Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 18. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти




Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальным масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, обладает определенным методом деятельности, наделена государственно-властными полномочиями и в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществляет управление экономическими, социально-культурными процессами и безопасностью. В системе субъектов административного права органы исполнительной власти занимают важное место, без них или их законных представителей не могут существовать административно-правовые отношения.

Опираясь на устойчивые научные разработки и длительный опыт их существования, предложим несколько признаков, прису­щих органу исполнительной власти.

1. Орган является органичной частью единой системы органов исполнительной власти, причем пределы единства определяются масштабами либо Федерации, либо ее субъекта. Не все органы, как это следует из смысла ст. 71, 72 Конституции РФ, соподчине­ны между собой. Главное же заключается в обладании органами теми свойствами, которые присущи исполнительной власти в це­лом и которые придают им качества системно организованных и действующих структур.

2. Исполнительный орган обладает своим статусом. Речь идет о конституционных элементах статуса (если они определены в конституциях, уставах), о законодательных основах статуса, о регулировании статуса в подзаконных положениях. Именно в со­четании трех «срезов» можно обнаружить общие и специфиче­ские черты статуса каждого органа. Важно вовремя урегулиро­вать статус органа, не допуская отставаний или противоречий. Тенденцией становится определение статуса исполнительного органа в соответствующем законе (о правительстве, администрации, министерствах и т.п.). Положение о конкретном органе - ввиду множественности органов — должно строго соответствовать базовым статутным законам.

3. Орган исполнительной власти действует от имени государ­ства — Федерации или республики, государственного образования - и выражает его обязательные повеления. Применение мер воз­действия, включая и меры принуждения, является обязанностью
не только данного органа, но и всей системы исполнительной власти, всех иных государственных органов. Таков смысл государст­венного обеспечения.

4. Исполнительный орган наделен компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач. Ниже будут сделаны более подробные пояснения.

5. Орган исполнительной власти является подзаконным органом, ориентированным на деятельность на основе и во исполнение закона. Дело здесь не только в правовой субординации, но и в са­мом характере постоянно осуществляемой специализированной деятельности.

6. Орган исполнительной власти действует на основе профес­сионализма и принципов государственной службы. Его персонал составляют государственные служащие, занимающие должности и выполняющие свои функции в соответствии с законодательством о государственной службе.

7. Орган исполнительной власти является структурно организованным, в нем есть штатное расписание. Имеемся необходимое материальное, финансовое и иное обеспечение органа (помещения, оргтехника, связь, транспорт и т.п.).

8. Орган исполнительной власти часто наделяется правами юридического лица и действует в гражданском обороте как учреждение. Пришла пора подумать и над его свойствами как публичного юридического лица.

Все названные свойства органа исполнительной власти связаны между собой. Недооценка или игнорирование их связей нарушает присущие ему пропорции. Орган становится малоэффективным. Поэтому следует стремиться к обеспечению его полновесно­сти и многогранности, не допуская отступлений от внутренних видимостей. Ведь орган — сложный социальный организм, в кото­ром переплетены и функционируют многие элементы, и его построение требует большой осмотрительности и серьезных усилий во избежание структурных нагромождений и мнимых перестроек, кажущейся деловитости и разбухания штатов. Формула: главное - не числом, а умением — особо применима к органам, призванным задавать программы и цели управления.

Вопрос 19. Классификация органов исполнительной власти.

Попытаемся теперь дать классификацию исполнительных органов в широком смысле, полагая, что такое понятие охватыва­ет обе разновидности благодаря их главному признаку — дейст­вию на основе и во исполнение закона. Основным критерием слу­жит адекватность формы органа выполняемым им функциям. Речь идет:

а) об органах, осуществляющих руководство и координацию на том или ином уровне управления. Это — правительство (Совет Министров, Кабинет Министров), губернатор или глава админист­рации края, области и других субъектов Федерации. Такие орга­ны часто называют органами общей компетенции ввиду широты их функций и полномочий;

о) об органах отраслевого регулирования и управления типа министерств, департаментов, отделов и т.п.;

в) об органах межотраслевой координации и функционального регулирования типа государственных комитетов;

г) об органах, выполняющих специальные функции (кон­трольные, разрешительные и т.п.);

д) об администрации как органе оперативного управления в государственных предприятиях, учреждениях и организациях;

е) о внешних управляющих в случаях выполнения специаль­но уполномоченными лицами функций управления недвижимо­стью, предприятием (в ситуации банкротства), управления ак­циями, находящимися в собственности государства;

ж) о вспомогательных органах типа межведомственных сове­тов, комиссий и т.п.;

з) об объединениях исполнительных органов (по территори­альному или функциональному принципу);

и) о международной администрации (структурах).

По территориальному масштабу деятельности можно разли­чать федеральные, исполнительные органы, действующие в мас­штабе страны, исполнительные органы субъектов Федерации, территориальные органы федеральных исполнительных органов, действующие на территории одного или нескольких субъектов Федерации, межтерриториальные исполнительные органы специ­ального назначения, действующие в пределах функционально-территориальных округов, зон и т.п. Федеральные округа — при­мер последних.

Более простой является классификация исполнительных ор­ганов по способу принятия правовых актов. Это органы, дейст­вующие на основе единоначалия (министерства и др.), и органы, действующие на основе коллегиальности (государственные коми­теты и т.п.).

Приведенная классификация облегчает правильное решение вопросов построения и деятельности органов и их взаимоотноше­ний между собой. Но здесь предстоят дальнейшие разработки на­учных основ классификации, которые послужили бы основой для официальных классификаций, используемых в законодательстве и в управленческой практике. Пока же здесь много произвольных комбинаций, затрудняющих четкое формирование и функциони­рование системы исполнительных органов. Система органов исполнительной власти построена на основе их структурной и функциональной соподчиненности. Взаимодей­ствие всех звеньев является важнейшей системной характери­стикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.