Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития и совершенствования государственного регулирования и надзора банковской деятельности




Сущность, необходимость и содержание надзора и регулирования банковской деятельности

 

В банковских законодательствах Республики Казахстан отмечаются, что для обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты интересов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно-кредитной системы РК Национальный банк и АФН осуществляют регулирование деятельности банков.

Регулирование деятельности банков осуществляются как в отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, то есть в отношении банковской группы. Правила консолидированного надзора разрабатываются Нацбанком и АФН.

В Законе РК "О Национальном банке Казахстана" подчеркивается, регулирующие функции Нацбанка направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы РК, защиту интересов банковских кредиторов, вкладчиков и клиентов.

 

Банки являются посредниками между продавцами и покупателями между кредиторами и инвесторами. Они особые институты, которые в основном, пользуются чужими деньгами кредиторов, вкладчиков и клиентов. Собственные средства банков в их пассивах составляют лишь 8-10%. Дело в том, что банки работают на основе принципа частичного резерва. Это означает, что каждый банк в обеспечение своих пассивов поддерживает лишь необходимый минимум ликвидных средств, составляющий относительно небольшую часть его обязательств. Обычно до 90% пассивов баланса, т.е. его ресурсов составляют чужие деньги, резервы предприятий, компании, фирм, частных лиц и государства, которые хранят на расчетном, текущем счетах в банке.

Эти обстоятельства объясняют о необходимости регулирования деятельности банков со стороны государства и главная цель банковского регулирования и надзора являются защита интересов вкладчиков и кредиторов, поддержание стабильности банковской системы.

В законах РК "О Национальном банке Казахстана", "О банках и банковской деятельности в РК", "О Агентстве РК по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых органов", дополнений и изменений к ним термины "регулирование" и "надзор" применяются вместо и одинаков. Однако в литературе, даже в учебниках по банковскому делу1, поднимается вопрос о правильности этого. Логически на первом месте стоит надзор - процессе внешнего контроля государственных органов, который означает отслеживания, наблюдения (мониторинг), проверок и анализа всех параметров деятельности банка с целью контроля соблюдения банком и его работниками норм законодательства, правил, положения и инструкции Национального банка и АФН. При этом эти надзорные органы не вмешиваются в оперативную деятельность банков.Они представляют интересы общества в целом в условиях, их задача создать нормальные и одинаковые для всех условия для функционирования всей банковской и денежной системы. Цель надзора не только отыскание в деятельности банка ошибок, нарушений и промахов и наказать за это работников, а также помочь в устранений этих нарушений без особых последствий, оказать методическую и финансовую помощь.

Проверки, анализ, надзор - не самоцель. Надзор нужен для того, чтобы заставить и побудить банк изменить в нужном направлений параметры своей деятельности, а соответственно и результаты, в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для банковской системы в целом.

Такое воздействие на банк со стороны Национального банка и АФНозначает регулирование его деятельности.

Таким образом, регулирование надзорными органами деятельности конкретного банка осуществляется путем надзора и включает в себя:

- внешнее управление текущим функционированием и развитием банка, как часть банковской системы, которые воплощаются в банковских

законодательствах, в нормативных актах Нацбанка и АФН, адресованных одновременно всем банкам;

- внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях Нацбанка, АФН, направленных только на этот банк.

Оба – способ внешнего управления банковской системы со стороны государства, только одно вытекает из другого.

Принципы банковского надзора и регулирования:

- универсальность и обязательность. Под надзор и регулирование должны попадать все без исключения кредитные организации, действующие на территории страны, причем это обязательно;

- законодательное закрепление за центральным банком или другими органами (АФН) надзорных функций с соответствующими полномочиями;

- единство требований органов надзора. Ко всем кредитным организациям, выполняющие одинаковые виды деятельности, должны предъявляться одинаковые требования. Закон разрешает Нацбанку и АФН дифференцировать экономические нормативы;

- единство количественного и качественного контроля;

- сочетание первичного и последующего контроля;

- сочетание дистанционного (документарного) и контактного (проведение на местах) способов надзора;

- профессионализм контроля;

 

- конструктивный и консолидированный контроль и др.

С позиции жизненного цикла банка регулирующую и надзорную деятельность Нацбанка и АФН можно подразделить на:

- регулирование и контроль создания банков;

- надзор за текущей деятельностью банков;

- регулирование реорганизации и ликвидации банков.

Регулирование и контроль создания банков включает в себя государственную регистрацию создаваемых банков и лицензирование банковской деятельности Надзор за текущей деятельностью банков Нацбанка и АФН осуществляется в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. При проверке на местах оценивают качества менеджмента, достаточность банковского контроля, качество активов и правомерность их роста, формирование доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, риск – менеджмента, а также соблюдения требований законов и нормативных актов.

Меры воздействия бывают предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном на ранних стадиях возникновения нарушений, промахов, недостатков при ухудшении показателей деятельности банка и доводятся до банков в письменной форме. Содержание предупреждения состоит из информации о недостатках в его деятельности и рекомендаций по их устранению, требования составления мероприятий, направленных по изменению создавшейся ситуации и представления их в надзорный орган.

Принудительные меры воздействия применяются в случае нарушения банком банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Нацбанка и АФН, представления неполной и искаженной информации, а также, если совершаемые операции создали реальную угрозу интересам общества, кредиторов и вкладчиков. Принудительные меры оформляются в виде предписания. К ним относятся: штраф; требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению; ограничение банком отдельных операций на срок до 6 месяцев; запрет на срок до 1 года на осуществление банком отдельных или всех банковских операции.

Следует отметить, что надзорным органам следует от чисто формальных, ритуальных действий перейти к реальной оценке финансового положения банка в целом и его рисков, в том числе на основе документарного надзора и проверок на местах. Имеется в виду переход от соблюдения формальных требований к принципу разумного суждения. Необходимо отказаться от слепой веры в полную и адекватную информативность обязательных нормативов. реально оценить ситуацию в конкретном банке можно только на основе индивидуального подхода.

Нормативные значения и методика расчетов пруденциальных нормативов и иных, обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и банковской группы на определенную дату, порядок расчета и лимиты открытой валютной позиции, нормы обязательных резервных требований, метод их соблюдения и методика расчетов, формы соответствующей и сроки её представления устанавливается Нацбанком в Положении о пруденциональных нормативах для банков второго уровня.

Нацбанк и АФН полномочены принимать и издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения банками и их клиентами. Это, в первую очередь, Положения о пруденциальных нормативах и иные обязательные к соблюдению норм и лимитов; О проведении проверки на местах и др., Правила о лицензировании, О проведении безналичных расчетов и др., инструкции, методические указания и др. документы, относящиеся к банковской деятельности и ее регулирования.

В случаях ухудшения финансового положения Нацбанк и АФН вправе поставить перед его акционерами вопрос о необходимости финансового оздоровления, смена руководства или реорганизации банка, включая выдачу рекомендации по оздоровлению финансового положения:

- об ограничении депозитов;

- об увеличении уставного капитала;

- о прекращении выплат дивидендов и увеличении провизий;

- о сокращении расходов посредством закрытия отдельных филиалов и представительств, сокращения штатов работников;

- о приостановлении или ограничении некоторых видов банковских операций с повышенной степенью риска.

В случаях обнаружения надзорными органами нарушений пруденциальных нормативов и других обязательств к соблюдению норм и лимитов, нарушении их нормативных правовых актов, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников банка, которые могут угрожать его финансовой безопасности и стабильности и его депозиторов, клиентов Нацбанк и АФН вправе применить к банку одну из следующих ограниченных мер воздействия:

- затребовать письмо- обязательство;

- составить с банком письменное соглашение;

- вынести предупреждение;

- дать обязательное для исполнения письменное предписание;

В качестве санкций Нацбанк, АФН вправе применить следующие меры:

- наложение и взыскание штрафа;

- приостановление либо отзыв на проведение всех или отдельных банковских операций;

- консервацию банка;

- отзыв разрешения на открытие банка;

- отстранение от выполнения служебных обязанностей руководящих лиц;

- исключения банка из системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц;

- в случае снижения значений коэффициентов достаточности собственного капитала банка и (или) банковской группы до уровня менее 50% от нормативов, установленных требованиями нормативных правовых актов Нацбанка и АФН, банк обязан преобразоваться в кредитное товарищество и другие.

После отзыва лицензий банка на проведение банковских операций Нацбанк, АФН назначают временную администрацию банка, к которой переходят полномочия всех его органов управления и в течение 10 рабочих дней обращается в суд с заявлением о принудительном прекращений деятельности банка.

Нацбанк, АФН вправе применить принудительные меры к крупным участникам банка и банковским холдингам в случаях:

- неполучения согласия Нацбанка, АФН на приобретение статуса крупного участника и банковского холдинга;

- невыполнения письменных предписаний Нацбанка, АФН и других нарушений, несоблюдения.

 

В 1991-1992 гг. состояние банковской системы Казахстана оценивалось негативно, одной из причин этого- отсутствия должного надзора и контроля за деятельностью банков. Нарушались законодательства, нормативно- правовые акты, не выполнялись требования Национального банка.

С целью ужесточения выполнения контрольных и надзорных функций в организационной структуре Национального банка Казахстана сформировалось специальное подразделение – Департамент банковского надзора с подразделениями в областях, который отвечал за разработку и внедрение правил регулирования банковской деятельности. Присутствие высокой степени рисков в банковской детальности привело в 1993 году к неудовлетворительным результатам в финансовом состоянии банков, что отразилось на несоблюдении экономических нормативов 90% банками.

Введение национальной валюты – тенге в ноябре 1993 года способствовало формированию национальной правовой и нормативной базы регулирования банковской деятельности, экстенсивному развитию средних и мелких банков второго уровня, возрастанию роль Национального Банка Казахстана в сфере регулирования банковской деятельности и проведения собственной денежно- кредитной политики. В этот период начал формироваться второй этап развития банков и укрепились регулирующие и надзорные функции Национального банка В 1994-1996 гг. в условиях продолжающейся инфляции, расцвета и краха трастовых компаний, банковских кризисов продолжался процесс становления банковской системы и выживания их С начала 1994 года Национальным банком началось внедрение ряда экономических и пруденциальных нормативов (минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственного капитала банков по отношении к рисковым активам, коэффициент ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика, минимальные резервные требования), которые были разработаны в 1988 году Базельским Комитетом по банковскому надзору и Базельским Банком международных расчетов.

Чтобы обеспечить стабильность денежно - кредитной системы, финансовую устойчивость банков, защиту интересов вкладчиков, депозиторов и клиентов Национальный банк повысил требования к минимальному уставному банковскому капиталу Принятие двух банковских законов в 1995 г. способствовало настоящему реальному реформированию государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью.

Собственный капитал банков за 1995 год возрос в 205 раза, а объявленный уставный фонд – 1,8 раза.

К началу 1995 года Национальный банк уже использовал классические денежно - кредитные инструменты регулирования: регулирование объема кредитов ставкой рефинансирования, использование механизма обязательных резервов, проведение операций с государственными ценными бумагами, регулирование валютного рынка.

В 1995- 1996 гг. Национальный банк, как орган, наделенный функциями регулирования, контроля и надзора, стал улучшать процедуры банковского надзора с целью перехода к международным стандартам. В 1996 г. произошли позитивные изменения в развитии экономике Казахстана, а точнее, наметились макроэкономическая стабильность и экономический рост. Казахстан получил свои первые суверенные рейтинги международных агентств Standard and Poors, IBCA и Moody*s: «ВВ»- долгосрочный, «В»- краткосрочный (иностранная валюта) и «Ва2», что эквивалентно рейтингу «ВВ».

Количество государственных банков резко сократилось с 5 в 1997 году до 1 в 1998 году, тем самым государство показало, что оно предпочитает англо-американскую модель финансового рынка, где роль государства в финансовой сфере ограничена в основном надзором и регулированием. Для улучшения качества активов банков были усовершенствованы требования к классификации активов банков и условных обязательств и расчету провизии по ним банками второго уровня. конце 1996 года была принята Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, ведения и передачи информации. Именно в этот период начался процесс постепенной трансформации из количественного состояния в качественное с высоким уровнем капитализации, качества активов, высокопрофессионального менеджмента, который продолжается и сегодня.

С начала 1997г. продолжился следующий этап формирования системы банковского регулирования, который представлял собой качественно новое развитие бизнеса, поскольку Национальный банк стал внедрять политику и процедуры эффективного пруденциального регулирования для дальнейшего укрепления устойчивого и стабильного состояния всей банковской системы.

Были введены высокие требования по открытию и лицензированию банков, внутреннему контролю и процедурам. Качество кредитного портфеля банка и разумность его кредитной политики являются теми аспектами деятельности банка, на которые особое внимание обращают регулирующие органы. сумму кредитов, взвешенные с учетом риска и её сравниваются с размером резервов на покрытие возможных убытков по кредитам банка и размером акционерного капитала. С целью оценки финансового состояния банков Казахстана была введена оценка по рейтинговой системе "CAMEL",

Данная аббревиатура означает:

Достаточность капитала (capital adequacy - C);

Качество активов (asset quality - A);

Качество управления (management quality - M)

Прибыль (carninqs record - E);

Ликвидность (liquidity position - L)

С - означает суммы собственного капитала банка, необходимого для нормального функционирования его, т.е. достаточны для защиты интересов акционеров и вкладчиков; размеры его определяются К1, К2, Установлены 5 уровни сводного контроля рейтинга "CAMEL":1-сильный; 2- удовлетворительный; 3-посредственный;4- критический; 5- неудовлетворительный.

Банки, сводный показатель CAMEL которых слишком низок – 4или5, проверяются чаще, чем банки с высоким рейтингом – 1,2,3.

В 2004г. АФН проводил по системе CAMEL рейтинговую оценку банков Казахстана. Вот получены следующие результаты: 14 банков получили рейтинг – 2 (удовлетворительный), 7 банков – 3(посредственный), 3 банка – 4(критический), 9банков – (неудовлетворительный).

Следующим этапом в развитии системы регулирования банковской деятельности стало привлечение доверия к банковской системе, что выразилось в принятии Национальным банком Постановления № 304 "Об утверждении правил обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня" от 5 ноября 1999г. для повышения доверия вкладчиков и активизации привлечения в банковскую систему страны теневого капитала в марте 2000 года был принят Закон "О банковской тайне" применительно к депозитным счетам физических лиц. Обе меры позитивно повлияли на доверие населения к банковской системе. В условиях роста доходов населения, обусловленного быстрым подъемом экономической активности, это привело к значительному расширению депозитной базы банков в последние годы.

В 2002 году минимальный размер уставного капитала новых банков был установлен на уровне 2 млрд. тенге. Минимальный размер собственного капитала- 1 млрд. тенге, в том числе для региональных банков – 0,5 млрд. тенге. Из 204 банков, действовавших в стране в 1993 году, к марту 2005 года осталось всего 34, т.е. количество банков уменьшилось в 6 раз.

Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лицензирования и консолидированного надзора " (2005г) направлен на совершенствование консолидированного надзора как способа повышения эффективности государственного надзора, защиту прав депозиторов, повышение прозрачности банков. В частности, Закон предусматривает введение понятия контроля для повышения прозрачности структуры собственности банков и контролизирующих их структур, а также определение масштаба банковского конгломерата Законом предусмотрено введение пруденциального регулирования банковских конгломератов в части установления минимального размера уставного капитала, коэффициента достаточности собственного и максимального размера на одного заемщика.

Вносимые изменения направлены на активизацию системы лицензирования финансовых организаций в части отмены процедуры выдачи согласия уполномоченным органом на открытие филиалов и представительств банков, страховых, перестраховочных организаций, накопительных пенсионных фондов; упрощение условий выдачи разрешений на их открытие; установление дополнительных требований к руководящим работникам финансовых организаций; а также либерализацию регулирования деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Этим же законом предусмотрено исключение ограничений по деле уставного каптала банков с иностранным участием, по кадровому составу работников банков с иностранным участием, на открытие филиалов иностранных банков на территории РК.

В банках внедряются принципы корпоративного управления.

Все лица оказывающие существенное влияние на принимаемые банком решения, должны формализовать свои статус, получив согласие уполномоченного органа.

усилены требований к приобретению статуса крупного участника банка и банковского холдинга С сентября 2005г. в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору были внесены изменения и дополнения методику расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня, в частности, касаются положений, предусматривающие использование помимо капитала первого и второго уровня и капитала третьего уровня активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска и используемых при расчете достаточности собственного капитала банка для покрытия рыночного риска.

С целью реализации мероприятий по совершенствованию системы управления операционными рисками (системы риск- менеджмент), АФН предусматривается включение в состав достаточности капитала требований к капитализации по операционному риску согласно новому Базельскому соглашению по капиталу (Базель 11,2004г.)

Инструкция АФН "О требованиях к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня" № 434 (в 2005г. внесены поправки в части детализации) требует по осуществлению банками ежегодной самооценки не предмет соответствия основным и дополнительным требованиям инструкции, регулярного мониторинга по ним и представления в АФН постоянной отчетности по системе управления рисками.

Введение данной меры будет способствовать приближению надзорной практики АФН к международным стандартам пруденциального регулирования, ориентированным на надзор за риском.

В конце 2004г. АФН разработана и утверждена схема оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке.

Схема ориентирована на выявление кризисных явлений и урегулирование системных рисков.

Одним из аналитических инструментов, призванных обеспечить оценку потенциальных потерь банков, в случае возможных спадов в экономике и иных негативных экономических тенденций, является стресс требование, получившее широкое распространение в международной практике.

АФН разработана методики проведения стресс-тестирования банков, которая включает в себя компоненты как количественного и качественного анализа и будет внедрена в 2006г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.