Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античные государства Северного Причерноморья 2 страница




Кроме того на священном участке в течение IV-IIIвв. до н.э. возводятся храм Зевсу, серия жертвенников, ряд подсобных помещений, каменный водоем и водостоки для отвода ливневых вод. Вдоль фасадов храмов прокладывается вымощенная камнем дорожка, по краям которой стояли маленькие алтарики, статуи и надписи. Здесь осуществлялись религиозные обряды в честь многих олимпийских божеств, но наибольшее почитание имели Зевса и Афины. Об этом свидетельствуют многочисленные посвятительные надписи в честь них, найденные в ямах-фависсах (ботросах), служивших для сброса пришедшего в негодность храмового инвентаря.

Жилые дома горожан теперь все наземные, в большинстве своем сложенные из сырцового кирпича на каменном основании. Одной из особенностей ольвийского городского строительства этого времени является наличие в домах подвальных помещений с каменными стенами, хорошо оборудованных для жилья в зимнее время. Появляются и богатые каменные дома с двориками.

В течение IV-III вв. до н.э. в ближайшей округе города возникают первые хорошо укрепленные усадьбы. Но ведущим типом населенных пунктов на хоре по-прежнему оставались неукрепленные поселения. Количество сельского населения хоры достигает 28 - 31 тысячи человек, при населении самой Ольвии от 14 до 21 тысячи человек. Духовная культура жителей хоры была чисто греческой с некоторыми отличительными чертами, свойственными и самой Ольвии. Сельские жители говорили на греческом языке, пользовались греческой письменностью и были достаточно грамотны. Хотя, разумеется, среди них был определенный (небольшой) процент выходцев из варварского населения, преимущественно скифского и фракийского.

Со второй половины III в. до н.э. Ольвия вступает в полосу затяжного кризиса. Основными его причинами стали экологические изменения и усилившиеся в связи с этим миграции кочевых племен, приведшие к росту числа военных столкновений, конфликты города со своими варварскими и греческими соседями и дальнейшее социальное расслоение граждан. О бедственном положении города наиболее ярко рассказывают принятые тогда декреты в честь своих и чужих граждан, оказавших помощь городу в трудное время. Наиболее знаменит и информативен среди них декрет в честь ольвийского гражданина Протогена.

Усиливается и зависимость Ольвии от Скифии. В городе чеканится монета от имени скифского царя Скилура. В одной из стихотворных надгробных надписей того времени Ольвия прямо называется скифским городом. Некоторые ольвиополиты теперь поступают на службу к скифскому царю и становятся его деятельными помощниками. По почетным надписям нам известно имя такого ольвиополита Посидея, ставшего начальником флота скифов и разгромившего пиратствующее племя сатархов.

К концу II в. до н.э. военно-политический и экономический кризис углубляется еще более. Прекращают свое существование агора и теменос. На теменосе разбираются храмы и главный алтарь. Прекращают действовать и все водопроводные системы агоры. На месте ряда жилых кварталов появляются пустыри. Большая сельская округа государства на долгое время приходит в упадок. Ольвийский декрет в честь некоего Никерата свидетельствует о постоянных военных столкновениях ольвийцев с соседними варварскими племенами.

Примерно около 106 г. до н.э. скифский протекторат над Ольвией сменяется протекторатом Понтийского царства Митридата Евпатора. По условиям договора в город вводится понтийский гарнизон, который охраняет его от вражеских набегов. На некоторое время обстановка в городе улучшилась. Опять началась чеканка своей медной монеты. Но вскоре после разгрома Митридата римлянами военный нажим варваров вновь усилился. К середине I в. до н.э. на территории нынешней Румынии создается мощное объединение гетских племен. Его правитель Буребиста начинает серию завоевательных походов на окрестные территории. В пятидесятые годы он обрушивается на Ольвию, захватывает и полностью разрушает город.

Несколько десятилетийпосле гетского разгрома в середине I в. до н.э. Ольвия была пуста и лежала в развалинах. Жизнь возрождается здесь лишь в начале I в. н.э. В это время начинается новая трансгрессия (подъем) уровня моря в ходе которой Березань отделяется от материка и становится островом. Комплекс материальной культуры Ольвии остается в целом античным, но архитектурный облик города все более рустифицируется. В период правления римского императора Нерона (54-68 гг.) Ольвия попадает в орбиту римской политики. В период правления императора Траяна начинается регулярное поступление римских денариев в Ольвию, появляются римские имена у жителей города, а судя по одной из ольвийских надписей, в Ольвии появляется и небольшой римский военный гарнизон. Со второй четверти III в. н.э. начинается постепенное угасание Ольвии. Около 235 г. окончательно прекращается чеканка собственной монеты. Обитаемый район жилой части самого города теперь занимает не более трети его прежней территории. В течение III в. н.э. город был дважды разгромлен готами. Ко времени гуннского нашествия он был полностью оставлен жителями. Еще ранее были заброшены поселения хоры города.

Единственной колонией греков дорийского племени в Северном Причерноморье стал Херсонес Таврический — город, расположенный ныне в черте города Севастополя, на мысу в устье Карантинной бухты (Рис. 17). По письменным источникам основателями Херсонеса были жители южнопонтийского города Гераклеи и небольшая группа жителей острова Делос. Эти сведения относятся ко времени около 422/21 гг. до н.э. Но этой дате основания города противоречат материалы археологических исследований — расписная ионийская, чернофигурная и краснофигурная керамика второй четверти VI в. до н.э. и небольшой культурный слой VI-V вв. до н.э. на городище. Все это дает основание думать, что ранний город был основан в последней четверти VI в. до н.э.

Ранний город расположился на западном берегу Карантинной бухты, на естественной возвышенности, которая с запада и востока ограничена удобными для стоянки кораблей бухтами, с севера — морем, а с юга — довольно глубокими балками. Эти естественные укрепления со второй половине IV в. до н.э. были усилены мощными каменными оборонительными стенами с многочисленными башнями. До сих пор сохранились части этих стен, башен, городские ворота, вылазочные калитки и другие сооружения. Площадь первого поселения на месте Херсонеса невелика - около 10-11 га. Численность его населения в то время составляла не более 1000 человек.

Первоначальные наделы граждан были невелики и располагались непосредственно у границ городских укреплений на Гераклейском полуострове. Следы наиболее ранней размежовки земельных наделов прослеживаются на Маячном полуострове, находившемся на расстоянии около 9 км от Херсонеса. Территория его была отделена узким (около 200 м) перешейком от остальной части Гераклейского полуострова и защищена двумя рядами стен с башнями. Стены и башни призваны были защищать наделы херсонеситов от набегов соседей-тавров, с которыми у херсонеситов всегда были враждебные отношения.

Сравнительная небольшая территория Маячного полуострова (около 380 га) позволяет заключить, что первоначальные наделы жителей города были невелики. Каменистая почва этой территории позволяла производить преимущественно виноград. И потому своего хлеба городу не хватало. Его начинают ввозить из Ольвии, которая с конца V в. до н.э. становится основным торговым контрагентом Херсонеса.

Со второй четверти IV в. до н.э. начинается стремительный рост экономического и политического могущества полиса. Возникает первое поселение за пределами городской черты в низовьях Карантинной балки, а затем производится дополнительное укрепление территории Маячного полуострова в 10 км к западу от города. С этого времени началось фактическое и систематическое освоение херсонеситами сельскохозяйственной территории Гераклейского полуострова.

Вся земля здесь, составляющая около 10 000 га, была поделена на систему почти прямоугольных земельных наделов (клеров), отделенных друг от друга взаимно пересекающимися дорогами шириной от 4,5 до 6,5 м. Такие межевые дороги, по обеим сторонам которых были выложены каменные ограды не менее двух метров высотой и около полутора метров толщиной, представляли собой узкие коридоры, протянувшиеся на многие километры. При этом каждый земельный участок также был разделен стенами высотой до 2 м на отдельные участки.

Всего в окрестностях Херсонеса на Гераклейском полуострове насчитывается около 430 наделов. На них возникают крупные (в среднем до 26,5 га) усадьбы, окруженные каменными оградами с обязательной каменной башней в углу (Рис. 18). Чем дальше стояли усадьбы от Херсонеса, тем сильнее они были укреплены. Усадьба с наделом составляла основную экономическую единицу - хозяйство херсонесского гражданина. Количество наделов примерно соответствует числу семей херсонеситов. Подсчитано, что для обработки такого надела хозяину нужно было 25-30 работников.

Две трети площади клеров обычно занимали виноградники и сады. Специалисты считают, что при самом обычном урожае на таком наделе можно было произвести около 95 000 литров вина. С учетом потребления членами семьи и работниками усадьбы не более одной трети этого количества, еще 50-70 тысяч литров вина шли на продажу. Для продажи такого количества вина, естественно, владельцам его требовалось большое количество тары. Это вызвало рост керамического производства в городе. Объем херсонесских амфор составлял 17-19 литров. Значит, для разлива урожая с одной только усадьбы требовалось около 3000 амфор. А это обычный груз среднего греческого торгового корабля. Естественно, что в обмен за такое количество своей товарной продукции херсонесит вполне мог приобрести все другие необходимые ему продукты и

Рис. 18 продукцию ремесленного производства. Благодаря организации своей хоры Херсонес с конца IV в. до н.э. стал одним из основных поставщиков вина в Причерноморье и успешно конкурировал в этом отношении с полисами собственно Греции и Малой Азии.

Земельные наделы хоры Херсонеса — это уникальные по своей сохранности памятники античного земледелия. Они позволяют наиболее полно и объективно оценить характер сельского хозяйства города. Кроме того в ближайших окрестностях Херсонеса выявлены остатки трех небольших пригородных специализированных поселков виноделов, гончаров и каменщиков.

К середине IV в. до н.э. херсонеситы подчинили себе город Керкенитиду и основали на прибрежных землях северо-западного Крыма целую серию новых сельских усадеб и крепостей. Наиболее крупными из них были крепости “Чайка”, Кара-Тобе, Беляус, Западное Донузлавское городище, Кульчук, Большой Кастель, Панское 1, город Калос лимен (Прекрасная Гавань) и самое северное поселение Маслины. Все они находились на берегах бухт и заливов. Большинство размещенных здесь наделов граждан были земледельческими комплексами, ориентированными на производство хлеба. Всего в этом регионе греками было освоено около 32 000 га наиболее плодородных земель.

К концу IV в. до н.э. площадь города увеличивается более чем вдвое, достигая 24-26 га, а численность населения возрастает до 6-10 тысяч человек. Город окружают новые мощные крепостные стены, сложенные из крупных хорошо отесанных и плотно подогнанных друг к другу блоков. На открытых участках они возвышаются на 3-4 м, а в древности высота стены достигала восьми метров. Высота же башен была еще больше. Город имел несколько ворот. Наиболее хорошо сохранились ворота, ведущие в портовую часть города.

Прямо от ворот начинались улицы Херсонеса. Город был вытянут с юго-запада на северо-восток. В том же направлении шли продольные улицы, шириной 6,5-6,7 м. Они пересекались более узкими (до 4,5 м) поперечными улицами. Улицы были вымощены камнем и под вымосткой проходили водосточные каналы. Ее протяженность почти 900 м. Всего в Херсонесе открыты 8 продольных и 20 поперечных улиц.

Центр города занимали акрополь и агора. Здесь располагались наиболее важные общественные постройки. В южной его части недалеко от городских ворот находился театр. Он был построен в середине III в. до н.э. и потом неоднократно перестраивался. В римский период театр вмещал около 3000 зрителей. Он функционировал до середины IV в. н.э. Другим важным здание центра города был монетный двор, от которого сохранился лишь подвальный этаж с массивными стенами. Здесь было найдено 43 бронзовых кружка-заготовки для чеканки монет. Где-то здесь же находились булевтерий — здание городского совета и дикастерий — здание суда.

Как и в других греческих полисах, городской центр украшала монументальная скульптура — статуи божеств и героев города. Найдено несколько мраморных постаментов таких статуй с надписями. Здесь же стояли плиты с декретами и постановлениями города. Одной из важнейших находок такого рода является текст Херсонесской присяги, которую приносили молодые люди, вступая в эфебы.

Жилые кварталы города в сравнении с общественным центром выглядели значительно скромнее. Вдоль узких прямых улиц с проложенными вдоль них сточными канавами, тянулись кварталы сплошных одинаковых каменных оград и такие же глухие стены домов. Лишь изредка эти стены прерывались маленькими окошечками и узкими калитками, ведущими во двор дома. 3-4 дома составляли стандартный квартал. Жилые дома херсонеситов в большинстве своем единообразны. Обычно в центре их двор. Жилые помещения и кладовые окружают его со всех сторон. Во дворе обычно находились колодец или цистерна для сбора дождевой воды, вырубленная в скале. Полы в домах земляные с глиняной обмазкой, стены оштукатурены и украшены энкаустической росписью красного и желтого цвета. Кровли домов черепичные, причем довольно много привозной черепицы из Синопы. Площадь таких домов обычно не превышала 210 кв.м. В некоторых из них зафиксированы алтари, сложенные из плит или изготовленные из отдельных блоков.

Наряду с рядовыми домами были и более крупные дома-усадьбы. В одном из таких домов в северной районе города открыта домашняя баня с мозаичным полом. Мозаика выполнена из морской гальки желтого и синеватого цвета, с редкими вкраплениями красных камешков и передает изображение двух обнаженных женских фигур (Табл. 18,16).

Кроме того, в городе открыто несколько групп рыбозасолочных цистерн, огромное количество остатков различных рыболовных снастей, следы соляного промысла. Вывоз соленой и вяленой рыбы был, несомненно, одним из важных источников доходов горожан. В Херсонесе были развиты и все основные ремесла.

В первые десятилетия III в. до н.э. начинается серия скифо-херсонесских войн. Скифы разгромили ряд херсонесских поселений на берегах нынешних Ярылгачской и Ветренной бухт. Те их жители, кто не успел уйти, погибли в своих домах и укреплениях. К рубежу III-II вв. до н.э. в руках скифов оказывается почти вся сельскохозяйственная территория Северо-Западного Крыма. Затем их набегам подверглась ближайшая округа Херсонеса. Не имея достаточных собственных сил для сдерживания натиска противника, херсонеситы обращаются за помощью к врагам скифов сарматам. Одновременно с этим они ищут новых союзников и обращаются к царю государства Понт Фарнаку. В 179 г. до н.э. договор был заключен. Его текст сохранился среди надписей Херсонеса. И когда скифы осадили сам Херсонес, понтийцы пришли на помощь городу. О событиях тех лет рассказывает херсонесский декрет в честь понтийского полководца Диофанта.

Некоторое время город находился под властью понтийского царя Митридата Евпатора, а после его гибели попал в зависимость от Рима. Римляне для охраны черноморского побережья от варваров в середине I в. н.э., ввели гарнизон и в Херсонес, а для контроля над горными районами Таврики на мысе Ай-Тодор в семи километрах к западу от современной Ялты построили крепость Харакс. Размещался римский гарнизон в юго-восточной части Херсонеса, представлявший собой цитадель, площадью около 1 га. Этот район был хорошо укреплен с напольной стороны и отделен от остальной части города отдельной стеной. В цитадели открыта казарма, термы, алтарь в честь Юпитера, черепицы с клеймами легионов, надгробия и другие следы пребывания римских легионеров в городе. Судя по размерам цитадели, римский гарнизон был невелик — не более 500 человек. Но кроме того часть солдат располагалась в особых сторожевых постах в окрестностях Херсонеса. Кроме сухопутных войск Херсонес охраняли и римские военные корабли. Корабли римлян, патрулировали побережье Таврики, почти полностью искоренив возможности для пиратства местным приморским племенам. Варварские набеги эпохи Великого переселения народов не затронули Херсонес. При императоре Юстиниане I город и вся южная часть Таврики включаются в со- став Византийской империи, в составе которой город доживает до 1399 г.

Рис. 19

В последней четверти или даже в конце VII в. до н.э. в Северо-Восточном Причерноморье также появляются греческие поселения. Ведущую роль среди них стал играть полис Пантикапей, постепенно объединивший остальные в рамках единого государства - Боспорского царства. Гавань Пантикапея находилось на месте центра современного города Керчи (Рис. 19). Рядом с гаванью, очевидно, находилась и агора. Большая часть жилых кварталов и ремесленных мастерских Пантикапея расположилась по склонам высокой каменистой горы, возвышающейся на 91 м над уровнем моря и носящей название горы Митридат. На вершине этой горы располагался акрополь, остатки укреплений которого недавно были раскопаны и реконструированы. Внутри акрополя разместились храмы и общественные здания. Главным божеством-покровителем Пантикапея был Аполлон и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Весь город со временем был опоясан мощной каменной стеной.

В окрестностях города располагался его некрополь, весьма заметно отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял также и из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. C южной стороны город как бы окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба — сто холмов. Под их насыпями погребены представители знати государства, скифские и меотские вожди, жившие в городе. Курганы составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи.

Кроме Пантикапея наиболее значительными городами Боспора были: на Керченском полуострове - Феодосия и Нимфей, на Таманском полуострове - Фанагория, Гермонасса, Горгиппия и Кепы. Широкую известность также получили благодаря археологическим исследованиям такие сравнительно небольшие города как Мирмекий, в котором открыты наиболее значительные винодельческие комплексы Боспора, и Тиритака, получившая известность за свои грандиозные рыбозасолочные сооружения. Экспедицией Нижегородского университета исследовался город Китей, наиболее известный своим уникальным для античного мира храмовым комплексом с огромным зольным холмом.

Все эти города были экономическими центрами своих регионов и найденные в них строительные остатки и материалы схожи с находками из Ольвии, Херсонеса и Пантикапея, отличаясь лишь в количественном соотношении. Пережив все удары варваров, Боспорское государство просуществовало как самостоятельное целое до конца истории античного мира.

 

Литература

1. Античные государства Северного Причерноморья // Археология СССР. -М.: Наука, 1984. - 392 с.

2. Античные памятники Крыма. - Киев: Наукова Думка, 2004. - 235 с.

3. Блаватский В.Д. Пантикапей. - М.: Наука, 1964. - 188 с.

4. Блаватский В.Д. Античная археология и история. - М.: Наука, 1985. - 231 с.

5. Гайдукевич И.Б. Боспорские города. - Л.: Наука, 1981. - 365 с.

6. Бутягин А.М., Виноградов Ю.А. Мирмекий. - СПб., Наука, 2006. - 215 с.

7. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. - М.-Л.: АН СССР, 1949. - 374 с.

8. Зубарь В.М. Херсонес Таврический. - Киев: Наукова Думка, 1997. - 267 с.

9. Зубарь В.М., Русляева А.С. На берегах Боспора Киммерийского. – Киев: Наукова Думка, 2004. - 315 с.

10. Крапивина В.В. Ольвия. Материальная культура I-IV вв. н.э. – Киев: Наукова Думка, 1993. - 276 с.

11. Кругликова И.Т. Античная археология. - М.: Высшая школа, 1984. - 216 с.

12. Молев Е.А. Эллины и варвары в Северном Причерноморье. - М.: Центрполиграф, 2005. - 384 с.

13. Русяева А.С., Русяева М.В. Ольвия Понтийская. – Киев: Наукова Думка, 2004. - 234 с.

14. Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. – Симферополь: Доля, 2007. - 272 с.

 

1.2.9 АРХЕОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН: ЭТНОГЕНЕЗ И КУЛЬТУРЫ

 

Славянские народы являются одним из самых крупных этнических образований современной Европы. Вопрос об их происхождении относится к ключевым проблемам современной археологии. Ведущую роль в этногенетических изысканиях принадлежит ретроспективному методу. Он заключается в поэтапном прослеживании истоков археологических культур от культур поздних, достоверно славянских, - в глубь столетий, к древностям, которые генетически связаны с раннесредневековыми. Проблема славянского этногенеза продуктивно решается только при комплексном изучении самых разнообразных исторических источников. Помимо археологических материалов большое значение имеют данные исторической лингвистики.

Далекие предки славянских народов принадлежали к общеиндоевропейской языковой общности, которая сложилась в районе Восточной Анатолии - Северной Месопотамии в VI-V тыс. до н.э.. Её распад был длительным и сложным процессом, приведшем в конце IV тыс. до н.э. к сложению на обширных пространствах Причерноморских степей нового древнеевропейского языкового союза. Его представители (культура шнуровой керамики), продвигаясь на запад, в самом начале II тыс. до н.э. вступили во взаимодействие с переселенцами из западных областей Европы и Северной Африки (культура колоколовидных кубков). Новому сложившемуся союзу наследует центральноевропейская общность полей погребальных урн (XIII-VIII вв. до н.э.), которая уже содержит в себе элементы, узнаваемые в позднейших славянских культурах.

По данным археологии выделяют несколько этапов развития славян. Начало предславянского периода (2 пол. II - середины I тыс. до н.э.) связывается со сложением на обширной территории (от восточной Франции до верховьев реки Днестр) центральноевропейской культурной общности полей погребальных урн. Эта общность лежит в основе ранней истории кельтов, иллирийцев, италиков, германцев, славян и других народов. С началом эпохи железа она распадается на несколько обособленных образований. Одно из них к середине VI в. преобразуется в культуру подклошевых погребений (погребений в урнах под “расклешенными” - колоколообразными горшками). Начиная с последней в эволюции элементов материальной культуры славян обнаруживается непрерывная преемственность.

Период протославянских культур (он же - праславянский или древнеславянский) (IV в. до н.э. - V в. н.э.) характеризуется возникновением и развитием крупных полиэтнических образований, среди которых пока нельзя выделить чисто славянские культуры. В этот период происходит лишь сложение в устойчивый комплекс их характерных традиционных признаков.

Широкое расселение кельтов в начале IV в. до н.э. приводит к трансформации культуры подклошевых погребений в пшеворскую культуру (II в. до н.э. - IV в. н.э.). Разделить эту общность на отдельные варианты, соответствующие древним славянам, кельтам, германцам и балтам - не представляется возможным. Предполагается, что связанные с ней различные племенные группировки проживали чересполосно, из-за чего элементы их культур смешивались. Большое распространение получила металлургия железа. Пшеворцы проживали в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимаясь земледелием и придомным скотоводством. Часть из них в конце II в. до н.э. переселяются на средний Днепр, в Припятьское Полесье, где на их основе складывается сходная зарубинецкая культура (II в. до н.э. - II в. н.э.). Зарубинецкие памятники были впервые обнаружены в 1899 г. возле села Зарубинцы Киевской области археологом В.В. Хвойко. Поселения располагались на высоких берегах рек и оврагов, а в речной пойме на всхолмлениях или на краю надпойменной террасы. Характерно их размещение “гнездами” (до 15 поселений в каждом скоплении). Размеры поселений от 0,1 до 2 га. Ранние из них относятся к типу селищ, более поздние укреплены рвами и земляными валами с частоколом. Жилища зарубинцев небольшие по размерам (от 9 до 24 кв.м.), они имели каркасно-плетневую конструкцию, их стены обмазывались глиной. На слегка углубленном полу располагался очаг, огражденный невысокой каменной или глиняной стенкой, или глинобитная печь. Рядом с жилищами откапывались хозяйственные ямы.

Поблизости от поселений находились могильники. Исследовано уже более 1000 зарубинецких погребений. Они представляют собой небольшие могильные ямы с остатками сожжений. Иногда в ямах еще помещались открытые или закрытые урны. В древности могилы были отмечены деревянными столбиками. Кремация совершалась на окраинах могильников. Погребальный инвентарь невелик, 95% его составляют чернолощеные миски, горшки и кружки. Кроме того, в него входят предметы личного убора, украшения, остатки ритуальной пищи. Среди керамики 10% составляют находки античных амфор. Есть также бронзовые изделия и фрагменты керамики кельтов.

В хозяйстве зарубинецкой культуры преобладали переложное земледелие и скотоводство. Землю обрабатывали деревянным ралом. Выращивали ячмень, просо, пшеницу, горох, репу, лен, коноплю. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Железо получали из болотных руд. Были уже и крупные центры производства металла, например, городище Лютеж под Киевом. В сыродутных горнах здесь получали железо и сталь. Применялись сварка железа со сталью, цементация и закалка металла. Как домашние производства существовали ткачество, обработка кож, мехов, дерева и кости. Находки тиглей свидетельствуют о собственном ювелирном производстве. Жизнь на зарубинецких поселениях затухает в начале II в. н.э. Позднее эти племена были разгромлены сарматами и расселились в соседние районы, преимущественно на север.

В II-V вв. н.э. значительная часть юго-восточной Европы (от нижнего Дуная до Северского Донца) была заселена представителями черняховской культуры, которая в III-IV вв. объединила в себе пшеворские, зарубинецкие древности со скифо-сарматскими традициями ираноязычного населения Северного Причерноморья. Ее материальный комплекс характеризуется провинциально-римскими чертами (наличием большого количества римских импортов, железных предметов, оружия, гончарной керамики). Поселения черняховской культуры очень однообразны. Это открытые селища, расположенные на низких террасах больших и малых рек, балок и ручьев группами. Основным типом жилищ были на севере - полуземлянки, в степи - наземные глинобитные постройки, в Крыму - каменные дома. На позднем этапе культуры поселения укрепляются рвами, валами, деревянными или каменными стенами.

Рядом с поселениями располагались могильники. Известны оба обряда: и кремация, и ингумация. Составной его частью была тризна. Инвентарь погребений невелик. Обычно это лепные кухонные горшки и гончарная столовая посуда. Столовая посуда украшена орнаментом в виде довольно замысловатых комбинаций, составленных из отдельных линий. В ряде случаев орнамент интерпретируется как древний календарь. Так, в 1957 г. в святилище у с. Лепесовка была найдена трехручная чаша, по плоскому венчику которой нанесены неповторяющиеся рисунки, заключенные в 12 прямоугольных секций. Эти рисунки определяются как знаки 12 месяцев.

Основными занятиями черняховцев были земледелие и скотоводство. Главные орудия труда (наральники, косы, серпы, мотыги, заступы) изготовлены из железа. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, вику, горох и коноплю. Среди домашнего скота преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Скотоводство носило стойловый характер. Как самостоятельные промыслы имели распространение охота, рыболовство, бортничество и собирательство.

Важной отраслью хозяйства были черная металлургия и кузнечное дело. Применялись способы свободной ковки и закалки. Найдены льячки для цветного металла. Из бронзы отливали особенно многочисленные среди находок фибулы. Прядение, ткачество, обработка дерева и кости не выходили за рамки домашних производств. Кроме своей у черняховцев много привозной керамики, преимущественно, античной. На территории культуры обнаружено около 150 кладов и более 1000 местонахождений римских монет.

Развитие протославянских культур было прервано нашествием гуннов. Только с V-VI вв. появляются археологические культуры, эволюционно связанные с древностями последующих периодов, славянская атрибуция которых документирована письменными источниками.

Период славянских культур (V-VIII вв. н.э.) определяется развитием совокупности древнейших культурных общностей, объединенных устойчивым сочетанием традиционных славянских черт (наличием полуземляночных или наземных срубных жилищ с угловым расположением печей, лепной керамикой преимущественно горшечных пропорций, погребального обряда в виде трупосожжений). Пражско-Корчакская культура V-VII вв., генетически связанная с пшеворской, по своему ареалу (от р. Эльбы до Киевского Поднепровья) отождествляется со склавенами готского историка Иордана. Из нее образовались племена, позднее составившие польскую народность, моравы, чехи, дулебы. Её памятники представлены городищами, селищами и могильниками. Наиболее распространены селища, расположенные на расстоянии 0,5 - 3 км друг от друга. Площадь их невелика: 0,5-1 га. Среднее количество жилищ, существовавших одновременно - 20-30. Единой системы в расположении построек не наблюдается. Основным типом жилища была квадратная или подпрямоугольная полуземлянка. Главное место в жилой постройке занимала печь. Она, как правило, складывалась из камней в одном из противоположных входу углов, не примыкая к стенам помещения. Изредка встречаются глинобитные печи. Еще реже - открытые очаги. Кроме того, в жилищах обнаруживают лежанки, вырезанные в материке и облицованные деревом. Рядом с жилищами располагались хозяйственные ямы. Из городищ наиболее хорошо изучено городище Зимно в Волынской области. Оно расположено на мысу и укреплено с напольной части деревянной стеной из вертикально поставленных столбов. Характер жилищ тот же. Среди находок преобладает керамика. Основной тип посуды - лепной горшок вытянутых пропорций, расширяющийся в верхней части и сужающийся у дна (Табл. 19,1-4). Металлические изделия выполнены из железа и бронзы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.