Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ. 1 страница




1.Дифференциации социальных групп и общностей,

2,Определение для каждой социальной группы круга типичных жизненных проблем

3.Анализ потребностей и интересов аудитории.

 

 

В технологии разработки проектов (особенно второго типа) весьма

существенным является четкое определение аудитории проекта и ее

соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат

проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем

абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы,

потребности и интересы устойчивых социальных групп и

социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при

разработке и реализации социально-культурных программ.

 

В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:

 

Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных

групп и общностей, которые позволили бы представить социальное «поле»

проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей

(т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных

обстоятельств и социальных ролей).

 

Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных

жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в

качестве дифференцирующего признака.

 

Критериями классификации в данном случае могут выступать различные

социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности,

такие как:

 

— Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие

группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди.

Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица

пожилого возраста.

 

— Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы:

многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

 

— Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой

проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной

национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения

и др.

 

— Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения,

группы, клубы по интересам).

 

Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут

служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и

т.д.

 

В качестве примера характеристики проблемного поля проекта рассмотрим

типичные проблемы вынужденных мигрантов — лиц, в силу ряда обстоятельств

сменивших место жительства. Значительная часть их имеет невысокую

профессиональную квалификацию, характеризуется отчужденностью от местных

проблем, культурным и бытовым аутсайдерством, бесперспективностью

социального, личного и бытового устройства. Все это вызывает потерю

личностного достоинства и самоуважения, духовную деградацию, которая

является следствием утраченной связи с культурными традициями, родиной.

Отсутствие чувства хозяина, отчужденность от местных политических

структур и форм общественной жизни порождает разрушающие личность формы

проведения свободного времени, враждебность и вандализм по отношению к

окружающей среде, которая чужда ценностно и недоступна материально.

Разработка и реализация социально-адаптирующих программ для этой

категории населения представляет особую актуальность, ибо свободное

время в данном случае играет, скорее, роль отрицательного фактора —

пустота субъективно-личностного пространства, экзистенциальный вакуум

часто заполняется алкоголизмом, наркоманией, преступностью.

 

Особой поддержки и внимания заслуживают целевые проекты, формой

реализации которых является та или иная форма самодеятельной общности.

Дело в том, что культура становится условием формирования и

самореализации личности в том случае, если основой социокультурного

поведения человека станет его творческая активность, внутренне

детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в

личные невозможен без свободной самодеятельности человека, его

“встречной” активности по усвоению общественных норм и идеалов. Лишь

творческая индивидуальность гарантирует накопление культурных ценностей,

их развитие и сохранение. И здесь роль самодеятельной общности трудно

переоценить.

 

Есть и более формальный аргумент в пользу поддержки проектов

социально-творческого характера — учитывая ограниченные материальные

ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее

вкладывать деньги в создание условий, стимулирующих образование

различных самодеятельных объединений (национально-культурных центров,

политических клубов, коллективов художественной самодеятельности и

т.п.). В таком случае поддерживаемые социокультурные образования сами

становятся инициаторами и исполнителями общественно значимых проектов и

программ.

 

Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.

 

Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике

разработки) отдается в том случае, если определен носитель

социально-культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и

при характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.

 

 

1 раздел — название проекта.

 

2 раздел — аудитория. В этом разделе дается характеристика проблем,

потребностей, интересов, особенностей той категории или социальной

группы, которой адресована программа. Причем, в данном типе проектов

определяющим является характер социально-психологических проблем.

Изучение интересов и потребностей потенциальной аудитории проекта имеет

смысл при разработке программ, финансируемых самим населением (платные

мероприятия, услуги и пр.), т.е. коммерческих программ. По сути это

предполагает зондаж потенциального рынка (а точнее – изучение спроса как

готовности людей оплатить те или иные услуги), где будут реализованы те

или иные виды товаров и услуг в сфере досуга.

 

Кроме анализа ведущих проблем и нереализованных потребностей,

дополнительными характеристиками аудитории проекта являются: возраст,

доход, семейное положение, профессия, образование, ценности,

признаваемые этой группой как престижные, значимые (мода в самом широком

смысле слова, референтные личности (в культуре, политике, искусстве и

т.д.). На характер социально-культурных и личностных проблем оказывает

влияние социальный статус человека, его семья, друзья, религиозные

убеждения, уровень образования и другие факторы, которые формируют

культуру человека, определяют его ближайшее социальное окружение.

 

3 раздел — сфера проектирования — характеристика группы

социально-культурных проблем и определение на этой основе приоритетных

направлений и видов социально-культурной деятельности. Здесь необходимо

учитывать, что одна и та же группа личностных проблем может разрешаться

с помощью различных по форме и содержанию видов социально-культурной

деятельности — последние определяются по критерию значимости

социально-культурной проблематики (значимости с позиции проектировщика,

субъекта социальной педагогики, культурной политики и т.д.), носителем

которой является аудитория проекта.

 

4 раздел — цели и задачи проекта, которые формулируются на основе

анализа личностных и социально-культурных проблем.

 

Например, проект, адресованный семье и объединяющий родителей,

испытывающих потребность в новых методах творческого развития личности

ребенка, может быть направлен на повышение их педагогической культуры,

кооперацию воспитательные усилий и возможностей семьи, создание условий

для обмена педагогическим опытом, организацию воспитывающей и

развивающей социокультурной среды.

 

Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в

социальной адаптации, могут быть: содействие социально-психологической

адаптации человека; помощь в решении социально-психологических проблем,

обретении социального статуса и чувства личностной значимости;

укрепление социальных и межличностных связей, поддержка чувства

социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города;

социальная реабилитация инвалидов средствами искусства (за счет

использования терапевтических возможностей различных видов и жанров

искусства); создание условий для самореализации детей-инвалидов в сфере

досуга; изменение отношений учреждений и властей к проблеме инвалидов;

формирование оптимального общественного климата, создающего атмосферу

психологического комфорта и благоприятного самочувствия; содействие

средствами искусства процессу социальной реабилитации детей и

подростков, имеющих личностные проблемы; обучение детей и взрослых

навыкам социальной работы, искусству помогать людям.

 

Мы видим, что большинство задач проектов, адресованных группам

населения, нуждающимся в социально-психологической адаптации,

соответствует наиболее актуальным проблемам двух областей

социокультурного проектирования: социально-психологической и

духовно-нравственной.

 

5 раздел — форма реализации проекта. Как и в первом типе, формой

реализации проекта может быть, во-первых, та или иная форма

самодеятельной общности (общественное объединение, фонд, клуб,

ассоциация и т.д.). Но есть и специфические формы реализации, которые

могут быть обусловлены спецификой аудитории и характером решаемых задач.

Например, для лиц, нуждающихся в социальной адаптации, в частности, для

детей родителей-переселенцев, проекты могут осуществляться в форме

организации социально-адаптационных программ, включающих психологический

тренинг, социально-педагогические игры, спортивно-оздоровительную и

коррекционную гимнастику и др. Инвалидам могут быть адресованы такие

проекты как “Библиотека на дому”; ”Клуб социальной помощи”; Школа

детского милосердия ”Надежда”; ”Телефон доверия”, “Мы все можем”

(фестиваль искусств детей-инвалидов); “Дом без одиночества” (в рамках

этого проекта здоровые дети проводят занятия с детьми-инвалидами дома —

помогают освоить школьную программу, обучают ремеслам и т.д.).

 

6 раздел — содержание деятельности.

 

Конкретизируя содержательную часть проекта, следует помнить, что она

определяется, преимущественно, характером социально-психологических

проблем (в отличие от проектов первого типа, где определяющим является

социально-культурная проблематика).

 

Приведем пример взаимосвязи проблемно-целевого и содержательного

разделов проекта “Интеграция”, адресованного детям-инвалидам. Целевая

направленность данного проекта — изменение установки детей и подростков

по отношению к инвалидам, а его задачи заключается в том, чтобы научить

принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками,

передать убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в

общество таким, какой он есть.

Несмотря на выраженную специфику социально-педагогического и

оргпроектирвования, можно отметить единый алгоритм формирования

соответствующих проектов:

 

– дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или

личностных, носителем которых является определенная общность, группа или

категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы,

жительства, в культурно-досуговом учреждении;

 

– формулируются цели и основные задачи проекта;

 

– определяются приоритетные направления и виды социально-культурной

деятельности;

 

– разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов,

педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных

и творческих видов деятельности);

 

— определяется база реализации проекта, его исполнители;

 

– производится оценка затрат и просчитываются возможные источники

финансирования проекта.

 

Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов

первого типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый

шаг социально-педагогического проектирования — характеристика аудитории

проекта (социальной группы или категории населения, самодеятельной

общности и т.д.).

 

В основу характеристики аудитории могут быть положены различные

критерии:

 

1. Интересы, типичные для личности или социальной общности и

проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или

иному объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости,

привлекательности. Интерес — это прежде всего результат и форма

проявления познавательной активности. Осознанный интерес выступает как

мотив, намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его

потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или

иного предмета или явления окружающего мира, характеризует его

активность по овладению ими.

 

Опыт разработки социально-культурных программ показывает, что обращение

к интересу как основной характеристике аудитории программы не всегда

эффективно — в силу вторичности интереса (за ним всегда стоит какая-либо

нужда, потребность), его непроявленности, несформированности или даже

деформированности, а также в силу компенсаторного характера того

объекта, на который он направлен. Сфера использования этой

характеристики — коммерческие программы, эффективность которых

обеспечивается предварительным изучением интересов населения и

прогнозированием на этой основе спроса на те или иные услуги и

готовности их оплатить.

 

Однако при этом случае следует иметь в виду, что есть определенные

интересы, консолидирующие большие группы людей и представляющие в этой

связи большую социальную ценность. Неучет этих интересов может вести к

возникновению социального напряжения, появлению у людей проблем, которые

придется, рано или поздно, решать, в том числе и средствами

социально-культурной деятельности.

 

— потребность в самореализации, смысле жизни.

 

3. Основной характеристикой аудитории в социально-педагогическом

проектировании являются личностные (или социально-психологические)

проблемы, определяющие, наряду с социально-культурной проблематикой,

цели и задачи проекта, виды и содержание деятельности.

 

Источником личностных проблем является проблемная ситуация, которая на

субъективном уровне может преобразоваться либо в задачу (в том случае,

когда субъект обладает возможностями ее разрешения), либо в проблему,

когда субъект осознает невозможность средствами наличного знания и опыта

разрешить определенные трудности и противоречия, возникшие в конкретных

жизненных обстоятельствах.

 

При характеристике личностных проблем необходимо видеть различные

аспекты и грани их содержания:

 

Во-первых, личностные проблемы отражают и характеризуют неоптимальное

взаимодействие субъекта и его социально-культурного окружения. В таком

случае их можно рассматривать как внутренние состояния человека,

включенного в противоречивую по своему содержанию среду и испытывающего

в ней определенные преграды, трудности (физические, биологические,

психологические, социальные, культурные), возникающие в процессе

удовлетворения потребностей человека, достижения значимых для личности

ситуаций, благоприятных жизненных обстоятельств.

 

Во-вторых, личностными проблемами являются противоречия внутреннего мира

человека, вызванные актуализацией противоположных целей, стремлений и

ценностей, внутренней невозможностью реализации жизненного замысла (т.е.

преграды и трудности, обусловленные рассогласованностью внутреннего мира

человека).

 

В-третьих, проблема есть переживаемое личностью психологическое

состояние, вызванное неудовлетворенными потребностями, недостижимыми

обстоятельствами, неосуществленными жизненными замыслами.

 

Осознание личностью или группой какого-либо противоречия как проблемы

стимулирует социокультурную деятельность по изменению ситуации, ее

порождающей, поиску новых форм, средств и способов взаимодействия с

социальным и предметным миром, что позволяет рассматривать носителя

проблем в качестве аудитории проекта.

 

Ниже приведем формулировки личностных проблем, типичных для категорий и

социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию

социально-педагогических программ: одиночество, отсутствие круга друзей,

общения; непризнание ближайшим окружением; непонимание со стороны

близких; потеря авторитета, невозможность влиять на других; социальная

незащищенность личности; отсутствие условий самореализации в труде;

невостребованность личностного потенциала; трудности в общении с

противоположным полом; невозможность реализовать себя в рамках семейных

ролей; невозможность отождествить себя с определенной этнокультурной,

профессиональной, социальной, духовной общностью; ощущение личностной

несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной

ценности; утрата (переоценка) доминирующих жизненных ценностей; кризис

смысла жизни (неудовлетворенность прошлым, смысловая и эмоциональная

ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в будущем); потеря

самоуважения; комплекс неполноценности; низкая самооценка, неуверенность

в себе; робость, боязнь быть отвергнутым; неудовлетворенность социальным

статусом, профессией, сферой интимно-личностных отношений; неуверенность

в завтрашнем дне; тревога, безнадежность, беспомощность; утрата

личностной, социальной или национально-культурной идентичности и т.д.

 

Содержание и характер личностных проблем позволяют уточнить объектную

область проектирования социального педагога, которая включает личность и

ее ближайшее социальное окружение — социально-психологическую среду.

Следовательно, социально-педагогические проекты, ориентированных на

разрешение данных проблем, укладываются в две приоритетных области

проектирования: социально-психологическую и духовно-нравственную

культуру.

 

Средства же их решения (т.е. направления и виды социально-культурной

деятельности) могут быть любые — все зависит от идеи проекта,

социально-педагогического потенциала того или иного вида

социально-культурной деятельности, а также соответствующих ресурсов,

необходимых для практической реализации проекта.

 

Характеризуя аудиторию проекта, необходимо выделить наиболее сущностные

социально-психологические и социально-культурные проблемы, обосновать их

конкретными данными, аргументировать их актуальность, раскрыть

возможности разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого

проекта.

 

В технологии разработки социально-педагогических программ анализ

личностных проблем представляет наибольшую сложность, ибо требует не

только специфических инструментальных навыков, но и способности войти во

внутреннее состояние другого человека.

 

Для иллюстрации содержательной и смысловой взаимосвязи разделов

“аудитория — проблемы — цели — задачи — содержание деятельности”

обозначим идеи отдельных социально-педагогических проектов и программ,

аудиторией которых являются приоритетные категории населения (как с

позиции общественной значимости, так и с точки зрения возможных

источников финансирования проектов): семья, трудные подростки, лица

пожилого возраста, инвалиды (или лица с ограниченными функциями).

 

Семья как аудитория социально-педагогического проектирования. Основные

проблемы семьи как потенциальной аудитории социально-педагогических

проектов заключаются в количественном и качественном дефиците социальных

связей родителей, воспитывающих детей; в отсутствии информации о

эффективных методах интеллектуального, физического и психического

развития личности ребенка; в утрате навыков и форм семейного досуга и

культурного сотворчества; в низкой социально-психологической культуре

детей и родителей, ведущей к семейным конфликтам, взаимонепониманию

“детей” и “взрослых”. В семейной атмосфере нарастает внутренняя

напряженность, душевная усталость, все более частыми становятся

стрессовые срывы в отношении детей из-за бытовых неурядиц. Родители все

чаще ограничивают время общения о детьми из-за взаимного отчуждения и

хозяйственных забот. Низкий уровень педагогической и нравственной

культуры более чем в половине семей не позволяет реализовать

воспитательные функции, в связи с чем растет безнадзорность, повышается

значимость неформальной среды для досугового функционирования

несовершеннолетних.

 

Формой реализации проекта, адресованного родителям, испытывающим

обозначенные выше проблемы, может быть семейный клуб (действующий на

базе школы или по месту жительства). Эта форма организации

социально-культурной деятельности является наиболее эффективным способом

решения социально-педагогических и социально-психологических проблем:

семейный клуб позволяет кооперировать воспитательные возможности

родителей, создать условия для обмена педагогическим опытом,

организовать богатую по формам и содержанию жизнь самодеятельного

объединения, которое становится воспитывающей и развивающей

социокультурной средой.

 

Клуб может включать самые разнообразные виды и направления деятельности:

кружки конструирования, истории и архитектуры, объединения любителей

головоломок и кроссвордов, различные студии, игротеки, организацию

прогулок с малышами, приготовление уроков, занятия спортом, организацию

совместных праздников, вывоз детей на природу, туристические подходы и

поездки в другие города, организацию летних лагерей и др. Организаторами

этих видов деятельности могут быть как профессиональные педагоги и

психологи, так и сами родители. При это необходимо учитывать, что

жизнеспособность и социально-педагогическую эффективность семейных

клубов определяет атмосфера доброжелательности и взаимопонимания,

педагогически и психологически оптимальные условия для развития

творческих способностей как детей, так и взрослых.

 

В качестве примера смыслового соответствия проблемно-целевого и

содержательного блока проекта приведем фрагменты двух программ.

 

“Музей и семья”. Актуальность программы обусловлена оторванностью

молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением

и утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных

ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры;

утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием

“детей” и “взрослых”, негативным отношением подростков к традициям и

ценностям “отцов”.

 

Цели программы — художественное воспитание и развитие детей и родителей

путем приобщения к духовному миру отечественной культуры; формирование

глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе

совместной художественной деятельности.

 

Задачи программы: постижение художественного образа произведений

изобразительного искусства путем последовательного изучения

произведения, мастера, эпохи; открытие в художественном образе

произведения искусства духовного мира его творца; построение целостной

картины отечественной художественной культуры, ее стилевой, тематической

и духовно-нравственной уникальности; развитие в процессе художественной

деятельности способности к сочувствию, пониманию, сопереживанию;

формирование в клубной общности доброжелательного психологического

климата, психологической безопасности путем снятия статусных и

возрастных различий детей и взрослых, создания безоценочных

взаимоотношений; воспитание навыков и любви к совместной деятельности

детей и родителей.

 

Форма реализации программы — досуговый семейный клуб, действующий на

базе общеобразовательной школы.

 

Содержание деятельности:

 

— Восприятие произведений искусства в подлиннике;

 

— Анализ художественного образа произведений и обсуждение авторского

замысла (с помощью опорных вопросов, сравнений, демонстрации личного

переживания, ассоциативных игр, пластической имитации элементов

художественного произведения);

 

— Демонстрация и усвоение приемов художественной деятельности,

практическое ознакомление с материалом, использованным художником;

 

— Совместное выполнение творческих заданий — рисование на темы “Моя

семья”, “Мое негативное и позитивное впечатление”, “Моя любимая книжка”,

а также лепка, конструирование, творческое фантазирование, пение, танцы

и т.д.

 

— Совместная работа с художником в мастерской;

 

— Театрализованные игры, ролевая драматизация сюжетов произведений,

психологические этюды, упражнения по двигательному и эмоциональному

раскрепощению;

 

— Групповое эмпатическое “вслушивание” и “понимание”;

 

— “Карнавализация” занятий клуба (присвоение сказочных имен,

позиционное равенство детей и взрослых);

 

— Взаимное консультирование в процессе выполнения творческих заданий,

подготовки докладов, сообщений;

 

— Проведение праздников, тематических вечеров, организация экскурсий,

путешествий.

 

Проект социально-педагогического центра “Семья"

 

Актуальность проекта определяется: ростом числа родителей, испытывающих

проблемы в воспитании и общении с детьми; увеличением количества детей,

имеющих затруднения в учебе, общении со сверстниками и старшими;

частотой проявлений асоциального и антисоциального, вплоть до

противоправного, поведения детей и подростков в сфере досуга;

отсутствием в дошкольных учреждениях и школах квалифицированной

психологической и социально-педагогической помощи, а также

соответствующих обучающих и развивающих программ, учитывающих

индивидуальные особенности ребенка.

 

Цели и задачи проекта: создание в городе условий, обеспечивающих

оптимальное развитие личности ребенка в соответствии с его

индивидуальными и возрастными особенностями; комплексное решение

проблем, связанных с социализацией, реабилитацией, адаптацией развитием

творческого потенциала у детей, имеющих личностные проблемы, путем

интеграции интересов и ресурсов учреждений образования, здравоохранения,

культуры, правоохранительных органов; оказание психолого-педагогической

и психологической помощи детям и родителям; организация досуга детей и

родителей, создание условий для их совместного творчества.

 

Примерная структура центра: отдел прогноза; отдел психологической

поддержки семьи и детства; отдел реабилитации и коррекции детей и

подростков; отдел досуга и творчества.

 

Содержание деятельности структурных подразделений центра:

 

— Отдел прогноза: социологическое и психодиагностическое обследование

детей и подростков, создание по итогам банка данных; разработка программ

опытно-экспериментальной работы; повышение квалификации педагогов.

 

— Отдел психологической поддержки семьи и детства: предупреждение

тяжелых нарушений адаптации ребенка в семье, школе; работа с детьми,

имеющими нарушения социальной и психологической адаптации —

консультации, организация службы доверия и службы психологической




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.244 сек.