Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая природа высказывания1 и обучение говорению на иностранном языке 5 страница




Таким образом, можно сказать, что речь как способ формирования и формулирования мысли выявляется в четырех основных показателях, которые по-разному – проявляются на разных уровнях высказывания (текста). Это, в свою очередь, означает, что, обучая каждому из намеченных уровней высказывания, учитель одновременно обучает и всем характеристикам способа формирования и формулирования мысли на иностранном языке в процессе говорения.

Анализ текста как продукта говорения позволяет выделить наряду с показателями способа и характеристики средств формирования и формулирования мысли, т. е. языка. В качестве языковых характеристик речевого сообщения (текста) выступа-

1 См.: Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.» Наука, 1969, с. 31.

г См. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи у учащихся III–VII классов. – Известия АПН РСФСР. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956, вып. 78, с. 154.

 

ют: объем словаря; правильность сочетания слов и грамматического оформления временных, залоговых, видовых и т. д. отношений; вариативность и неповторяемость слов в сообщении или «насыщенность» текста. Возникает вопрос, как соотносятся языковые и речевые характеристики в самом высказывании.

Как показал результат сопоставительного анализа данных, полученных в специальных условиях эксперимента для «разведения» способа и средств выражения мысли при одноминутном рассказе по картинке на родном языке без помех (группа 1) и при рассказе по той же картинке, но в условиях одновременного слушания (состав испытуемых аналогичный, но другой) (группа 2), речевые и языковые характеристики высказываний изменяются независимо друг от друга в разных условиях говорения. Так, языковые характеристики остаются относительно неизменными в обоих условиях говорения: общее количество слов, или объем высказывания, первой группы равен 62,76, а у второй группы – 59,56. Семантическая насыщенность высказывания в первой группе составляет 72,24%, во второй группе она равна 66,5%. Количество языковых ошибочных действий составляет в среднем 1,4 для первой и 1,07 для второй группы.

Речевые характеристики, или показатели способа формирования и формулирования мысли посредством языка, значительно варьируют в обеих группах в зависимости от условия говорения. Так, если в первой группе количество предикаций на фразу и количество слов на предикацию, характеризующее комплексированность мысли на этом уровне высказывания, равнялось, соответственно, 1,9 и 3,9, то в условиях одновременного слушания оно равнялось 1,5 и 4,5 (различие статистически значимо). Не менее показательной является и такая характеристика речи, как связность. Именно она больше всего нарушается в условиях одновременного слушания (ср. 12,8% __ нарушения связности в группе 1 и 35,6% нарушений в группе 2).

Анализ экспериментальных данных показывает, что языковые характеристики говорения являются относительно постоянными в разных условиях деятельности говорения, обусловливаясь только лингвистическим опытом и культурным уровнем говорящего. Способ же формирования и формулирования мысли посредством языка (или речь) очень динамичен и изменчив. Он обусловливается не только индивидуально-психологическими и личностными свойствами говорящего, но и ситуацией общения, состоянием говорящего и т. д. Другими словами, средства и способ формирования и формулирования мысли в процессе говорения – взаимообусловленные и взаимосвязанные, но феноменологически самостоятельные сущности. Отсюда становится еще более очевидным утверждение, что текст как продукт говорения объективирует не только сам предмет говорения, но и средства. (язык) и способ (речь) его формирования и формулирования в процессе говорения. Следовательно, утверждение, что текст – это продукт говорения, предполагает, во-первых, что это единственное, в чем объективируется речевая деятельность, во-вторых, что это более сложное и не сводимое ни к языку (языковой системе), ни к речи явление. И в-третьих, что текст это то, в чем все эти языковые явления, «все аспекты языка» и все характеристики личности и ситуация общения воплощаются. В то же время это означает, что язык и речь как средство и способ формиро-

 

вания и формулирования мысли на иностранном языке в процессе обучения должны быть объектами специального целенаправленного обучения.

Определив, что представляет собой текст и каким он может быть по структуре входящих в него уровней, рассмотрим еще один очень важный для практики обучения иностранным языкам вопрос, а именно, может ли быть намечена на этой основе иерархия уровней высказывания для целенаправленного обучения говорению на иностранном языке в школе (и вообще на начальном этапе обучения).

Ниже приводится таблица 5, в которой представлен возможный вариант формирования в процессе обучения говорению уровней высказывания как единиц обучения на основе следующих критериев: 1) наличия или отсутствия опоры; 2) характера опоры: а) слуховая (сл.) или зрительная (зр.), предметная (пр.) или смысловая (см.), б) заданности или не заданности языковой и речевой формы; 3) степени развернутости высказывания (от простого субстанциального до тематического высказывания); 4) соотношения репродуктивности и продуктивности.

Отмечая характер опоры, подчеркнем, что первые начальные уровни высказывания реализуются с опорой «на преподавателя», на его инициирующее, стимулирующее, направляющее высказывание. Это разной меры распространения ответа на вопросы преподавателя в условиях направляемого учителем общения. В этом случае ученику заданы все опоры:, предметный, смысловой план и форма высказывания.

Затем высказывание ученика осуществляется с опорой на текст. В этом случае задан предметный, смысловой план и форма высказывания, но возникает необходимость собственной структурной организации текста без направляющего, ведущего участии преподавателя.

Высказывание по картинке определяется заданностью только предметного плана при зрительной опоре. Самостоятельное высказывание характеризуется отсутствием всяких опор, кроме знания предмета высказывания. По мере усложнения высказывания возрастает и сложность его смысловой структуры, и доля продуктивности говорения.

На нижеследующей таблице представлена возможная схема усложнения высказывания на основе перечисленных критериев.

Заключая рассмотрение психологической природы речевого высказывания применительно к задачам обучения говорению на иностранном языке, необходимо определить основные показатели сформулированности этого вида речевой деятельности. В, качестве таких показателей выступают, с одной стороны, характеристики языка или средства формирования и формулирования мысли – предмета говорения, т. е. характеристики знания лексических единиц и правил грамматического оформления мысли (I). С другой стороны, речевое высказывание характеризуется показателями способа формирования и формулирования мысли, т. е.

 

Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.