Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Эгейское искусство




Своеобразным связующим звеном между Во­стоком и Древней Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит), мате­риковой Греции (города Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (город Троя). Расцвет этой культуры приходится на 2 тыс. до н. э.

В критской архитектуре пре­обладали обширные дворцовые комплексы. Сре­ди них выделялся своими масштабами (пло­щадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабирин­том. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.)

В решении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колон­ны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершается капителью в виде круглого валика и ле­жащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного реше­ния пространства.

Исполненные по сырой штукатур­ке росписи в виде фризов или панелей заполня­ли стены Кносского дворца. Здесь изобража­лась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: тор­жественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотя­щиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди во­дорослей. «Дама в голубом» (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей, так называемая «Парижанка»). В росписях преобладали яркие, мажорные — желтая, синяя, зеленая, красная - краски. Мелкая пластика Крита, так же, как и живопись, носит изысканно декоративный, динамический ха­рактер. Это фигурки животных, коз с козлята­ми, особенно выразительные изображения быка, почитавшегося на Крите, статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках, вероятно, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.

Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и рас­цветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). В рос­писях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим об­разцам относится ваза с осьминогом (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью. Наиболее ярко са­мобытность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчине­но задачам обороны. Из огромных гру­бо отесанных камней складывались оборонитель­ные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18—20 м. Древним грекам каза­лось, что только легендарные одноглазые вели­каны-циклопы могли быть их строителями. Уче­ные назвали эти стены «циклопическими». Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симмет­рии, чем достигнута большая цельность компо­зиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Центральные во­рота обширной многоярусной крепости Микен («Львиные врата», 14—13 вв. до н. э.) представляют величественное сооружение, сим­волизирующее могущество микенских царей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.