КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аудит систем качества
Ответ Система менеджмента качества по определению ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - это «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству»; она представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции. Все системы менеджмента качества (системы качества), несмотря на особенности предприятий и организаций, направлены на достижение следующих фундаментальных целей: • рост удовлетворенности потребителей; • повышение качества и производительности; • снижение затрат; • повышение конкурентоспособности; • улучшение производственного климата; • охрану окружающей среды. Система качества должна удовлетворять следующим группам требований: 1. требованиям к системе управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукта; 2. требованиям к системе организации производства. Подход к разработке и внедрению системы качества включает несколько этапов: а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; б) разработку политики и целей организации в области качества; в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества; г) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества; д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса; е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса; ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин; 3) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы качества. Организация, принимающая описанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения, что может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации. Основным документом при разработке и внедрении системы качества в организации является Руководство по качеству, содержащее описание системы общего руководства качеством и выполняющее функции постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии информационных данных системы. В крупных организациях документация на систему общего руководства качеством может быть представлена документами трех уровней: 1. общефирменным «Руководством по качеству»; 2. отдельными «Руководствами по качеству» для различных структурных подразделений; 3. специализированными по функциональному признаку «Руководствами по качеству» (для проектно - конструкторских работ, материально-технического обеспечения и т. д.). При разработке новых видов продукции (услуг, процессов) руководство организации в соответствии с положениями «Руководства по качеству» формирует программу качества, которая оформляется в письменной форме и определяет: · цели в области качества; · распределение полномочий и ответственности в ходе проектирования; · определение используемых процедур, методов и рабочих инструкций; · программы соответствующих испытаний, проверок и контроля на различных этапах ЖЦП; · процедуры внесения изменений в программу качества по мере выполнения работ; · прочие мероприятия, обеспечивающие разработку и производство новой продукции. Все компоненты системы качества должны быть постоянно контролируемы. Систематическая внутрифирменная проверка должна обеспечивать оценку эффективности функционирования различных элементов системы качества. Проверки должны проводиться в соответствий с планом, разрабатываемым руководством фирмы и содержащим следующие позиции:
Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества, существует семейство стандартов ИСО 9000: · ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает для них терминологию; · ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества и направлен на повышение удовлетворенности потребителей; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон; ГОСТ Р ИСО 19011-2003 представляет руководящие принципы аудита систем менеджмента качества, основанных на стандарте ИСО 9001, и систем менеджмента охраны окружающей среды, основанных на стандарте ИСО 14001.
ВОПРОС 8 Ответ Аудит качества — систематическая и независимая оценка качества организации. Объектами аудита при этом могут быть: · продукция; · услуги (работы); · процесс; · система качества. Инспекционным проверкам системы качества организации посвящен стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды». Существуют три разновидности аудитов системы качества. 1. Аудит для сертификации системы качества: a) обязательный аудит; b) аудит по просьбе заявителя; c) аудит по требованию сертификационного агентства.
2. Внутренний аудит качества (проводится руководством организации); 3. Внешний аудит системы качества (проводится у поставщика). Принципы проведения аудита: · независимость; · подход, основанный на фактах; профессионализм аудиторов (этичность, справедливость, профессиональная тщательность). Задачи аудита: · оценка системы качества организации; · подтверждение соответствия системы качества организации установленным требованиям; · обеспечение возможности совершенствования системы качества. Одним из важнейших этапов аудита является его подготовка, начинающаяся с разработки программы аудита. Для составления программы аудита ГОСТ Р ИСО 19011-2003 рекомендует использовать цикл Деминга «PDCA» (планирование — деятельность — контроль — коррекция). Рекомендуемые элементы подготовки программы аудита: · установление полномочий для программы аудита; · определение задач аудита и сфер деятельности, которые будут подвергнуты проверке; · составление списка документов, необходимых для предъявления; · составление списка инспектируемых подразделений организации; · образование команды аудиторов; · определение места и сроков проведения аудита; · разработка графика встреч в течение аудита; · составление списка лиц, которым будет необходимо направить рапорт аудита. Планирование и проведение аудита включают шесть основных стадий: 1) инициацию аудита; 2) анализ документации; 3) подготовку к аудиторским работам в организации; 4) проведение аудита в организации; 5) подготовку, утверждение и распространение отчета по аудиту; 6) завершение аудита. Инициация аудита требует совершения следующих действий: · назначения руководителя команды аудиторов; · установления перечня критериев аудита; · подбора команды аудиторов; · установления первоначального контакта с инспектируемыми подразделениями. Сформированная команда аудиторов должна рассмотреть любые доступные документы, имеющие отношение к аудиту, и предусмотреть необходимое материально-техническое обеспечение и другие мероприятия, такие, как командировки. Подготовка к работам на месте также включает: · распределение обязанностей и полномочий между членами аудиторской команды; · разработку форм рабочих документов (планы выборки, контрольные листки и т. п.). Работы в организации содержат следующие действия: · проведение открытого совещания с проверяемым подразделением; · установление каналов коммуникаций в ходе аудита; · сбор и подтверждение информации; · подготовку заключения аудита (рапорта); · проведение заключительного совещания. Содержание рапорта аудита: · задачи и сферы инспекционной проверки; · перечень документов, в соответствии с которыми осуществлялся аудит; · описание выявленных несоответствий; · оценку способности системы качества к выполнению поставленных перед ней целей по качеству. За полноту и достоверность рапорта аудита несет ответственность руководитель команды аудиторов. В рапорте аудита не содержатся указания или рекомендации по устранению выявленных несоответствий. Ответственность за корректирующие действия возлагается на инспектируемую организацию. Аудиторы могут произвести последующий аудит с целью проверки устранения выявленных ими недостатков. После занесения в регистр инспектируемой организации выдается сертификат. Требования к аудиторам. В Российской Федерации получение удостоверения независимого аудитора требует соблюдения следующих условий: · наличия высшего образования в той области, которая в дальнейшем будет сферой аудита; · обучения на специальных курсах правилам проведения аудита; · прохождения нескольких стажировок по аудиту; · подачи личного заявления на имя руководителя центрального органа системы сертификации экспертов Госстандарта; · сдачи экзаменов в Госстандарте. Каждый аудитор подлежит периодической (раз в три года) аттестации. Стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и(или) охраны окружающей среды». Стандарт заменил следующие стандарты ИСО: · ИСО 10011-1, 2, 3. Руководящие указания по проверке систем качества; · ИСО 14010. Руководящие указания по проведению экологического аудита — общие принципы; · ИСО 14011. Руководящие указания по проведению экологического аудита — процедуры аудита — аудит систем управления окружающей средой; · ИСО 14012. Руководящие указания по проведению экологического аудита — квалификационные требования к аудиторам по окружающей среде. Введение 1. Область действия. 2. Нормативные ссылки. 3. Термины и определения. 4. Принципы проведения аудита. 5. Управление программой аудита. 6. Порядок проведения аудита. 7. Компетентность и аттестация аудиторов.
ВОПРОС 9
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |