Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы деятельности человека




Билет №65

«Основные формы деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда.»

 

Деятельность человека носит самый разнообразный характ Несмотря на это, её можно разделить на три основные группы характеру выполняемых человеком функций: физический труд, механизированные формы физического труда и умственный труд.

Физический труд. Физическим трудом называют выполнен человеком энергетических функций в системе «человек - оруд труда».

Физическая работа требует значительной мышечной активы сти. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую

Динамическая работа связана с перемещением тела человек его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействи нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удержании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Динамическая физическая работа, при которой в процес трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц челове называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц чел века (только мышцы корпуса, рук, ног) - региональной, при кальной динамической работе задействовано менее 1/3 мышц (пример, набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы орга­низма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыха­тельную и др.). Развивая мышечную систему и стимулируя обмен­ные процессы, в то же время физический труд имеет ряд отрица­тельных последствий. Прежде всего, это его социальная неэффек­тивность, связанная с низкой производительностью, необходи­мостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном - 50 % рабочего времени - отдыхе.

Механизированные формы физического труда. В этом случае человек выполняет умственные и физические функции в системе «человек-машина». Деятельность человека-оператора происходит но одному из процессов:

детерминированному - по заранее известным правилам, инст­рукциям, алгоритмам действий, жёсткому технологическому гра­фику и т.п.;

недетерминированному - когда возможны неожиданные со­бытия в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие дей­ствия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.

Различают несколько типов операторской деятельности в технических системах, классифицируемых в зависимости от основ­ной функции, выполняемой человеком, и доли мыслительной и фи­зической загрузки, включённых в операторскую работу.

Оператор-технолог непосредственно включён в технологиче­ский процесс, работает в основном режиме немедленного обслужи­вания, совершает преимущественно исполнительные действия, ру­ководствуясь чётко регламентирующими действиями инструкция­ми, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений.)то - операторы технологических процессов, автоматических ли­ний и др.

Оператор-манипулятор (машинист), основную роль в дея­тельности которого играют механизмы сенсомоторной регуляции (исполнения действий) и в меньшей степени - понятийного и об­разного мышления. К числу выполняемых им функций относится управление отдельными машинами и механизмами.

Оператор-наблюдатель, контролёр (например, диспетчер тех­нологической линии или транспортной системы). В его деятельно cти в значительной мере используется аппарат понятийного мыш­ления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Оператор работает как в режиме немедленного, так и отсроченного обслуживания в масштабах реального времени.

Умственный труд. Этот труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие преимущест­венного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Формы умственного (интеллектуального) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских ра­ботников, преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды разли­чаются организацией трудового процесса, равномерностью нагруз­ки, степенью эмоционального напряжения.

Операторский труд отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением (например, труд авиадиспетчера).

Труд руководителя учреждения, предприятия (управленче­ский труд) определяется чрезмерным объёмом информации, воз­растанием дефицита времени для её переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственно­стью, часто дефицитом времени и информации для принятия пра­вильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций, как память, внимание, вос­приятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты и т.п.).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, внимания, нервно-эмоционального напряжения, - это творческий труд (труд научных работников, кон­структоров, писателей, композиторов, художников, архитекторов).

При выполнении умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях организма человека: повышение кровяного давления, тахикардия, увеличение лёгочной вентиляции и потребления ки­слорода, повышение температуры тела.

Утомление по окончании умственной работы остаётся доль­ше, чем при физической работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.