Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС № 5




ВОПРОС № 4

Приемы фактического контроля:

инвентаризация – основной способ фактического контроля, представляет собой проверку и документальное подтверждение фактического наличия имущества, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета на определенную дату.

осмотр – непосредственное изучение определенных объектов учета (денежные средства, ценные бумаги, товарно-материальные ценности)

обследование – продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами, как нормативными, так и оправдательными, а также получение объяснений от ответственных лиц

контрольная закупка – искусственно созданная должностными лицами контролирующих органов ситуация приобретения товарно-материальных ценностей без цели их приобретения или последующей реализации. Призвана способствовать выявлению фактов обмана покупателей, нарушения продавцами лицензионных правил торговли и т.д.

выпуск контрольной партии продукции – под контрольной партией продукции подразумевают такую, выпуск которой организуется проверяющими со специальной, но заранее не объявляемой контрольной целью

контрольный запуск сырья в производство – применяется для проверки фактического выхода готовой продукции и действительного количества израсходованного сырья и вспомогательных материалов.

контрольный обмер – организуется для определения фактически выполненного объема строительных и ремонтных работ, а также для проверки соблюдения норм расхода материалов.

лабораторный анализ – применяется при проверке соответствия качества готовой продукции действующим стандартам.

экспертная оценка - применяется для получения квалифицированного заключения по какому-либо вопросу

устный опрос - фактическая проверка объектов контроля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах

Органами государственного контроля являются: Комитет госу­дарственного контроля Республики Беларусь, Министерство финан­сов, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа, Министерство экономики, На­циональный банк, органы специализированного государственного контроля и административные органы.

Высшим органом финансово-экономического контроля в респуб­лике является Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Основными функциями Комитета государственного контроля являются:

• контроль за исполнением законов Республики Беларусь, поста­новлений Совета Министров и соответствия им других актов, регу­лирующих отношения государственной собственности, хозяйствен­ные, финансовые и налоговые отношения;

• контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов;

• проверка законности и эффективности использования государ­ственных ресурсов всеми государственными организациями и пред­приятиями, а также использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие пред­приятий негосударственных форм собственности;

• контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы в ор­ганах государственного управления;

• проверка финансово-хозяйственной деятельности государ­ственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета;

• контроль за исполнением министерствами, ведомствами, други­ми органами государственного и хозяйственного управления, а также субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности и подчиненности, законодательных и других нормативных актов в сфере экономики;

• контроль за использованием государственных средств и матери­альных ресурсов;

• контроль за исполнением предприятиями и организациями, не­зависимо от форм собственности и подчиненности, а также физичес­кими лицами, законодательных и других нормативных актов по воп­росам, которые касаются правил торговли, дисциплины цен при реа­лизации товаров и услуг, качества производимых и реализуемых то­варов;

• ревизия и тематические проверки на предприятиях, в организа­циях и учреждениях, в том числе и по постановлению правоохрани­тельных органов.

Министерство по налогам и сборам явля­ется республиканским органом государственного управления, про­водящим государственную политику, осуществляющим регулирова­ние и управление в сфере налогообложения.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам яв­ляются: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, пол­ного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета; руко­водство деятельностью инспекций ГНК по областям и г. Минску, по городам, районам и районам в городах; разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации ра­боты государственных налоговых органов; осуществление валютно­го контроля в пределах своей компетенции; предупреждение, пресе­чение правонарушений в сфере налогового законодательства; подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы; из­дание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов и других платежей в бюджет.

Министерство финансов и его органы являются важнейшим зве­ном финансово-кредитной системы республики. Осуществляя не­посредственное руководство финансовой системой, они выполняют задачу составления бюджета, контроля полноты и своевременности поступления средств в бюджет, целевого их использования, соблюде­ния финансовой дисциплины учреждениями и организациями, со­стоящими на государственном бюджете, следят за состоянием бух­галтерского учета и отчетности, за выполнением предприятиями фи­нансовых планов. В соответствии с данными задачами указанные фи­нансовые органы осуществляют документальные и фактические ре­визии и проверки выполнения предприятиями обязательств перед бюджетом республики. В системе Министерства финансов имеется контрольно-ревизи­онное управление, которое имеет своих представителей во всех об­ластях. Они осуществляют систематический контроль за соблюдени­ем законов о бюджете отраслевыми министерствами и ведомствами, соблюдением финансовой дисциплины всеми предприятиями, организациями и учреждениями, выполнением республиканского бюд­жета министерствами, ведомствами и другими предприятиями

Министерство статистики и анализа контролирует по данным отчетности выполнение планов социально-экономического разви­тия по территориально-отраслевому признаку. Данное министер­ство контролирует наличие трудовых и материальных ресурсов, не­обходимых для расширенного воспроизводства, анализирует статис­тические материалы. Оно осуществляет проверку достоверности от­четных данных и состояние учета и отчетности на предприятиях, в организациях и учреждениях. Министерство статистики и анализа контролирует соблюдение действующего порядка утверждения, со­ставления и представления отчетности, недопущения отчетности, не утвержденной в установленном порядке.

Министерство экономики осуществляет контроль за социаль­но-экономическим развитием республики, вносит в правительство предложения по актуальным вопросам развития национальной эко­номики. Министерство экономики проверяет обоснованность пла­нов развития экономики, выполнение планов социально-экономи­ческого развития, соответствия перспективных планов, разрабатыва­емых министерствами и ведомствами, утвержденным контрольным цифрам в целом по республике. Данное министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за соблю­дением государственной дисциплины в выполнении планов межгосударственных поставок и поставок продукции для общереспубли­канских нужд, правильным использованием трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов.

Национальный банк является единым эмиссионным банком. Он контролирует наличие денег в обращении, ход выполнения планов производства и обращения товаров, расходования всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевое использо­вание денежных средств, соблюдение режима экономии и платежной дисциплины

Органы специализированного контроля осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Такие органы представлены различными инспекциями (Госавтоинспек­ция, пожарная инспекция, санитарная инспекция и др.).

Административные органы (Верховный суд, хозяйственные су­ды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лица­ми законодательства Республики Беларусь. Они осуществляют про­верки состояния исполнительской дисциплины, выявляют факты нарушения законов, виновных в этом лиц и сумму причиненного при этом материального ущерба, а также принимают меры по возмеще­нию причиненного материального ущерба и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности

Для повышения эффективности координации деятельности госу­дарственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций в Республике Беларусь, образован Совет по координации контрольной деятельности.

Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь создается Президентом Республики Беларусь и осущест­вляет координацию деятельности органов Комитета государственно­го контроля, Национального банка, иных государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности орга­низаций, по проведению проверок (ревизий) юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей.

Задачами Совета являются: обеспечение выполнения решений Президента Республики Беларусь при осуществлении кон­трольной деятельности; координация деятельности контролирующих органов, прогнозирование и планирование контрольной работы, в том числе путем разработки единого координационного плана; организация и проведение совместных (с участием представителей нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) субъектов предпринимательской деятельности по наиболее значимым вопросам соблюдения актов законодательства в сфере экономики; координация деятельности по учету и анализу информации в подконтрольных сферах, обмен соот­ветствующими данными, создание единого банка этих данных; повы­шение эффективности реализации решений, принятых по результатам контрольной деятельности; анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов, а также предложений по совершенствованию актов законодательства в сфере экономических отношений; организация обмена опытом кон­трольной работы; координация подготовки и повышения квалифика­ции сотрудников контролирующих органов; помощь в информацион­ном обеспечении контролирующих органов.

Ведомственный контроль за производственной и финансово-хо­зяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений осуществляется соответствующими вышестоящими органами управ­ления. Данный контроль осуществляют специальные должностные ли­ца, состоящие в штатах контрольно-ревизионных подразделений соот­ветствующих министерств и ведомств. Совокупность этих подразделе­ний и штатов составляет понятие ведомственного контрольно-ревизи­онного аппарата, численность которого определяется количеством под­ведомственных предприятий, организаций и учреждений, деятель­ность которых подлежит систематическому контролю.

Основными функциями органов ведомственного контроля (в соответствии с Положением «О ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений» от09.01.2002г. № 22) явля­ются:

• осуществление систематического контроля за состоянием эконо­мики подведомственных предприятий, организаций и учреждений;

• осуществление контроля за производственно-финансовой дея­тельностью подведомственных предприятий путем проведения ре­визий и тематических проверок;

• установление хозяйственных и финансовых нарушений, хище­ний, бесхозяйственности и расточительства;

• установление причин и условий, способствующих хозяйствен­ным нарушениям и хищениям;

• пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи­тельства, наличия всякого рода излишков;

• принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в про­цессе ревизии, так и после нее;

• контроль за сохранностью денежных средств и хозяйственных ресурсов;

• контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;

• выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффек­тивности производства;

• профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяй­ственности, хищений и других злоупотреблений, приносящих ущерб.

Для успешного осуществления данных функций в министерствах и ведомствах имеются контрольно-ревизионные управления. Дан­ные управления разрабатывают нормативно-справочную и методи­ческую литературу, рекомендации, методические указания, обзоры и предложения по вопросам организации ревизий и совершенствова­нию постановки ведомственного контроля.

Контрольно-ревизионная работа органов ведомственного кон­троля регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатывае­мыми министерствами, государственными комитетами и ведомства­ми. В настоящее время с развитием новых форм собственности, рас­ширением самостоятельности предприятий роль ведомственного контроля возрастает.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ № 1.1

  1. Раскройте содержание контроля и его место в системе управления.
  2. Дайте характеристику принципов контроля
  3. Произведите классификацию контроля.
  4. В чем состоит содержание и функции вневедомственного контроля?
  5. Дайте определение ведомственного контроля и его содержания, перечислите функции.
  6. Перечислите основные приемы документального контроля.
  7. Перечислите основные функции фактического контроля.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.