КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 38. Понятие и юридическое значение актов управления
Административно-правовой акт служит главным средством регулирования отношений в административной сфере. В нем заложен тот нормативный импульс, который способствует упорядочению и стабильности административно-правовых отношений, с одной стороны, их динамизму и развитию - с другой. Административно-правовой акт находится в правовых связях двоякого рода. Во-первых, он является производным от закона и административных актов большей юридической силы. Во-вторых, административный акт служит источником правообразования и правоприменения, когда на его основе: а) возникают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ); б) устанавливаются статусы органов, организаций и госслужащих; в) возникают публичные и иные права и обязанности; г) заключаются договоры и соглашения; д) вводятся правила деятельности, обслуживания и оказания услуг; е) решаются конкретные вопросы предоставления индивидуальных услуг; ж) совершаются легализующие операции (регистрация и т.п.); з) восстанавливаются нарушенные права и законные интересы. Признавая весьма значительную роль административно-правовых актов, рассмотрим вопросы, связанные с их природой и признаками. Нормативный акт рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение, изменение и прекращение правоотношений, индивидуальный - на применение норм в конкретных отношениях. Правовой акт есть письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Поясним теперь признаки административно-правового акта: а) правовой акт есть письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации. Это — структуризация текста акта и его построение по правилам юридической техники (главы, статьи, нормы и т.п.), формулирование правил поведения длительного или разового характера, нормативный язык, использование специфически юридических понятий и терминов, соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту; б) официальный характер правового акта заключается в его издании от имени органа государства. Управомоченность соответствующих субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов правовых актов, право издания которых за ним закреплено. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность; в) издание правовых актов допускается строго в пределах компетенции органа, организации. Правительство, администрация области и иные органы с помощью правовых актов осуществляют закрепленную за ними компетенцию, действуя в рамках предметов ведения и полномочий. Хозяйствующие субъекты - предприятия, акционерные общества и др., школы, научные институты, вузы, больницы и иные учреждения принимают локальные акты в рамках закона и устава, положений о них. Поэтому строгое соответствие правового акта характеру и объему компетенции органа государства, правосубъектности организации является важнейшим критерием их законности, содержательности и обоснованности; г) правовой акт обладает целевой ориентацией. В нем в концентрированной форме выражены социальные интересы. Акт может выражать государственную волю (если акт издан от имени государства), волю социальной общности (населения той или иной территории), властное веление (если акт издан государственным органом), согласие и равнопартнерские отношения. В любом случае интерес и воля получают строго определенную и обязательную форму выражения; д) правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается с помощью разных способов - путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридических состояний, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов; е) правовой акт обладает общеобязательностью. Это значит, что акт официально признан государством и его институтами. Его обязаны исполнять физические и юридические лица, которым он адресован. С ним они должны сообразовывать свои акты и юридические действия. Игнорирование правовых актов, их несоблюдение, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности. Они влекут применение, с одной стороны, различных способов восстановления «баланса актов» и их юридической силы и авторитета, а с другой - мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией; ж) правовой акт есть звено в реальной жизни права — право сознание, установки, правовые потребности, правоцелеполагание, правотворчество, правореализация, юридические действия и состояния. Это — своего рода постоянно возобновляемый «правовой цикл», и правовой акт служит его импульсом, выполняя роль как ее цели, так и средства. Наиболее же отчетливо его предназначение выявляется по завершении процесса правотворчества, когда акт выступает в качестве его «конечного продукта». Действие, применение, исполнение правового акта служат его практической реализации и воплощению норм, предписаний, поручений, установлений в реальной действительности. Вопрос 40. Классификация актов управления. Классификацию административно-правовых актов можно проводить по разным критериям. По критерию юридической природы различаются: а) нормативные акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие правовые нормы; б) индивидуальные акты, касающиеся конкретных лиц и их отношений; в) комплексные акты, содержащие элементы актов первой и второй группы; г) равнопартнерские — соглашения и договоры. По критерию субъектов, издающих административно-правовые акты, различаются: а) законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов — законы и постановления; б) Президент РФ — указы и распоряжения; в) Правительство РФ — постановления и распоряжения; г) федеральные министерства — приказы и инструкции; д) агентства, комитеты, федеральные службы — постановления, приказы, указания; е) Президент республики в составе Российской Федерации — указы и распоряжения; ж) Правительство республики — постановления и распоряжения; з) министерства, ведомства республик — приказы, инструкции; и) губернатор, глава администрации области, края и т.п. - постановления и распоряжения; к) правительство области, края и т.п. -постановления и распоряжения; л) структурные подразделения администрации области, края и т.п. — приказы, нормативно-методические письма; м) глава администрации района, мэр города - постановления и распоряжения; н) директор государственного предприятия, организации — приказы, инструкции; о) президент (исполнительный директор) государственного акционерного общества, корпорации - приказы. По критерию сферы действия административно-правовых актов различаются: а) акты, действующие на всей территории страны, на территории субъекта Федерации, на территории специального округа или особо режимной территории; б) акты, действующие в пределах сферы, отрасли государственного управления, региона, внутри органа или организации; в) акты, распространяющие действие на определенный круг организаций, отраслей, граждан. По критерию порядка принятия административно-правовых актов различаются акты, принимаемые: а) на основе единоначалия, б) на основе коллегиальности, в) совместно двумя или более: субъектами, г) по согласованию. По критерию функционального содержания административно-правовых актов можно различать: а) акты, принимаемые для осуществления разных функций управления (программа, бюджет, i контроль, нормативы и т.п.); б) акты, имеющие отчетливо выраженный отраслевой характер (применительно к промышленности, образованию и т.п.); в) смешанные акты. По критерию формы административно-правовых актов различаются письменные акты, акты кодирования на машинных носителях, устные решения. По критерию «связанности» адресатов административно-правовыми актами различаются: а) акты, адресованные непосредственно подчиненным объектам; б) акты, адресованные объектам в сфере их функционального действия; в) акты с неопределенно множественными адресатами; г) акты с конкретными, персональными адресатами.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |