КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На товар низшей категории
Например, при цене р 1 и данном доходе спрос на картофель равен Q 1 при увеличении дохода спрос на картофель (при той же его цене) упадет (Q 2 < Q 1). Кривая D сместится в положение D 1. При падении дохода спрос увеличится (Q 3 > Q 1), а кривая D сместится в положение D 2. Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. 1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Е d).
где Δ Q/Q – относительное изменение спроса (в %); Δ p/p – относительное изменение цены (в %). В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной. Виды ценовой эластичности спроса представлены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить: • спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен); • спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно; • спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос; • спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы; • если цена фиксирована, например установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса. Эластичность спроса зависит от ряда факторов: • количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше; • удельного веса данного товара в доходе потребителя.Чемвыше доля товара в доходе, тем выше эластичность; • значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен; • фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса. 2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еab).
где Δ Qa /Qa – изменение спроса на товар а, %; Δ pb /pb – изменение цены на товар b, %. Если: Еab > 1, то товары а и b – взаимозаменяемые; Еab< 1, то товары а и b – взаимодополняемые; Еab = 1, то товары а и b – независимые друг от друга. 3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (ЕI).
где Δ Q/Q – изменение спроса, %; Δ I/I – изменение дохода, %. Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. ЕI > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. ЕI < 0.
4.3. Предложение: понятие, факторы, эластичность Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени. Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот. S = f (p); f (p) > 0. Зависимость между ценой (p) и объемом предложения при каждом уровне цен (Q) может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 4.6 и рис 4.7).
Таблица 4.6
Количество товара, ед. Рис. 4.7. Кривая предложения Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения: • величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве; • налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение; • наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен; • количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.; • ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем сокращает предложение в настоящем. Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 4.8).
Количество товара, ед. Рис. 4.8. Влияние издержек производства на предложение
При данных ценах на ресурсы предложение равно Q 1. Снижение цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q 2 > Q 1. Кривая S сместится в положение S 1. При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q 3 < Q 1. Кривая S сместится в положение S 2. Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуется эластичностью предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS:
где Δ Q/Q – изменение объема предлагаемой продукции, %. Δ p/p – изменение цены, %. Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения всегда больше 0. Предложение может быть: эластичное (ЕS > 1), неэластичное (ЕS < 1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS = 1), быть совершенно эластичным (ЕS = ¥) и совершенно неэластичным (ЕS = 0). Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |