Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Искусство Высокого Возрождения




Искусство Высокого Возрождения приходит­ся на конец 15 и первые три десятилетия 16 в. «Золотой век» итальянского искусства хроноло­гически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия. Художники Высокого Возрожде­ния— не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства, обобщенного по худо­жественному языку, образ идеально прекрасно­го человека, совершенного физически и духов­но. Важнейшими очагами нового искусства наряду с Флоренцией в начале 16 в. становятся папский Рим и патрицианская Венеция.

Зарождение и развитие прин­ципов архитектуры Высокого Возрождения про­исходит в Риме, где на почве исканий предшест­вующего периода складывается единый общенациональный стиль. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 в. был Донато д'Анджело Браманте (1444—1514). Первая римская работа Браманте — маленький храм, так называемый Темпьетто, построенный в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро. Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центрально-купольного здания с сим­метричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был пере­строен другими строителями, его идеи нашли распространение в сооружениях многих италь­янских зодчих. Эволюцию палаццо завершает Антонио да Сан­галло (1483—1546). К этому вре­мени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ор­деров» (1562) Джакомо Виньолы и «Четыре книги по архитектуре» (1570) Андреа Палла­дио. В это время рождаются черты академизма и канонизации основ римской античной архи­тектуры, проявляются тенденции к декоратив­ности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру ба­рокко.

Новые черты архитектуры находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего прак­тика-строителя второй половины 16 в. В отличие от Браманте, искавшего в античном зодчестве формы для переработки, Палладио видел в античности идеал, который стремился оживить в своих сооружениях. Из загородных вилл Палладио наиболее со­вершенное и законченное решение получила вилла Ротонда близ Виченцы (1551—1567).

Подлинным осно­воположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). Значение его все­объемлющей деятельности, научной и художе­ственной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках — гениальные про­зрения в самых различных областях науки и техники. Одна из ранних работ Леонардо — фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) — выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя. К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа» ок. 1478 г.), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Увле­чение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Св. Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). Ми­ланский период творчества Леонардо (1482— 1499) оказался самым плодотворным. Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента — конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Большая модель монумента, получившая единодушную высокую оценку современников, по­гибла при взятии Милана французами в 1499 г. Сохранились лишь рисунки — наброски различ­ных вариантов монумента. Она значитель­но превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современ­никам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени. Не дошло до нас и ни одного осуществленно­го архитектурного проекта Леонардо. И все же его рисунки и проекты зданий, замыслы созда­ния идеального города говорят о его даре вы­дающегося архитектора. К миланскому периоду относятся живопис­ные произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483—1494, Париж, Лувр) — первая монументальная алтарная ком­позиция Высокого Возрождения. Самая значительная из монументальных росписей Леонардо — «Тайная ве­черя», исполненная в 1495—1497 гг. для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкова­ния евангельского эпизода, Леонардо дает нова­торское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и пережи­вания.

Наибольшее влияние на творчество Рафаэля (1483- 1520) оказало искусство Пьеро дела Франческа и Перуджино с их стремлением к совершенному воплощению идеальных представлений о гармонии мироздания.И прежде всего это сказалось в создание им нового типа изображения Мадонны с младенцем, многочисленные варианты которого заслужили ему непреходящую и всемирную славу («Прекрасная садовница», Лувр, 1507), «Сикстинская мадонна» Дрезден, Картинная галерея, 1514). Примером великой монументальной живописи Рафаэля является роспись парадных покоев папского дворца в Ватикане («Афинская школа», «Диспута», «Парнас» 1511). К римскому же периоду творчества Рафаэля относятся его лучшие портреты. Если в своих флорентийских работах мастер ещё довольно робко следует по стопам Леонардо, варьируя в основном композицию знаменитой Джоконды, то римские его портреты отличаются исключительной самобытностью (Портрет кардинала, Прадо, 1512, «Донна Велата», Флоренция, Питти, 1514, портрет Бенедетто Кастильоне, Лувр, 1515).

В последние годы жизни Рафаэля его деятельность достигает размаха и диапазона, трудно вообразимых для одного человека. Нельзя забывать, что Рафаэль и в архитектуре был одним из величайших зодчих своего времени наряду со своим учителем Браманте, после смерти, которого в 1514 году он сделался руководителем постройки собора Петра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.