Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античные государства Северного Причерноморья 1 страница




 

Греки появились на берегах Северного Причерноморья в результате Великой Греческой колонизации в середине VII в. до н.э. Большая часть их поселений была основана в период между VI и IV вв. до н.э. Их существование и жизнедеятельность способствовали распаду родовых отношений и переходу к цивилизации скифов и других народов региона. С этого времени здесь начинается городская жизнь, продолжающаяся до настоящего времени (Пантикапей-Керчь, Феодосия, Херсонес-Севастополь). В период средневековья некоторые из греческих поселений стали древнерусскими городами и сыграли заметную роль в истории Древней Руси.

Переселившиеся в Северное Причерноморье греки принесли с собой и новых тип устройства общества - полис, гражданский коллектив мелких земельных собственников и воинов. Центром полиса обычно был укрепленный крепостными стенами город. Однако в Северном Причерноморье на раннем этапе своей истории греческие поселения не имели укреплений, поскольку местное население здесь в то время было немногочисленным (киммерийцы ушли в Азию, а скифы вскоре последовали за ними) и не препятствовало расселению греков. Основными районами греческой колонизации стали устье Южного Буга, где возник полис Ольвия, район Керченского и Таманского полуостровов, где в V в. до н.э. складывается Боспорское царство или Боспор, и район юго-западного Крыма, где возникает полис Херсонес.

Сельскохозяйственная округа городов именовалась хора. На хоре располагались земельные наделы граждан, большинство их которых в ранний период колонизации были земледельцами. Земледелие было пашенным. Для пахоты использовали крупный рогатый скот. Выращивали голозерную пшеницу (местное население производило, в основном, пленчатые сорта пшеницы, не пригодные для экспорта), рожь, ячмень, просо и другие культуры. Земли здесь были плодородные и урожаи давали столь значительные, что часть продукции экспортировалась в города Греции и Малой Азии в обмен на традиционную греческую одежду, изделия ремесла и такие национальные греческие продукты питания как вино и оливковое масло. По сведениям афинского оратора Демосфена в IV в. до н.э. города Боспорского государства поставляли в Афины половину необходимого городу хлеба. В городах и сельских поселениях Северного Причерноморья находят многочисленные сельскохозяйственные орудия труда (железные сошники, мотыги, зернотерки, позднее жернова); есть их изображения на монетах и в росписи греческих ваз. О развитом земледелии свидетельствуют и многочисленные зерновые ямы, открытые на всех греческих поселениях.

По мере роста поселений развиваются также садоводство, виноградарство и собственное виноделие. Во многих причерноморских городах есть специальные архитектурные сооружения - винодельни, рассчитанные на производство нескольких тысяч литров вина (Рис. 2). В округе городов появляются небольшие сельские поселения, особенно многочисленны они были на Керченском и Таманском полуостровах в составе Боспорского царства.

Рис. 2

Помимо земледелия получает значительное развитие и скотоводство. Кроме уже упомянутого крупного рогатого скота греки разводили коз, овец, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Шерсть и шкуры домашних животных использовалась в ткачестве и кожевенном ремесле, а молоко и мясо шло в пищу.

Одним из излюбленных видов пищи у древних греков была рыба. Рыболовство по своей роли занимало в их хозяйстве второе место после земледелия. Во всех городах и даже сравнительно небольших античных поселениях открыты специальные ванны для засолки рыбы, стены которых обмазаны цемянкой (мелко толченой керамикой) (Рис. 3). Емкость некоторых из них столь велика, что совершенно очевидно производство соленой рыбы на продажу. Соль для этого добывалась в солеварнях в устье Днепра, на соленых озерах у Херсонеса и на Боспоре. Помимо этого в городах и поселениях всегда многочисленны глиняные и каменные грузила для сетей, рыболовные крючки, кости и чешуя рыб, раковины мидий. Судя по находкам, в ранний период греки вылавливали преимущественно рыбу осетровых пород, позднее более многочисленными на их поселениях стали находки пеламиды, хамсы, султанки.

К IV в. до н.э. Часть колоний превратились в крупные городские центры, окруженные мощными стенами и башнями. В городах складывается уличная планировка. Наиболее возвы-шенную часть в них занимают храмы и дома знати. Улицы вымащиваются булыжником, под ними проводятся водостоки и канализационные каналы.

Рис. 3

Общественным и торговым центром города становится центральная площадь - агора. Вокруг нее обычно концентрируются общественные здания (пританеи - здания заседаний исполнительной власти, дикастерии -суды, гимнасии - философско-спортивные школы и т.д.). Одним из важнейших общественных зданий в греческих городах всегда был театр. Остатки театров открыты в Херсонесе (Рис. 4) и Ольвии. Рис. 4

По письменным свидетельствам театры были и во всех городах Боспора. Практически во всех причерноморских городах есть находки различных изделий театрального реквизита: костяные и керамические входные билеты (тессеры), театральныемаски, фрагменты театральных кресел, терракотовые статуэтки актеров и т.д.

Сооружаемые в Причерноморье храмы полностью повторяли формы храмов их метрополий. Для их внутренней отделки использовался крымский и кавказский мрамор розоватого и серого цвета с прожилками. Изнутри стены храмов и других общественных зданий штукатурились и расписывались красками. Античная штукатурка была настолько высококачественной, что ее обломки, находимые археологами, прекрасно выглядят и сохраняются в современных условиях, хотя и пролежали в земле более 2000 лет. Роспись стен жилых домов и общественных зданий состояла обычно из нескольких горизонтальных поясов, окрашенных в разные цвета или воспроизводящих какой-нибудь геометрический орнамент. Особенно излюбленным был красный цвет. Некоторые фрагменты штукатурки расписывались под мрамор. Живописцы воспроизводили архитектурные детали, как бы рассказывая о конструкциях стен. Краски применялись земляные и наносились в технике фрески по сырой штукатурке с предварительным процарапыванием контуров. От красочных росписей жилых домов остались лишь фрагменты. Храмы резко выделялись на фоне жилых домов, украшая города.

В отличии от поселений местного населения и небольших сельских поселений практически в каждом греческом городе была система сантехнических сооружений. Обычно они изготавливались из керамических труб или выкладывались каменными плитками. Известно также о существовании в городах фонтанов, бассейнов и бань. Все это свидетельствует о высоком уровне гигиены

Жилые помещения ранних переселенцев строились в виде полуземлянок и землянок, но уже с V в. до н.э. греки повсеместно переходят к каменному (на Таманском полуострове к сырцовому или сырцово-каменному) домостроительству. Стены строились обычно без связующего раствора. Стены, выходившие на улицу, не имели окон. Крыша покрывалась керамической черепицей (Рис. 5). Внутри дома находился открытый дворик, вымощенный каменными плитками или

Рис. 5 цветной галькой.

 

 

На двор выходили двери жилых и хозяйственных поме-щений и через двор выходили на улицу. В жилых помещениях Причерноморья обычны очаги, круглой или прямоугольной формы. Находки фрагментов переносных жаровен показывают, что отапливались и другие помещения жилищ, поскольку климат здесь был более суровым, чем в Греции. Большинство домов боспорян, небольшие и достаточно скромные. Обычно от них сохранялись лишь фундаменты.

 

Рис. 6 Немалую роль в оформлении внешнего облика греческих городов Причерноморья играла декоративная скульптура и рельеф. Из Ольвии происходит замечательная мраморная статуя сфинкса или грифона (V в. до н.э.). Одну из площадей боспорского города Фанагории в III в. до н.э. украшал известняковый рельеф с изображением грифона (рис. 6).

В Пантикапее стояли парные статуи мужчины и женщины, хорошо передающие облик жителей того времени (Рис. 7). Скульптурные мотивы есть и в украшениях алтарей, фонтанов, мраморных солнечных часов (рис. 8), на плитах городских декретов, постановлений и почетных надписей.

 

Рис. 7

Основным типом погребального обряда греческих переселенцев была ингумация в прямоугольных грунтовых ямах. Но встречается и кремация. По составу погребального инвентаря четко прослеживается социальная дифференциация: есть очень богатые, средние и бедные захоронения. В бедных умерший обычно хоронился с одним-двумя сосудами, остальной инвентарь составляли детали

Рис. 8 одежды. В средних и особенно богатых погребениях, как правило, хоронили в деревянных или каменных саркофагах с большим количеством посуды, украшениями, изредка предметами вооружения. Каменные саркофаги часто копировали форму греческого дома или храма. Такое сходство отражает представления о героизации умерших. Соседство со скифами привело к тому, что представителям знати стали строить большие каменные склепы, над которыми насыпались курганы. Наибольшее количество таких погребений открыто вблизи столицы Боспора Пантикапея. Здесь наиболее ярким памятником является Царский курган (Рис.9).

Предполагается, что в нем был погребен один из самых могущественных боспорских правителей. Склеп кургана состоял из дромоса, покрытого горизонтальным уступчатым сводом и погребальной камеры, квадратной в плане, но покрытой кольцевым уступчатым сводом. Дата сооружения склепа - середина IV в. до н.э. Интересно, что в начальный период распространения христианства на Боспоре склеп кургана был превращен в тайную христианскую молельню и на стенах его были вырезаны христианские символы - кресты.

Многие подкурганные склепы имели роспись. Так, в кургане Большая Близница близ древней Фанагории был открыт склеп IV в. до н.э. с живописным изображением богини

Рис. 9

земледелия Деметры. В первые века н.э. склепы стали вырезать в материковой глине или скале и также покрывать фресковой росписью. Из росписей мифологического содержания наиболее интересны фрески склепа Деметры в Керчи. Они датируются I в. н.э. Склеп назван так по главному изображению — в центре полуцилиндрического свода в круглом медальоне на глубоком синем фоне дано погрудное изображение богини земледелия Деметры (рис. 10). Лицо с огромными глазами полно глубокой печали и такое впечатление, что она смотрит прямо в глаза вошедшему в склеп, где бы он не стоял. Художник достиг потрясающей выразительности этого лица, забыть которое, раз увидев, уже невозможно.

 

Рис. 10

На стене напротив входа в камеру изображена сцена похищения богом подземного мира Плутоном дочери Деметры — Коры. По обеим сторонам от входа изображения богов Гермеса и Калипсо, сопровождающих души умерших в загробный мир. Все свободное место на стенах и потолке заполнено изображениями листьев, цветов, виноградных гроздей и птиц. Роспись в целом отличается гармоничным единством всех частей, что характерно для канонов античного искусства.

В росписях на реальные темы мы можем очень много узнать о повседневной обстановке и условиях жизни боспорян. Характерен в этом отношении склеп I в. н.э., где был похоронен некий Анфестерий (Рис. 11). В росписи на стенах изображена войлочная юрта, сидящие около нее женщина и дети, вооруженные всадники в кочевнических одеждах, скачущие к палатке. Слева дерево с висящим на нем колчаном, в дерево упирается длинное копье. Все фигуры размещены свободно, но в то же время связаны в единое целое. Совершенно очевидно, что художник передал картинку местной реальной жизни и картинка эта свидетельствует о значительном воздействии варварских культурных элементов на быт боспорян.

Не менее интересны изображения Стасовского склепа, названного так

Рис. 11

по имени замечательного русского критика В.В. Стасова, впервые исследовавшего этот склеп. Здесь на фоне растительных мотивов изображены сцены боя боспорцев с сарматами, птицы и звери (Рис. 12). Живописцу удалось передать стремительность движения, сражающихся и драматизм боя.

Рис. 12

Точно переданы детали одежды и вооружения. Роспись имеют и стены склепа. Точно переданы детали одежды и вооружения. Роспись имеют и стены склепа.

Из недавних наиболее значительных находок боспорской живописи наиболее значимым является склеп Геракла, открытый в Анапе в 1975 г. Он датируется началом III в. н.э. и является единственным известным к настоящему времени источником, передающим все 12 подвигов Геракла. Здесь уже ярко выступают приемы поздней живописи — передача складок одежды параллельными толстыми линиями, сплошное заполнение массы волос, графичное изображение тела Геракла. Особенно удачна передача движения и ракурсы тела Геракла, убивающего Стимфалийских птиц (рис. 13).

В художественном отношении пантикапейские росписи римского времени представляют собой сочетание реалистических и условно-схематических черт. Художники стремились полно и красочно воспроизвести внешнюю обстановку, но в постановке фигур, трактовке движения ясно прослеживаются тенденции условности, плоскостности и схематизма. Это объясняется взаимодействием античной, малоазийской, римской и местной скифо-сарматской культур, имеющих свои художественные традиции.

 

Все греческие города имели развитое ремесленное производство. Отметим сразу, что ни одна из других периферийных областей распространения античной культуры не может сравниться с Северным Причерноморьем по обилию и разнообразию дошедших до нас металлических изделий. Особенно это касается изделий из драгоценных металлов. Происходящие отсюда прославленные на весь мир изделия

Рис. 13

ювелирного искусства (торевтики) из золота, серебра, электра (сплава золота и серебра) дошли до нас, в основном, благодаря тому, что они входили в погребальный инвентарь захоронений знати античных городов и соседних с ними племен. Греческие мастера IV-III вв. до н.э., большинство из которых, как считают специалисты, работали в Пантикапее с большим техническим умением изготовляли вещи из золота, используя технику чеканки, филиграни и в небольшом количестве эмали голубого и зеленого цветов. Организация крупного производства в Пантикапее, при этом, не исключала импорта изделий торевтики из Греции и деятельности мелких мастерских в других городах Боспора. Существовало собственное ювелирное производство, хотя и меньших масштабах, и в Ольвии, и в Херсонесе. Наиболее важными для истории и культуры античного мира являются женские золотые серьги из Феодосии, по праву считающиеся одним из самых прославленных образцов греческой микротехники (Табл. 15,1), большая золотая подвеска, найденная в кургане Куль-Оба под Керчью с рельефным изображением голова богини Афины (Табл. 15,2) и диадема из Артюховского кургана с подвесками и узлом, составленным их крупных гранатов, обработанных по форме жгута (Табл. 15, 3). Большинство же лучших изделий из золота и серебра боспорского производства найдено при раскопках скифских курганов.

Во всех городах есть остатки мастерских, изготавливавших орудия труда из железа и бронзы. В Пантикапее открыты также остатки крупной мастерской, где производились предметы вооружения. Любопытно, что такие предметы вооружения в ней как наконечники стрел, все изготовлялись по скифским формам, что свидетельствует о полном заимствовании этого вида вооружения боспорянами.

Также высокоразвитым было в городах Причерноморья керамическое производство. Кварталы гончаров открыты почти во всех крупных центрах. Глиняная посуда изготовлялась на гончарном круге. Формы греческих сосудов разнообразны и весьма многочисленны (Табл. 16). Наиболее распространенной находкой во всех греческих поселениях являются фрагменты амфор, двуручных узкогорлых сосудов с острым дном, предназначенных для перевозки вина, зерна, оливкового масла, шерсти, красок, орехов и т.д. Вместимость амфор разных центров была различной. На ручках и горлах амфор часто ставились клейма гончаров или городских чиновников, контролирующих выпуск тары. Помимо тарных были и расписные (панафинейские) парадные амфоры, вручавшиеся победителям спортивных соревнований. Их роспись соответствовала виду соревнований (Табл. 15,4).

Для хранения зерна и вина греки использовали большие глиняные бочки - пифосы, которые зарывались в землю во дворах жилых домов. Пифос мог быть столь велик, что в нем легко помещался человек. В частности, античная традиция сообщает, что именно в пифосе жил философ Диоген.

Столовая посуда, как правило, расписывалась. В ранний период для этого применялся черный лак, которым художники выписывали фигуры. Этот стиль росписи получил название чернофигурный. Позднее черным лаком стали заливать лишь пространство вокруг фигур и дополнять элементы лица и одежды, а сами фигуры оставлять в цвете обожженной глины. Такая роспись получила наименование краснофигурной. Краснофигурные сосуды представляют собой вершину греческой керамической росписи. Одной из наиболее интересных античных ваз данного типа является “пелика с ласточкой” мастера Евфрония (Рис. 14) из коллекции Государственного Эрмитажа. На лицевой стороне вазы передана живая сцена эллинского быта. Представленные на ней персонажи возбужденно жестикулируют, как бы дополняя свои слова, которые тоже изображены художником. Сидящий на табурете слева юноша, показывая на летящую в небе ласточку, говорит: “Смотри, ласточка”. Сидящий напротив юноши мужчина, повернув назад верхнюю часть тела и сильно запрокинув голову, подтверждает “Правда, клянусь Гераклом”. Стоящий позади мужчины мальчик, подняв руки вверх, кричит в восторге: “Вот она”. А завершает этот разговор фраза мужчины: “Уже весна”. Вся сцена нарисована живо и естественно.

В III в. до н.э. на Боспоре получает распространение производство расписных ваз, условно именуемые “акварельными”. Изо-бражения на них наносились разводившимися водой красками. При этом фон, в подражание краснофигурной технике, закрашивался темным цветом. Сохранность таких росписей часто плохая, но на уцелевших рисунках можно видеть интересные композиции с мифологическими и бытовыми сценами.

Кроме посуды обычных типов эллины использовали в быту и фигурные сосуды самых разнообразных форм. Среди них часто встречаются сосуды в виде голов животных, так называемые ритоны.

Рис. 14

Но особенно известны найденные в древней Фанагории глиняные флаконы для душистых масел. Один из них изображает сфинкса, другой — сирену (полуженщину-полуптицу), третий — богиню красоты Афродиту в раскрытых створках раковины. Нежные розовые и голубые тона хорошо сохранившейся краски на них гармонично сочетаются с позолотой (Рис. 15).

В III-I вв. до н.э. появляется и новый обычай — не раскрашивать посуду, а украшать ее рельефным орнаментом. Получают широкое распространение полусферические чаши, украшенные снаружи сложным растительным, геометрическим или фигурным рельефным орнаментом. Эти сосуды получили название “мегарских чаш” по месту их первых находок в греческом городе Мегары. Но теперь установлено, что изготовлялись они во многих античных городах, в том числе и в Северном Причерноморье. В Ольвии и на Боспоре найдены формы для производства мегарских

 

Рис. 15

чаш и обломки сосудов, сделанных в этих формах (Табл. 15,5).

Одновременно появляется и посуда покрытая красным лаком. Этот лак по составу своему был практически такой же, что и черный лак, но изменились условия обжига посуды и он приобрел другой цвет. Краснолаковая посуда сохранялась до конца античной истории, но формы и типы сосудов в первые века н.э. постепенно изменяются.

Несмотря на большое количество самой разнообразной по форме и назначению гончарной керамики даже в период своего расцвета жители эллинских причерноморских городов не могли обходиться без обычной, или, как ее еще называют “кухонной”, лепной посуды. Во всех городах и сельских поселениях археологи находят сосуды типа кастрюль, сковород, горшков, кружек, светильников, в которых эллины готовили пищу или использовали их по другому назначению. Обычно такую посуду изготовлял сам хозяин или его жена.

Кроме посуды керамическое производство известно по производству черепицы и некоторых архитектурных деталей, украшающих дома, глиняных труб для водопроводов, систем отопления, сантехнических целей. Из глины же производились многочисленные культовые и жанровые статуэтки, именуемые обычно терракоты, пряслица и грузила для ткацких станков и многое другое (Табл. 18,12-14).

Значительно меньше археологических следов осталось от таких ремесел как ткачество, деревообработка, кожевенное и каменотесное дело, косторезное ремесло, стеклоделие. Но все они представлены довольно разнообразным ассортиментом изделий, позволяющим говорить о высоком уровне жизни населения античных городов Северного Причерноморья.

Развитое собственное сельское хозяйство, ремесленное производство и промыслы способствовали энергичному развитию торговли греков с соседними варварскими народами и городами собственно Греции. В Грецию везли, в основном, продукцию сельского хозяйства и рыболовства, а варварам поставляли вино, ткани, одежду, продукцию ремесла. Развитые торговые отношения потребовали развития собственного денежного хозяйства. Наряду с использованием привозной монеты жители причерноморских полисов стали чеканить собственную. Первоначально это была мелкая монета, предназначенная для обращения только на внутреннем рынке. Крупные денежные единицы поступают в обращение с IV в. до н.э. Чаще всего на их лицевой стороне (аверсе) изображались божества покровители городов, а на оборотной (реверсе) - дополнительные символы и название города в полном или сокращенной варианте (Табл. 17, 1-11).

Впервые у северных берегов Черного моря эллины из Милета появились у нынешнего острова Березань. Произошло это в середине VII в. до н.э. Согласно археологическим изысканиям надежно установлено, что местное оседлое население в то время здесь, как и почти на всем северном побережье Черного моря, отсутствовало. Раскопки на острове ведутся с 1884 года по настоящее время. Они показали, что первое поселение здесь было небольшим, состояло из землянок и полуземлянок, и размещалось лишь в северной части острова. Называлось оно, согласно хронике греческого писателя Евсевия, Борисфеном или Борисфенидой и было основано, по его же данным, около 645-644 гг. до н.э. Найденные на поселении фрагменты греческой керамики, в основном, подтверждают эту дату, хотя здесь есть и отдельные находки более раннего времени. К середине VI до н.э., березанцы полностью осваивают территорию полуострова и совместно с новыми группами колонистов из Милета и других греческих полисов начинают расселяться по ближайшей округе. Цепочка небольших сельских поселений протягивается в то время от современного города Николаева на севере до Очакова на юге. А сам город борисфенитов становится заметно более благоустроенным и комфортабельным. Теперь в нем начинают строить однокомнатные сырцовые дома на каменных фундаментах. Со второй половины VI в. до н.э. эти дома становятся преобладающими в застройке поселения. Появляются и многокомнатные дома. На Березани получили хождение бронзовые монеты-стрелки. Они отливались в форме в виде двухлопастных стрел, но без втулки и одновременно имитировали листья лавра, ивы или оливы. Район распространения этих монет ограничивался небольшой территорией от Березани до возникшего позднее города Ольвии. Большинство таких монет найдено на территории самого поселения (Табл.17,1). Все это подтверждает принадлежность их чеканке именно Березанского поселения. Некоторые нумизматы высказывают предположения, что столь специфическая монетная система березанцев связана с культом Аполлона Врача. Во всяком случае, чеканка монеты явно свидетельствует о ведущей роли Березанского поселения в архаический период в политической жизни всего региона Нижнего Побужья.

Самая важная находка на Березани — это письмо на свинцовой пластинке второй половины VI в. до н.э. Находка такого письма — большая редкость, поскольку свинец, как материал для различных работ, широко использовался эллинами, и письма обычно не хранили. Язык письма указывает на милетское происхождение его автора, а то, что оно было отправлено, судя по тексту, в соседний полис Ольвию, говорит о тесных связях жителей этих двух городов друг с другом. Кстати аналогичные письма и надписи иного рода есть и в Ольвии (Табл. 18,15).

В конце VII — самом начале VI в. до н.э. после прибытия новой значительной партии колонистов из Милета, березанцы принимают участие в основании нового полиса, которому суждено было стать главным центром округи — Ольвии. Поселение на Березани после этого начинает постепенно сокращаться в размерах и играть роль торгово-промышленного эмпория Ольвии. Жизнь на нем затухает в III в. н.э.

Ольвия разместилась почти в центре уже освоенной эллинами территории Днепро-Бугского лимана на двух прибрежных террасах (Рис. 16). Одна из террас — нижняя, богата родниками с прекрасной пресной водой и представляет собой удобную платформу для устройства гавани. Здесь, помимо портовых сооружений, разместились многочисленные ремесленные мастерские и торговые лавки ольвиополитов. Эта часть Ольвии стала называться “нижний город”. В настоящее время большая часть этой территории древнего города затоплена.

 

 

Рис. 17

Вторая терраса — верхняя, защищенная с запада и севера широкими и глубокими балками, представляла собой прекрасное естественное укрепление. Здесь уже в V в. до н.э. вдоль балок были построены крепостные стены, внутри которых расположился

Рис. 16

“верхний город” с жилыми кварталами, храмами, площадями и другими общественными постройками. Утверждение единого Ольвийского полиса происходит к середине VI в. до н.э. В это время окончательно оформляется его гражданская община и основные государственные и культовые институты.

Из архитектурных сооружений в городе открыты агора, вокруг которой располагались лавки и склады торговцев, конторы трапедзитов (менял). На самой площади стояли статуи богов и героев, почетные декреты в честь выдающихся граждан города и проксении — декреты о даровании торговых привилегий и прав гражданства иностранцам. К агоре примыкали и различные общественные здания: при входе на агору со стороны северных ворот находилось здание суда — дикастерий; с южной стороны — гимнасий, помещение для спортивных тренировок граждан; пританей — место органов исполнительной власти и другие сооружения.

Кроме агоры, важное значение для города имело строительство культовых сооружений на специальных участках — теменосах. В Ольвии открыт теменос второй половины VI в. до н.э. Здесь были сооружены главные храмы города, находилась священная роща, стояли алтари. Наиболее хорошо сохранились остатки храма Аполлона Дельфиния. Он был сооружен по типу храма в антах с глубоким портиком перед входом. Стены храма были сложены из сырцовых кирпичей на каменном основании. Две деревянные колонны, оформлявшие вход, завершались терракотовыми волютами, исполненными в ионийском ордере.

Из производственных сооружений наиболее интересны керамические обжигательные печи, свидетельствующие о раннем широком развитии в городе гончарного производства.

В VI — начале первой трети V вв. до н.э. вокруг города располагалась целая серия сельских поселений и сезонных стоянок числом более 70. Жители этих поселений занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой.

Периодом расцвета Ольвии стали V - третья четверть III вв. до н.э. В это время город принимает новый облик в соответствии с разработанной планировкой. Уже в первой четверти V в. до н.э. были сооружены крепостные стены и башни. Высота стен составляла 6-8 м, а толщина до 3,5 м. Эти стены господствовали над окружающей местностью. С них было видно все, что делалось в округе города.

На северной стороне агоры в IV в. до н.э. возводится парадное здание — стоя. Оно предназначалось для больших собраний, выступлений ораторов, торжественных приемов, встреч и отдыха горожан. Это было самое большое здание города. Здание стои отделяло агору от священного участка - теменоса.

В этот период завершается и архитектурное оформление теменоса. Он отделяется с запада и востока от прилегающих к нему улиц каменными стенами и портиками. В центре площади возводится монументальный каменный алтарь, стоящий напротив храма Аполлона Дельфиния. Известняковые плиты алтаря были тщательно обработаны. На алтаре были установлены три каменные плиты с чашеобразными углублениями для совершения жертвоприношений, а в центре его северной стенки была сделана пристройка, которая, вероятно, служила постаментом для статуи божества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.