КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фрейдовская концепция раннего детского развития
Наиболее полным изложением раннего детского развития, каким его видел Фрейд, остается опубликованная в 1924 году работа Карла Абрахама "Попытка воссоздания истории развития либидо на основе психоанализа психических расстройств" (см. статью И. Кремериуса в т. I). Мы попытаемся проиллюстрировать эту теорию с помощью известной схемы Абрахама, в которой представлены стадии организации либидо и стадии развития объектной любви. Однако уже здесь нам придется несколько забежать вперед, чтобы включить современные представления. Первой стадией развития новорожденных Фрейд считает оральную фазу (см. статью Дж. Сандлера и К. Дэйра в т. I). Она включает в себя самый ранний и глубокий контакт между ребенком и матерью. Этот контакт состоит для ребенка в приятных переживаниях, связанных с эрогенной зоной рта и губ и приуроченных к моменту приема пищи. На уровне процесса обретения объекта связь с первичным объектом, матерью, характеризуется отношениями любви в процессе еды и поглощения пищи. Поэтому в данной фазе акцент ставится не только на удовольствии, переживаемом в эрогенной зоне, но и на модусе отношений при поглощении. По этой причине Фрейд называет оральную организацию также каннибальской, поскольку целью является поглощение объекта, "прообраз того, что впоследствии будет играть столь важную психическую роль в виде идентификации" (Фрейд, V, 98). С этого момента особую роль играет сосание (сосание пальца, сосательный рефлекс и т.д.). Вслед за жизненно важной функцией орального овладения этот процесс представляет собой первый шаг к автономии в форме аутоэротического переживания удовлетворения. В действительности мать не всегда может быть рядом и реально удовлетворять все потребности младенца. Отсутствие матери и ситуация фрустрации заставляют новорожденного пережить свою беспомощность (Freud, XIV, 200), несовершенство человеческого бытия и моторное бессилие, сопровождающееся страхами полного уничтожения. В качестве защиты от этих первых фрустраций, которые сами по себе представляют прообраз травматической ситуации, формируется аутоэротизм (см. статью Р. Адама в т. I). Вместе с аутоэротической активностью особую ценность на уровне психических событий в качестве изначального опыта приобретает построение желаний и фантазий, позволяющих заменить реально удовлетворяющий объект, то есть мать, в его отсутствие. Как известно, Фрейд впервые описал этот процесс исполнения желаний в знаменитой главе "О психологии процессов сновидения" в "Толковании сновидений" (1900) и сравнил его с галлюцинациями (II/III, 570-572). Однако это аутоэротическое, воображаемое переживание удовлетворения,, становится доступным только через внешнее содействие реальной матери при осознании ее младенцем и, вероятно, ощущении им ее всемогущества. Только благодаря этому в конечном счете формируется способность к образованию желаний и фантазированию. Если же этот сложный процесс соединения матери и ребенка не происходит, ребенок постоянно колеблется между состояниями полного блаженства, то есть удовлетворения своих оральных потребностей, и состоянием фрустраций, сопровождающимся страхом смерти. В таком случае деятельность фантазии обречена на частичный или полный распад, устойчивое ощущение бытия не может развиться (Winnicott 1958,1960,1962), а дезинтегрированные представления (М. Klein 1952, Winnicott I960) в конечном счете ведут к развитию психотических состояний или тяжелых психосоматических заболеваний2). Желание, удовлетворение и работа фантазии в человеческом переживании навсегда остаются связанными с переживанием приема пищи и этой первой формой отношений с матерью. Они всегда содержат также и поглощение, которое первоначально ограничено активностью рта, но чуть позднее распространяется на многие другие функции, такие, как дыхание, зрение, слух и т.д. Как отмечал еще Фрейд, поглощение объекта всегда содержит агрессивный компонент. Любое пополнение и совершенствование с точки зрения бессознательного означает принятие и поглощение. Карл Абрахам (1924) попытался уже на первой стадии развития выделить два типа отношений - оральный и каннибальский (то есть пассивный и активный). Он разделяет оральную стадию на раннюю и позднюю. Если первая ступень доамбивалентна и основным в ней является сосание, то на второй ступени, совпадающей с появлением зубов, на передний план выступают кусание и проглатывание и, таким образом, агрессия по отношению к объекту. Она связана с фантазиями о частичном или полном поглощении матери и при проекции этих представлений - о поглощении и разрушении матерью. На этом основании Абрахам называет данную стадию также орально-каннибальской или орально-садистской. Уже здесь проявляется амбивалентность влечений: первичный объект, мать, одновременно и любим, и ненавистен (Bigras 1971). Еще в 1915 году в работе "Влечения и их судьба" (X, 231) Фрейд четко сформулировал: "Ненависть как отношение к объекту древнее любви, она возникает из первоначального отвержения возбуждающего внешнего мира со стороны нарциссического Я", а в 1917 году он писал: "Эта страшная злость есть попросту самая ранняя, примитивная, инфантильная составляющая душевной жизни; мы можем обнаружить ее действие у ребенка, но отчасти мы не замечаем ее из-за ее небольших размеров, отчасти не принимаем всерьез, поскольку и не требуем особых этических высот от ребенка" (XI, 215). Развивая эти идеи и опираясь на открытия в области анализа детей и психотиков, М. Кляйн (Klein 1932) попыталась описать значение и кульминационный пункт инфантильного садизма в аспекте объектных отношений. По ее мнению, вся оральная стадия носит эротический характер. Ни на одном другом отрезке человеческой жизни не возникает более жестоких и разрушительных фантазий, чем в первые месяцы жизни. В дальнейшем мы более детально рассмотрим комплексность этих фантазий и роль, которую М. Кляйн приписывает каждой из них в паранойяльно-шизоидной позиции. В следующей за оральной фазой форме организации либидо и на следующем этапе развития объектной любви примат генитальной зоны по-прежнему еще не установлен. Речь идет еще об одной догенитальной стадии, которая называется анально-садистской. Как следует из самого названия, она связана с господством анальной эрогенной зоны и, согласно Фрейду, приходится примерно на второй-четвертый год жизни (см. статью П. Хайманн в т. I). В этот период особое значение в психической жизни ребенка имеют переживание удовольствия, связанное с функцией опорожнения кишечника, и приучение К контролю над сфинктерами. Бессознательные фантазии связаны в первую очередь с процессами выталкивания и удержания, насильственным извлечением или преподнесением и отказом от чего-то, что находится внутри и представляет часть телесного Я. Формы выражения этих фантазий связаны с фекалиями и - при переносе - с их символическими значениями. В этой перспективе Фрейд устанавливает символическое равенство кал = подарок == деньги (X, 402-410). Сюда же в качестве анальных черт характера он относит триаду: порядок, скупость, упрямство. По Фрейду, это является первой ступенью, на которой формируется полярность активности и пассивности, одна из основных пар противоположностей в психической жизни. Она предшествует противопоставлениям генитальной стадии (фаллический/кастрированный и мужское/женское) и подготавливает их (V, 99). Фрейд усматривает также тесную связь между активностью и садизмом, а также между пассивностью и анальной эротикой или мазохизмом. Если на поведенческом уровне садизм и мазохизм всегда можно четко разделить, то на уровне бессознательных фантазий они всегда присутствуют одновременно или сменяя друг друга (см. статью Ж.-М. Алби и Ф. Паше в т. I). В своей известной работе Карл Абрахам предлагает (см. схему 1) также и на анальной стадии различать две противоположные формы организации и два способа обретения объекта, которые выделяются благодаря процессам выталкивания и удержания. В первой фазе - на ранней анально-садистской стадии - анальная эротика связана с опорожнением, а садистское влечение - с уничтожением объекта. Такое поведение по отношению к объекту является в дальнейшем амбивалентным и, согласно Абрахаму, характеризуется парциальным влечением с поглощением. Во второй фазе - на поздней анально-садистской стадии - анальная эротика связана с удержанием, а садистское влечение направлено на овладение объектом. Согласно Абрахаму, достижение этой ступени означает решающий шаг в направлении объектной любви, а именно доступ к парциальной любви. За оральной и анальной стадиями развития следует фаллическая. Она характеризуется объединением парциальных влечений под приматом генитальных органов и принадлежит к генитальной организации, охватывающей два периода: фаллическую фазу (или инфантильную генитальную организацию) и собственно генитальную организацию, которая достигается в пубертате (некоторые авторы употребляют термин "генитальная организация" для характеристики второго периода и причисляют фаллическую фазу к догенитальной.организации). фаллическая фаза располагается между третьим и пятым годами жизни. В ней основную роль играет комплекс кастрации, и она соответствует развитию эдипова комплекса. Согласно Фрейду, на фаллической стадии ребенок, будь то мальчик или девочка, знает лишь один генитальный орган, а именно мужской; противопоставление полов на основе противоположности активный/пассивный анальной фазы превращается в пару противоположностей фаллический/кастрированный. Этим она, в частности, отличается от пубертатной генитальной организации3). Термин "фаллос" обозначает символическую функцию пениса в интра- и интерсубъектной диалектике, тогда как выражение "пенис" обозначает, скорее, анатомический орган. Исследования античного мира, а также этнология отчетливо показали нам, какой важной функцией наделяется фаллический символ. Фаллическая организация, согласно Фрейду, занимает центральное место в развитии обоих полов. Альтернатива, возникающая у субъекта в этой фазе, выглядит следующим образом: иметь фаллос или быть кастрированным. Определяющим для этой стадии организации является, по Фрейду, не противопоставление двух анатомических реальностей, пениса и вагины, что можно было бы легко понять, а исключительно примат фаллоса, его наличие или отсутствие. Фрейд исходит здесь из предположения, что маленькая девочка не знает о существовании вагины4). Кроме того, в фантазии представляется, что фаллос может отделяться и переходить от одного человека к другому, а его наличие или отсутствие не является само собой разумеющимся. Мужской орган входит в состав "символического тождества" (X, 402-410), части которого взаимозаменяемы (пенис = фекалии = ребенок = подарок и т.д.). Только уяснив это положение вещей, мы можем понять, какая роль отводится фаллосу в теории комплекса кастрации. Символ фаллоса представляет собой основной критерий при разделении людей. Его наличие или отсутствие не сводится к простому факту, скорее оно представляет собой драматический конфликт в рамках интра-и интерсубъектного процессов. Структура и действие комплекса кастрации (который был открыт в 1908 году в процессе анализа "маленького Ганса" [VII, 240-376]) у мальчиков и девочек различаются. Мальчик боится кастрации в ответ на свои сексуальные фантазии и действия, а также как реализации отцовских угроз в связи с эдиповым соперничеством между отцом и сыном. В результате у него возникает сильнейший страх кастрации. Девочка воспринимает отсутствие пениса как досадный дефект, который она пытается отрицать, компенсировать или как-то исправить (см. статью А. Холдера об эдиповом комплексе в т. I). Общим - вследствие примата фаллоса - является то, что у обоих полов имеется представление, что речь идет о важной составляющей образа себя, угроза кастрации представляет собой серьезную опасность, а наличие или отсутствие фаллоса означает на уровне бессознательных фантазий состояние подъема или глубокую нарциссическую обиду. Здесь комплекс кастрации занимает свое важное место, является универсальным и связан с эдиповым комплексом в развитии детской сексуальности. В развитии комплекса кастрации, как считает Фрейд, определенную роль играют два момента: во-первых, обнаружение ребенком анатомического различия между полами, во-вторых, реальная или воображаемая угроза кастрации. Носителем этой угрозы для мальчика всегда является отец. Девочка же скорее чувствует себя обделенной пенисом со стороны матери, а не кастрированной отцом. Со времен Фрейда вопрос об угрозе кастрации неоднократно обсуждался: существует ли она реально и от кого исходит. То, что комплекс кастрации постоянно обнаруживается в процессе анализа, и то обстоятельство, что реальную угрозу далеко не всегда удается выявить, побудили искать основу страха кастрации в иной реальности, нежели угроза кастрации. Так, в качестве прообраза переживания кастрации его связывали с рядом травматических переживаний раннего детства, таких, как потеря груди в процессе сосания, отлучение от груди, дефекация и т.д. Здесь также следует упомянуть положения Отто Ранка (Rank 1924), согласно которым отделение от матери в результате травмы рождения и психические реакции на это отделение являются прообразом всех последующих страхов. Тем самым страх кастрации нужно понимать как наследие страха рождения (см. статью Д. Айке о страхе в т. I). Этими представлениями отец как источник угрозы кастрации отодвигается на задний план, а основное внимание концентрируется на роли матери и на страхе перед злой матерью. Еще Юнг описал эдипов комплекс как комплекс Ионы и кита (Jung 1952, 731), а ряд авторов (Rheingold 1968, Lederer 1968, Leuba 1968, Ehrenzweig 1967) отстаивают идею: "Мужчина всегда испытывает страх быть кастрированным женщиной, а не наоборот". Мы должны будем остановиться на этом более подробно. Фрейд неоднократно, например в работе "Торможение, симптом и страх" (1926), в ходе длительной дискуссии проявлял интерес к идеям Ранка, пытаясь отыскать источники страха кастрации в далеком прошлом, найти общий прообраз последующих переживаний в раннем опыте. То, что он не решился полностью принять это воззрение, можно понять, учитывая тесную связь комплекса кастрации с фундаментальным положением психоанализа о центральном и структурирующем характере эдипова комплекса. Страх кастрации является для Фрейда в определенной степени следствием организованной совокупности любовных и враждебных желаний, которые ребенок испытывает по отношению к своим родителям и которые мы охватываем понятием "эдипов комплекс". В фаллической фазе, по Фрейду, в возрасте от трех до пяти лет, эдипов комплекс достигает кульминации. Его разрушение означает наступление латентного периода, и он вновь возрождается в пубертате. Эдипов комплекс играет ведущую роль в структурировании личности и в организации сексуальных желаний у человека. Психоаналитики считают его основной проблемой в психопатологии, а психоаналитическая антропология пришла к выводу (опровергая тем самым наблюдения Малиновски [Malinowski 1949], Бенедикт [Benedict 1955] и др.), что треугольная структура эдипова комплекса находит универсальное подтверждение в самых разных культурах и может быть обнаружена даже там, где не существует основанной на браке семьи (см. например, Levi-Strauss 1958). Эдипов комплекс можно разделить на две формы, хотя в действительности обе формы в разной степени присутствуют в "полном" эдиповом комплексе. В так называемой простой, или позитивной, форме он представляет собой то, что нам известно из сказания об Эдипе: желание смерти соперника, то есть человека того же пола, и сексуальное желание по отношению к человеку противоположного пола; в своей негативной форме: любовь к родителю того же пола и порожденная ревностью ненависть к родителю противоположного пола. При более внимательном рассмотрении обе формы оказываются, однако, схематическим упрощением. Фаллическая фаза имеет большое значение в эдиповом комплексе, особенно в аспекте его разрушения. Это разрушение играет чрезвычайную роль в структурировании личности с образованием Сверх-Я и Я-идеала (см. статьи А. Холдера об эдиповом комплексе и Д. Айке о Сверх-Я в т. I). Фрейд всегда придавал эдипову комплексу первостепенное значение ввиду фундаментальных функций, которые он в нем выделял. Среди них: во-первых, выбор объекта любви, во-вторых, доступ к зрелой генитальности и, наконец, структурирование личности с образованием Сверх-Я и Я-идеала. Но как следует понимать тот фундаментальный характер, который Фрейд приписывает эдипову комплексу? Мы знаем, что в работе "Тотеме и табу" (1912-1913) Фрейд обратился к гипотезе об убийстве праотца и в этом поступке усматривал момент зарождения человечества. Сегодня, однако, эта проблема представляется нам иначе: "Огромный важности феномен, который подготавливается в процессе становления человечества и, как мы полагаем, осуществляется человеком, - это не "отцеубийство", а рождение отца... Вместе с отцом в возникающей микроструктуре - семье - появляется комплексность и, следовательно, внутреннее противоречие" (Morin, 1974,186; см. также статью Г. Штольце в т. I). "Действенность эдипова комплекса скорее обусловлена введением запрещающей инстанции (запрет инцеста), преграждающей доступ к естественному удовлетворению желаний и соединяющей неразрывной связью желание и закон... Такая структурная концепция Эдипа совпадает с тезисом Леви-Стросса, который выводит из запрета инцеста универсальный, необходимый и достаточный закон превращения "природы" в "культуру"" (Laplanche, Pontalis 1967, нем. изд., 335).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |