Пассажирские технические станции примыкают к пассажирским станциям и обслуживают обычно все пассажирские станции железнодорожного узла. Техническими условиями предусмотрено увеличенное расстояние между осями путей пассажирской технической станции: - в парке приема — 8600 и 5300 мм поочередно; - в парке технического обслуживания вагонов — 8800 мм.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление