Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Правовой режим использования и охраны вод




План занятия

  1. Понятие водного объекта. Водный фонд Украины
  2. Управление использованием водных объектов
  3. Виды водопользования
  4. Охрана водных объектов, виды ответственности за нарушение экологических требований

Под «водами» понимаются водные объекты, то есть сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Вода как химическое вещество, находящееся в окружающей среде, не является объектом правового регулирования.

Совокупность водных объектов в пределах Украины, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образует водный фонд, который является государственной собственностью. Вместе с тем водное законодательство предусматривает также иные формы собственности на водные объекты (см. схему 93).

Лицам, не являющимся собственниками водных объектов, они предоставляются на праве пользования или водного сервитута (см. схему 95).

Водный сервитут (право ограниченного пользования водным объектом) бывает публичным и частным. Публичный водный сервитут, по существу, является правом общего водопользования. Он означает, что любой гражданин вправе пользоваться свободно и бесплатно водными объектами общего пользования (для купания, забора воды в питьевых и бытовых целях, водопоя скота, плавания на маломерных судах и т. д.)

Право пользования водным объектом или его частью может принадлежать как гражданам, так и юридическим лицам.

Водные объекты предоставляются в пользование на определенный срок: до трех лет - при краткосрочном пользовании или от трех до двадцати пяти лет -при долгосрочном пользовании.

Объем и характер конкретных прав и обязанностей субъектов по отношению к предоставленному в пользование водному объекту определяются видом осуществляемого ими водопользования. Водное законодательство классифицирует водопользование по нескольким основаниям.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, считается общим водопользованием, а с применением таковых - специальным водопользованием. В зависимости от цели использования водных объектов выделяется множество его видов (промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое и т. д.), перечень которых в законе не является исчерпывающим. Среди них особое место занимает питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, которому водное законодательство обеспечивает приоритет.

По условиям предоставления водопользование может быть совместным или комплексным; обособленным и особым. Преобладающим является комплексный характер водопользования: один водный объект используется одновременно несколькими субъектами для разных целей. Особое водопользование осуществляется для обеспечения потребностей обороны, энергетических систем и транспорта, а также иных государственных нужд.

Рассмотренная классификация имеет важное юридическое значение, поскольку отдельные виды водопользования отличаются по своему правовому режиму, в частности, по порядку предоставления водных объектов в пользование.

Общий порядок предоставления водных объектов основан на выдаче специальных разрешений (лицензий) компетентными государственными органами по управлению водным фондом. Помимо лицензии законодательство предусматривает обязательное заключение договора пользования водным объектом. Водопользователи заключают его с органом исполнительной власти в соответствии с выданной лицензией. Договор приобретает юридическую силу с момента его регистрации в специально уполномоченном органе государственного управления водным фондом. Водное законодательство предусматривает несколько видов договоров пользования водными объектами.

Характерным для правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий. В содержание правовой охраны вод входит целый ряд мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема.

В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). Сброс сточных вод допускается только при наличии разрешения (лицензии) компетентных государственных органов и при условии соблюдения предусмотренных для предприятий и других источников загрязнения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ).

Сброс в водные объекты производственных, бытовых и других отходов вообще не разрешается.

Для того, чтобы обеспечить выполнение рассмотренных выше экологических требований, законом запрещается проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация производственных объектов без очистных сооружений.

Перспективным направлением охраны вод является внедрение безотходных технологий, в частности применение замкнутых систем технического водоснабжения. Регулирование рационального использования и охраны вод осуществляется также с помощью установления лимитов водопотребления (предельно допустимых объемов изъятия вод).

Для поддержания благоприятного состояния водных объектов устанавливаются водоохранные зоны с ограничительным режимом природопользования.

Водным законодательством предусматриваются также экологические требования, касающиеся охраны водосборов, ледяного покрова водоемов, производства лесосплава, эксплуатации морских и речных транспортных средств, защиты источников питьевого водоснабжения и т. д.

Нарушение указанных экологических требований влечет уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность.

Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях за загрязнение и засорение вод, самовольное пользование водными объектами, ввод в эксплуатацию производственных объектов без очистных сооружений и другие водные нарушения.

За наиболее общественно опасные деяния в сфере охраны вод может наступать уголовная ответственность.

Помимо привлечения к уголовной или административной ответственности граждане и юридические лица, причинившие вред водным объектам, обязаны его возместить в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, предусмотренными законодательством, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов по общим правилам гражданского законодательства.

 

 


Схема 93. Формы собственности на водные объекты

 
Государственная

Схема 95. Права на водные объекты


Контрольные вопросы.

1. Является ли объектом правового регулирования вода, находящаяся в атмосфере:

а) да; б) нет.

2. Что представляет собой водный фонд Украины?

а) совокупность водных объектов, включённых в водный кадастр;

б) воды рек, озёр и внутреннего моря.

3. Публичный водный сервитут является:

а) правом пользования питьевой водой;

б) правом общего водопользования.

4. Право пользования водным объектом может принадлежать:

а) физическим лицам; б) юридическим лицам.

5. Водные объекты могут быть предоставлены в пользование:

а) краткосрочно; б) долгосрочно.

6. Использование водных объектов без применения сооружений и технических средств является:

а) общим водопользованием;

б) специальным водопользованием.

7. Использование водных объектов с применением технических сооружений называется:

а) техническим водопользованием;

б) специальным водопользованием.

8. Рациональное использование водного объекта предполагает:

а) установление лимитов водопотребления;

б) предельно-допустимые объёмы изъятия вод.

 

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – а, б; 6 – а; 7 – б; 8 – а, б.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.