Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения




Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения

Статья из книги "Энциклопедия глубинной психологии" Т.2. (Под ред. А.М.Боковикова), вышедшей в свет в издательстве "Когито-Центр". 2001.

Й. Шторк
Доктор медицины, доктор философии, заведующий отделением в Институте психотерапии и медицинской психологии (Мюнхен), издатель книжной серии "Психика ребенка" в издательстве "Киндлер", посвященной психоаналитический психиатрии детей и подростков.

Читателю станет более понятным особое значение, которое имеет для психоанализа раннее детство, если напомнить, что краеугольным камнем психоаналитической теории является бессознательное и его специфическая динамика; ибо основной чертой бессознательного является его связь с инфантильным - бессознательное и есть инфантильное (Freud, VII, 401), Открыв бессознательное, Фрейд произвел революцию в бытовавшем дотоле представлении о психической жизни, которое создали философия и классическая психология. Значение этого открытия, являющегося не гипотезой, а результатом систематических наблюдений, становится понятным, если вспомнить, что до Фрейда "сознательное" и "психическое" являлись синонимами (Freud, XIV, 57). Сознание считалось основной системой регуляции, которая, будучи не до конца развитой в детстве, достигает зрелости в юношеском возрасте и затем становится основой всех психических переживаний. Наряду с этой формальной организацией существует жизнь чувств, обладающая собственными законами и руководствующаяся принципами потребностей и страстей.

Открытие Фрейда привело к полному перевороту в прежних категориях мышления И тем самым породило в людях глубокое сомнение в себе. Фрейд сумел показать, что основу всех душевных событий составляет бессознательное. Этим была поставлена под вопрос сила разума и сознания. Наличие бессознательного делает для человека все настолько ненадежным, что он с трудом может это вынести. Он перестает быть хозяином в собственном доме и не может с помощью разума управлять своими чувствами и фантазиями (см. статью Г. Кнаппа в т. I).

С бессознательным как совокупностью содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания, согласно Фрейду, тесно связана его динамика. Еще Жане говорил - как и другие авторы до него, но в более последовательной форме - о бессознательных явлениях психики, понимая, однако, под этим нечто статичное, вроде недостаточности психического синтеза и т.п. Для Фрейда, напротив, бессознательное становится понятным лишь благодаря конфликту противоборствующих душевных сил. Это обстоятельство ведет к противопоставлению таких инстанций и феноменов, как Оно и Я, сознательное и бессознательное, активность и пассивность, влечение и защита, катексис и контркатексис, первичный и вторичный процессы, и в конечном счете находит особое выражение в теории влечений (см. статью П. Цизе в т. I), которая всегда оставалась у Фрейда дуалистической. В первой теории влечений он рассматривает дуализм сексуальных влечений и влечений Я или влечений к самосохранению. Позднее, в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), во второй теории влечений, он противопоставляет влечение к жизни и влечение к смерти.

Только с признанием бессознательного в качестве динамического феномена в центр дискуссии попадает развитие ребенка. Психоанализ не может сказать о взрослом ничего такого, что в конечном счете не затрагивало бы и ребенка.

Во всех своих работах главную роль в психических конфликтах (см. статью Б. Ниц-шке в т. I) Фрейд отводит сексуальному влечению. Согласно его представлениям, в начале жизни действуют парциальные влечения (например, оральное и анальное). Вначале они функционируют независимо друг от друга, а затем стремятся к тому, чтобы объединиться под приматом генитальной организации. В соответствии с этой основополагающей концепцией Фрейд с 1913 по 1923 год разработал теорию развития ребенка, в которой это развитие предстает как последовательность форм организации либидо под приматом соответствующих эрогенных зон (оральной, анальной, генитальной), которые одновременно характеризуются преобладанием соответствующих объектных отношений. В свою очередь эти зоны характеризуют определенную форму организации психической жизни. Как отмечают Лапланш и Понталис (Laplanche, Pontalis 1967, нем. изд., 293), Фрейд еще не разработал единой теории стадий, которая с позиции объектных отношений в конечном счете охватывала бы развитие всей личности в единой генетической линии1).

Со времен Фрейда психоанализ совершил многие новые открытия. Были созданы сложные модели первых лет жизни и детально разработаны представления о них. При этом во всех концепциях с несомненностью было подтверждено наличие бессознательного и его значение, его динамика и его тесная связь с ранним детством. Точно так же сохранили свое значение и выделенные Фрейдом фазы раннего детского развития, и поэтому мы должны будем их здесь рассмотреть в качестве фундаментального научного факта. Вместе с тем представления Фрейда во многом были дополнены и оспаривались с разных точек зрения. Кроме того, благодаря непосредственному наблюдению над детьми и раннему детскому анализу были разработаны дополнительные модели, на которых надо будет остановиться более подробно.

Здесь следует указать на особенность, характерную для всех постфрейдовских концепций развития: на смещение интереса от эрогенных зон к объектным отношениям. В теории Фрейда понятие объектных отношений практически не использовалось. Фактически теория влечений ориентирована скорее на источник влечения, соматическую причину (эрогенную зону) и цель влечения, активность, к которой влечение побуждает, нежели на его объект. В работе "Влечения и их судьба" (1915) Фрейд называет объект либидо "самой изменчивой составляющей либидо, связанной с ним не исконно, а лишь благодаря его пригодности приносить удовлетворения" (X, 215). Однако психоаналитическая теория постепенно отклонялась от метапсихо-логического исследования жизни влечений. Органический субстрат как источник, без сомнения, отступает на задний план. Средоточием психоаналитического рассмотрения становится изучение объектных отношений (см. статьи Г. Яппе и X. Хензелера в т. I). В поисках собственно характеристик различных этапов развития исследователи останавливаются в первую очередь на потребностях и лишениях, то есть на конфликте между внутренними и внешними (парциальными) объектами.

Рассмотрим вкратце план построения данной статьи, чтобы попытаться обозначить ее рамки и показать ограничения, поскольку исчерпывающе обсудить в этих рамках все работы на тему раннего детского развития сегодня уже невозможно. Это позволит также рассмотреть метафизические основы и методологические предпосылки, которые привели к появлению порой взаимоисключающих положений. Первая часть статьи посвящена фрейдовской концепции раннего детского развития и ее модификациям у Абрахама и Эриксона. Методологический подход Фрейда к исследованию внутреннего мира ребенка основан на опыте, который он приобрел при рассмотрении клинических случаев в психоаналитической ситуации. Реконструировать ранние фазы развития ему удалось главным образом благодаря открытию бессознательного, его динамики и его тесной связи с ранним детством. Наиболее ценным инструментом в этой работе по реконструкции оказалось открытие феномена переноса, который благодаря реактивизации инфантильных переживаний в настоящий момент, стремлению заново повторить прежнюю ситуацию дает возможность исследовать примитивную жизнь детских фантазий. Особенно важными для реконструкции оказались также психологические и регрессивные процессы, такие, как точки фиксации болезненных состояний в догенитальной сфере. Задача Фрейда состояла не в том, чтобы описать отдельные ступени развития ребенка "извне" так, как они проявляются, а в том, чтобы понять внутренние процессы, обусловливающие формы их проявления.

Самый ранний период жизни ребенка, первый и второй годы, оставлен Фрейдом практически неисследованным. Чтобы суметь объяснить бессознательные желания и фантазии, прежде всего определяющие судьбу человека, психоаналитическое исследование после Фрейда все более углубляется в инфантильное прошлое первых месяцев жизни и даже во внутриутробную жизнь. Это послужило поводом для обвинения психоанализа в том, что он ограничивает степень свободы человеческого поведения лишь первым временем после рождения и с этого момента рассматривает все только как проявление фатального навязчивого повторения.

Поэтому остальные разделы статьи посвящены самому раннему детству. Здесь рассматриваются работы Рене А. Шпица, структуралистская, или генетическая, школа, вклад М. С. Малер, М. Кляйн и английской школы, в частности Винникотта, а также представления о нарциссизме и ранних объектных отношениях в форме образов. Уже давно сформировались два направления, два различных подхода к исследованию наиболее ранних фаз человеческого развития - с середины 20-х годов нашего столетия английская школа, основанная М. Кляйн, и американская, или генетическая, школа психоанализа, которую с 40-х годов представляли Анна Фрейд, Гартманн, Лё-венштейн, Крис и Шпиц, а позднее также М. С. Малер.

Многие годы две эти школы противостояли друг другу, подчас проявляя открытую враждебность; не в последнюю очередь это было связано с тем, что они исходили из разных метапсихологических гипотез. Сегодня нам сложно проследить принципиальные различия, поскольку в обоих направлениях обнаруживается много общего и по ряду пунктов они дополняют друг друга. В данной статье эта тема затрагивается лишь отчасти, поскольку на переднем плане должно стоять изложение различных концепций.

Так называемая генетическая, или структуралистская, школа основывается на ме-тапсихологическом подходе Гартманна (с 1939 года) и методологии непосредственного наблюдения, разрабатывавшейся с 1945 года Анной Фрейд, Крисом, Шпицем, Лёвенштейном и другими. С трудами Гартманна связано важнейшее перенесение акцента со структур Оно на Я, смещение интереса от бессознательного к сознательной психической жизни и представление о свободной от конфликтов сфере Я. Непосредственное наблюдение ориентируется на доступные наблюдению факты с целью реконструировать те психические процессы, которые нельзя увидеть воочию. При этом важную роль играют требование объективизации и желание соотнести знания о психических событиях раннего детства с биологическими процессами созревания. Сторонники этой школы единодушно считают, что в психической реальности может быть только то, что было воспринято раньше, или, выражаясь более конкретно, процесс идентификации, структурирующий развитие ребенка, не может произойти до тех пор, пока мозг ребенка не станет настолько зрелым, чтобы позволить ему воспринимать мать в качестве реального объекта.

Работы генетической школы с самого начала вступили в противоречие с трудами М. Кляйн и представителей английской школы. Эта клиническая теория, которую Мелани Кляйн разрабатывала с 1923 года, ориентируется в основном на выявление бессознательной динамики и на концепцию интрапсихического конфликта. В методике изучении раннего детства Мелани Кляйн придерживается раскрытия бессознательных процессов, а не хронологической последовательности наблюдаемых феноменов. По обоим пунктам она ссылается на Фрейда, расширяя описанное Фрейдом поле активности с помощью игровой техники, анализа детей в возрасте от двух лет и психоанализа психозов. Ее метапсихологические представления особенно обогатили психоанализ концепцией бессознательных фантазий и внутренних объектов, а также существования с самого начала жизни страха уничтожения (Diatkine et al. 1972, 344 etc.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.