КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Виды, роды и жанры изобразительного искусства
ВИДЫ ИСКУССТВА — различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изобразительные (живопись, скульптура, графика)и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и неизобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декоративный. Неизобразительные искусства более четко разделяются в соответствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначением (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусств также условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пластику человеческого тела (пантомима, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-пространственные (драматический и музыкальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн). ЖИВОПИСЬ — вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространственного искусства, не имеющего (в отличие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики— той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку живопись приобретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функции, как религиозные (в разных культовых системах), так и светские. Основные разновидности живописи — станковая и монументальная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специальным грунтом ), позволяющий свободно перемещать произведения: развешивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предназначены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом картины является рама, придающая живописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского пространства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монументальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разработки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание атмосферными осадками и другие изменения живописи во внешней среде (каменная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж) из цветных стекол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств— гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры. Основой живописи может быть и предмет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи—иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама. Живопись обладает широким кругом выразительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет(колорит). Живописьможет пользоваться как оттенками одного цветового тона, так и системой взаимосвязанных тонов (красочная гамма ), неизменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и среде; рефлексы обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки). Основные технические разновидности живописи: масляная живопись (краски на растительном масле как связующем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмульсиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика ), живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (секко ), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для исполнения как живописных, так и графических произведений. По традиции основными инструментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребляются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесения на холст изображений фотохимическим способом.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |