КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пояснения к работе. Кислотные дожди –глобальная экологическая проблема, одна из наибо-лее серьезных форм загрязнения окружающей среды
Кислотные дожди –глобальная экологическая проблема, одна из наибо-лее серьезных форм загрязнения окружающей среды, опасная болезнь биосфе-ры. Эти дожди образуются вследствие поступления в атмосферу на большую высоту от сгорающего топлива (особенно сернистого) диоксида серы и окислов азота. Получающиеся при этом в атмосфере слабые растворы серной и азотной кислоты могут выпадать в виде осадков иногда через несколько дней в сотнях километров от источника выделения. Установить место зарождения кислотного дождя технически пока невозможно. Выпадая непосредственно в реки и озера, стекая в них по поверхности земли, такие осадки повышают уровень кислотности водной среды, доводя ее до критического состояния, при котором начинает гибнуть рыба. Проникая в почву, кислотные дожди нарушают ее структуру, пагубно влияют на полезные микроорганизмы, растворяют природные минералы, такие как кальций и калий, унося их в подпочвенный слой и отбирая у растений их основной источник питания. Вред, наносимый растительности кислотными дождями, особенно соединениями серы, огромен. Внешний признак воздействия сернистого ангидрида–постепенное потемнение листьев на деревьях, покраснение игл сос-ны. Из культивируемых растений наиболее чувствительны к его действию люцерна, ячмень, овес, пшеница, ревень, салат-латук, шпинат, табак, фасоль, свекла, редис и томаты. Загрязнение воздушной среды теплогенерирующими установками, про-мышленностью и транспортом привело к новому явлению–поражению некото-рых видов лиственных пород деревьев, а также к быстрому сокращению скоро-сти роста по меньшей мере шести видов хвойных деревьев, что прослеживается по годовым кольцам этих деревьев. Движение влаги в почве происходит путем фильтрации и по подстилаю-щей породе. В конечном счете влага попадает в водоемы, часто неся с собой ядовитые металлы, которые могут парализовать или погубить все живое в воде. Повышение кислотности воды, поступление в нее ядовитых веществ наносят огромный вред водоемам. Излишней кислотностью отличается почти пятая часть из 100 тыс. озер Швеции, несмотря на то, что некоторые из них для ней-трализации кислотности обрабатывают известью. Многие реки и озера Швеции, Норвегии и Южной Канады стали безжизненными. Кислотные дожди загряз-няют также подземные воды, делая в ряде случаев непригодной для употребле-ния колодезную воду. Кислотные дожди и различные вредные вещества, находящиеся в возду-хе крупных городов, наносят большой урон рыбным запасам, растительному покрову, архитектурным сооружениям и здоровью людей. Кислотность и токсичность осадков в разных условиях среды сильно варьируют. Так, в зоне влияния металлургических заводов они кислые. Осадки могут быть и щелочными – в зоне влияния предприятий, выделяющих в атмосферу щелочи, а также на обширных территориях с засоленными щелочными почвами (например, районе Аральского озера). В России влияние кислотных дождей отдельно от остальных вредных факторов воздействия на окружающую среду отслеживается недостаточно. Повышенную кислотность дождей исследовали фрагментарно в ряде промыш-ленных районов и вдоль западной границы.
Порядок выполнения работы Осадки собирают осадкомером (в случае наличия такового). Их можно также собрать во время дождя в различных местах в широкие сосуды, например, кристаллизаторы. Можно использовать свежевыпавший снег. 600 мл осадков (в 3–кратной повторности) упаривают в выпаривательных чашках на водяной бане, постоянно подливая новые порции жидкости. В каче-стве замены испарительных чашек можно использовать небольшие блюдца, а вместо водяной бани – высокие консервные банки, на дно которых наливают воду. После выпаривания дождевой влаги в чашку добавляют по каплям дистиллированную воду и тщательно растирают осадок стеклянной палочкой, сливая все в пробирку. Новые капли воды (3 раза) очищают чашку полностью. Объем жидкости в пробирке должен составлять 6 мл (концентрация увеличи-вается в 100 раз). Определение рН осадков. Для этого используют 1 мл жидкости из про-бирки, рН определяют опусканием индикаторной бумажки в жидкость и сравнением изменившегося цвета со шкалой на упаковке индикаторной бума-ги. Применяется следующая градация осадков, рН: сильнокислые (3–4), кислые (4–5), слабокислые (5–6), нейтральные (6–7), слабощелочные (7–8), щелочные (8–9), сильнощелочные (9–10).
Определение токсичности осадков. Сконцентрированная жидкость (око- ло 5 мл) осадков используется для определения ихтоксичности. Чашки Петри стерилизуют (можно в сушильном шкафу при температуре 150–200°С),на их дно укладывают кружки фильтровальной бумаги, на которую наливают по 5 мл жидкости.На фильтры рассыпают 50 штук мелких семян: салата, мака, горчицы, редиса и др.Чашки Петри закрывают крышками и помещают в термостат при температуре +25°С – +26°С.Контроль – чашки с теми же семенами, фильтры в которых увлажнены 5 мл дистиллированнойводы. После прорастания семян в контроле на 50% производят их подсчет. Данные по всхожести вопытных вариантах выражают в процентах к контролю, который принимается за 100 процентов. Применяют следующую градацию: 100% – нет токсичности, 80-90% – очень слабая токсичность, 60–80% – слабая, 40–60% – средняя, 20–40% – высокая токсичность, 0–20% – очень высокая токсичность, близкая к летальной. В качестве биотеста можно использовать одинаковые проростки гороха, фасоли, которые отбирают из партии после их прорастания. У горошин срезают половинки обеих семядолей, чтобы у них было ровное ложе. Фильтровальную бумагу, лежащую на дне химического стакана емкостью 200–250 мл смачивают 5 мл опытного раствора, на дно помещают по 5 подготовленных горошин, закрывают крышкой от чашки Петри. Повторность – 3–кратная. После того, как горошины вырастут на высоту 5–7 см и более (до крышки стакана), производят их измерение. Контроль – горошины на дистиллированной воде. Подсчет проводится так же, как и при биотестировании по прорастанию семян. Полученные результаты заносятся в табл.4.1. Таблица 4.1. Результаты анализов образцов атмосферных осадков
В выводах по данной лабораторной работе должна быть отражена оценка токсичности и кислотности исследованных образцов атмосферных осадков.
Контрольные вопросы 1.Каков механизм образования «кислотных» дождей? 2.Перечислить вредные факторы, наносимые окружающей среде кислот- ными атмосферными осадками. 3.Дать определение понятиям «биотестирование» и «биоиндикация».
Лабораторная работа №5. МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Цель работы: определение физико–химических и органолептических (прозрачность, цвет, осадок, пленка, запах, вкус и привкусы) параметров воды с целью выявления антропогенного воздействия. Оборудование и реактивы: 1) цилиндр с плоским дном; 2) шрифт, высота букв которого составляет 2 мм, а толщина линий букв – 0, 5 мм; 3) линейка; 1) фотоколориметр; 2) цилиндр на 100 мл; 2) мерные колбы на 1 л; 3) дистиллированная вода; 4) бихромат калия, 5) сульфат кобальта 6) серная кислота, пл. 1,84 г/см3 7) азотная кислота 8) колба с притертой пробкой; 9) коническая колба на 200 мл; 10) часовое стекло; 11) электрическая плитка, термометр 12) рН–метр; 13) стаканчики на 200 мл – 4 шт.; 14) фильтровальная бумага.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |