КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ. 3 страница
детей с ограниченными возможностями путем включения их в различные формы внеобразовательной социокультурной практики, способствуют социально-средовой и социально-бытовой адаптации в зависимости от имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности, содействуют наиболее эффективной подготовке к труду и самостоятельной жизнедеятельности (включая формирование навыков самообслуживания), развивают пространственно-временные представления (социально-бытовая ориентировка, ориентация в пространстве), расширяют социальные связи человека со средой (например, посредством включения ребенка в деятельность общественных организация, учебно-воспитательных, спортивных и культурно-досуговых учреждений).
Одной из форм выработки навыков взаимодействия с социумом может стать социально-психологический тренинг, в рамках которого проигрывается активная роль инвалида в общении с другим человеком, обсуждается его положение в обществе, формируется положительная “Я-концепция”, обретается уверенность в себе; происходит отработка социальных навыков и специфических социальных умений: поиск работы, взаимоотношений в семье, дружба, ухаживание и т.д.
Вторая группа задач в рамках социально-реабилитирующих программ должна быть ориентирована на здоровых людей — формирование у них соответствующей установки по отношению к инвалидам (т.е. научить принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками; изменить установку здоровых людей, придать ей позитивный характер). В рамках такого рода программ можно предусмотреть специальные уроки в школах, которые будут включать наблюдение и помощь инвалидам, общение с ними, вхождение в их ситуацию (например, здоровые дети двигаются с закрытыми глазами, примеряют ортопедическую обувь, пробуют освоить книги для слепых и др., после чего проводятся дискуссии, дети описывают свои переживания). За рубежом практикуется создание кукольных театров, в которых часть персонажей представлена куклами-инвалидами. Задача таких спектаклей — передать детям убеждение, что инвалид имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть.
Профессионально-ориентационные и реабилитационные программы обеспечивают адекватное профессиональное самоопределение (выбор профессии в соответствии с индивидуальными возможностями личности и запросами общества); формируют ценностные ориентации, мотивы и установки по отношению к определенным видам профессиональной деятельности, воспитывают трудолюбие, развивают инициативу, предприимчивость, творчество.
Например, проект “Выбор профессии” решает задачи профессионального самоопределения детей с различного рода отклонениями в развитии, помогая человеку понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы и ценности, уровень способностей и границы возможностей, определить перспективы профессионального образования и трудовой жизни в целом. Формы и содержание деятельности в рамках проекта выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить пять аспектов личностного развития и профессионального самоопределения: а) “Образ “Я” — знание себя, своих качеств, способностей и возможностей, сильных и слабых сторон; б) “Мои социальные роли” — выработка позиций и адекватных ожиданий личности в отношении семьи, друзей, общества, трудовой деятельности; в) ”Работа” — моделирование вариантов максимально эффективного использования своего потенциала на рынке труда, возможных условий профессионального самоопределения и роста; г) ”Карьера” — осознание карьеры как способа достижения личного успеха и удовлетворенности трудом, как нелинейной модели продвижения по служебной лестнице, которая не исключает последовательную смену видов деятельности, профессий и даже мест работы, где периоды работы могут чередоваться с безработицей; д) “Изменение” — развитие качеств и способностей личности, обеспечивающих ее адекватную реакцию и успешную адаптацию к возможным изменениям, формирование навыков решения социальных и личностных проблем.
В рамках такой программы можно предусматривать практику-стажировку подростков на конкретных рабочих местах — в различных фирмах (помощник секретаря, лаборант, экспедитор), учреждениях образования (помощник психолога, социального педагога), здравоохранения и социальной защиты (санитар, сиделка, помощник социального работника), на производстве и в торговле (розничная продажа и торговля, обслуживание и ремонт).
Формами реализации программ, обеспечивающих профессиональное самоопределение и направленных на решение психофизических и социально-психологических проблем путем включения подростка в различные виды трудовой деятельности, могут быть:
— производственные мастерские при школьных учебно-производственных комбинатах (или непосредственно при коррекционных школах);
— предпринимательские мини-фирмы, участие в которых будет способствовать развитию навыков предпринимательской деятельности, приобретению опыта организации собственного дела;
— производственные кооперативы (в том числе и совместного труда с родителями, сверстниками, педагогами).
Профессионально-образовательные программы. Их основная задача — подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в области рекомендуемой профессии.
В качестве примера проектного решения такого рода задач можно привести программу “Технология”, которая сегодня вводится как в общеобразовательные, так и коррекционные школы. Программа включает основы экономики, менеджмента, бизнеса, маркетинга, предпринимательства. В рамках программы подростки знакомятся с наиболее распространенными и перспективными с точки зрения будущего трудоустройства технологиями — графикой, технологиями обработки ткани, пищевых продуктов, художественной обработки материалов, информационными, оформительско-дизайнерскими и строительными технологиями.
Рост числа инвалидов, превращение их во все более значимую в количественном отношении социальную группу диктует необходимость поиска принципиально новых подходов к решению проблем социально-психологической и социально-культурной реабилитации инвалидов, актуальность разработки научно-обоснованных принципов, приоритетов и механизмов специализированной социокультурной политики в отношении данной группы населения, учитывающей ее количественные и качественные особенности, региональные возможности и специфику современной социокультурной ситуации.
В качестве примера одного из возможных подходов к решению данной группы задач приведем обоснование замысла научно-исследовательского проекта “Культура и инвалиды”, актуальность которого определяется повышением удельного веса инвалидов в социально-демографической структуре общества, с одной стороны, и отсутствием на региональном уровне концепции реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства — с другой.
Методологию, основную идею и содержание данного исследования определяет характер проблем инвалидов, которые возникают в системе “человек — среда” и носят, преимущественно, социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности и препятствия, возникающие в процессе удовлетворения значимых социальных потребностей (непризнание ближайшим окружением, отверженность, социальная незащищенность, неблагоприятное самочувствие в социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт и чувство неполноценности, отсутствие условий для самореализации в сфере досуга и др.).
Носителем обозначенных выше проблем является сам инвалид, однако в качестве объекта социально-культурной и социально-педагогической регуляции необходимо рассматривать не столько инвалида, сколько его социальное окружение, которое в результате целенаправленных акций и мероприятий должно принципиально измениться, ибо обрести социальный статус, ощутить личностную значимость человек может лишь тогда, когда изменится отношение к нему со стороны общества, его социальных институтов, ближайшего социального окружения.
Цель исследования — разработать теоретические и организационно-методические основы социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом региональной специфики.
Задачи исследования: выявить социальные, социально-культурные и личностные проблемы различных категорий инвалидов; исследовать потенциал и специфику различных видов художественной деятельности как средства социальной реабилитации и адаптации; изучить современное состояние и определить институциональные ресурсы совершенствования социокультурной реабилитации инвалидов; определить приоритетные направления деятельности учреждений культуры и досуга по социальной адаптации и реабилитации инвалидов; разработать теоретические и методические основы формирования социально-культурных программ, оптимизирующих социальное и психологическое самочувствие инвалидов; скорректировать приоритеты региональной культурной политики с учетом актуальности проблемы социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; разработать межотраслевую региональную концепцию социокультурной адаптации инвалидов.
Содержание работы в рамках проекта: разработка программы и инструментария исследования; проведение социологического исследования с целью изучения социальных и социально-психологических проблем инвалидов; контент-анализ публикаций по проблемам социальной адаптации и реабилитации различных групп инвалидов; подготовка и проведение серии поисково-диагностических деловых игр по разработке социально-культурных программ, оптимизирующих отношения в системе “инвалид — социальная среда”; анализ и обобщение результатов исследования; разработка межотраслевой региональной концепции социальной адаптации и реабилитации инвалидов; подготовка пакета методических рекомендаций обществам инвалидов, органам власти, учебным заведениям.
Ожидаемые результаты:
1.Теоретическая концепция социально-психологической адаптации и социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, включающая: принципы реабилитации и адаптации; региональные условия оптимизации социальной адаптации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом существующей инфраструктуры; информационное, кадровое, правовое и организационное обеспечение региональной политики социальной реабилитации инвалидов;
2.Теоретические и методические рекомендации по разработке социально-культурных программ для инвалидов;
3.Рекомендации органам исполнительной власти, органам управления в сфере культуры, образования, здравоохранения, политическим, общественным организациям, деловым кругам по вопросам оптимизации процессов социокультурной реабилитации инвалидов;
4.Рекомендации учебным заведениям Министерства культуры России по корректировке учебных программ подготовки и пере-подготовки специалистов, способных квалифицированно осуществлять функции социальной реабилитации инвалидов средствами искусства;
5.Предложения по законодательному обеспечению социально-культурных прав инвалида в условиях рыночной экономики и с учетом опыта и традиций международного права.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |