Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика периода после восстания декабристов 1825 г




Цензура и ее ужесточение после декабрьского восстания

После восстания декабристов был усилен контроль за «направлением умов», Николай I учредил особую полицию – жандармерию («вооруженная инквизиция», по Герцену). Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение, которое возглавил А.Х.Бенкендорф. Усилилась цензура – было предписано, чтобы ни в одной из газет не содержалось «суждения о политических видах его величества». Допускались лишь некоторые перепечатки политических сообщений из «Санкт-Петербургских ведомостей» и «Санкт-Петербургской газеты», которая издавалась на французском языке Министерством иностранных дел. Был введен новый цензурный устав (1826) вместо прежнего (1804); создана сложная система цензуры, в которую входили: Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения, Верховный цензурный комитет, состоящий из трех министров – просвещения, внутренних и иностранных дел, Главный цензурный комитет в Петербурге и три цензурных комитета в крупных городах – Москве, Вильне (Вильнюс, Литва) и Дерпте (Тарту, Эстония). Главная цель преобразований – борьба с «вольнодумными сочинениями». Запрещалось печатать статьи о современной политике и рассуждения, в которых были бы заметны мысли «о происхождении законной власти не от Бога» и излагались взгляды, противные христианской религии. Особый контроль был учрежден за периодическими изданиями. Один из параграфов цензурного устава запрещал печатать «места из сочинений или переводов, имеющие двоякий смысл». Новый устав называли «чугунным» и говорили, что даже «Отче наш» в его свете можно истолковать как опасное политическое сочинение. Недовольство публики привело к принятию в 1828 г. нового устава, который запрещал публично обсуждать политические и государственные дела. Изменилась и структура органов цензуры. Отныне система цензуры включала: Главное управление цензуры и цензурные комитеты в Петербурге, Москве, Вильне, Риге, Киеве, Одессе Тифлисе. В состав главного цензурного комитета, помимо трех министров, вошел представитель Третьего отделения. Вся цензура оказалась под началом шефа жандармов – А.Х.Бенкендорфа.

 

В связи с запретами цензуры русская журналистика развивалась в русле научно-литературных интересов. Немалой изобретательностью нужно было обладать русским журналистам – Пушкину, Полевому, Белинскому, чтобы обсуждать в печати вопросы политической жизни. Они прибегали к иносказаниям, намекам, «эзопову языку». Но возникали и новые газеты, которые издавали «благонадежные издатели». Наиболее заметными среди них были:

«Северная пчела» (1825) – первая настоящая русская частная газета политического содержания. Ее издавали Ф.В.Булгарин и Н.И.Греч. Это было коммерческое издание, поэтому оно делалось с оглядкой на читателя и его вкусы. Позднее значительный доход газете стали приносить коммерческие объявления, публиковать которые было разрешено только «Северной пчеле». На первых двух полосах печатались иностранные и внутренние новости, сообщения на различные темы, сгруппированные по разделам. Здесь были постоянные рубрики; критика, прежде всего литературная, фельетоны, рассказы, стихи располагались внутри. Много места занимали литературные новинки и салонные сплетни. Газета все время стремилась сообщать сенсации, эксклюзивную информацию, т.е. любые сведения, поднимающие тираж. В «Северной пчеле» впервые стали печатать скрытую рекламу товаров и торговых заведений – за деньги от торговцев. Газету Булгарина и Греча всегда обвиняли в бульварности, реакционности, нападках на прогрессивных писателей и поэтов – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, в недостоверности материалов. Тем не менее это был европейский тип издания, которое шло в ногу со временем и в полной мере отвечало понятию «газета». Это действительно была газета новостей (редчайшее тогда для России явление), а не газета мнений (обычный тип изданий). «Северная пчела» являлась законодательницей мод и в верстке газеты. Она одной из первых стала располагать тексты в 3–4 колонки и первой изобрела «подвал» – расположение оригинальной статьи в нижней части полосы разделенным на колонки блоком;

«Земледельческая газета» (1830) – газета для сельских хозяев и землевладельцев;

«Купец» (1830) – коммерческое издание;

«Колокольчик» (1830) – литературная газета;

«Литературная газета» – ее издавал А.А.Дельвиг; здесь печатался А.С.Пушкин. Издание было популярно в литературных кругах;

«Художественная газета» –издавалась И.В.Кукольником;

«Бабочка» (1829). Интересно, что «Северная пчела» восприняла эту газету как конкурента и «воевала» с ней, пока издание не закрылось.

Ряд газет издавался как приложения к журналам – это было типичным для России того времени: так было дешевле для издателей и удобней для читателей. В частности, газета «Молва» (1830) выходила при журнале «Телескоп».

Продолжают появляться новые провинциальные газеты: «Одесский вестник» (18281893); «Тифлисские ведомости» (18281831); «Литовский вестник» (18341840); «Официальная газета Царства Польского» (1838-1861).

Между газетами, особенно частными, существовала жесткая конкуренция, причем в ход шли не только честные методы борьбы. Донос не был редким методом воздействия; им часто пользовались такие издатели, как Ф.В.Булгарин, Н.А.Полевой и др.

Оперативность газет была достаточной. В столичных газетах «возраст» новостей составлял несколько дней, в провинции – 5–10, иногда 20 дней. Но позитивную в целом картину портила доставка. Розничной торговли в то время не было, и вся периодика доставлялась только по почте по подписке. На почте в 30-е гг. появилась специальная газетная экспедиция для рассылки газет. Поступали они и в библиотеки по всей стране, где тоже были доступны читателям. Однако в большинстве газет информация была некомментированной, не печаталось никаких аналитических материалов. Порой было трудно понять, что из сообщенного следует, важно ли оно.

В 1838 г. в большинстве губернийпоявились местные газеты– губернские ведомости. Эти газеты состояли из двух частей – официальной и неофициальной. В целом же эти издания были очень скучны.

1830 г. был неспокойным годом как в Европе (революции во Франции и Бельгии, восстание в Польше), так и для России (волнения в Литве, Белоруссии, на Кавказе, холерные бунты в России, восстание в Севастополе). Цензоры потребовали от периодических изданий доставлять по одному экземпляру всех изданий для тщательного контроля и рассматривали их с особым вниманием. На издания сыпались доносы, некоторые из них закрывались. В 1830 г. была закрыта «Литературная газета» А.Дельвига, в 1832 г. – журнал И.В.Киреевского «Европеец», в 1834 г. – журнал Н.А.Полевого «Московский телеграф», в 1836 г. – издания Н.И.Надеждина – журнал «Телескоп» и газета «Молва». Особенно отличился министр народного просвещения С.С.Уваров, который объявил основными устоями русской жизни «православие, самодержавие и народность» (теория «официальной народности»). Его мечтой было отодвинуть Россию «на 50 лет от того, что готовят ей теории». Уварова прозвали «министром погашения и помрачения просвещения в России». Он считал периодические издания возмутителями спокойствия и стремился подорвать частноиздательскую деятельность. Сначала в 1835 г. Уваров выпустил циркуляр, запрещающий вести предварительную подписку на периодику – т. е. сбор средств для издания. Затем, в 1836 г., было запрещено создавать новые периодические издания, и этот запрет действовал 20 лет. В результате в России получила распространение перекупка права на издание газет и журналов. Право же выпуска новых специализированных, а не энциклопедических газет и журналов давал только император. В виде исключения могли издавать общественно-литературные и научно-литературные журналы известные политически благонадежные люди.

С 1837 по 1846 гг. были созданы лишь 4 новых журнала: органы «официальной народности» «Маяк» и «Москвитянин», журнал «Русский вестник» и передовое издание «Финский вестник», посвященное финской теме, но в нем обсуждались и вопросы русского общества. Поощрялись казенные (государственные издания) – «Ученые записки Московского университета» (1833), «Журнал министерства народного просвещения» (1834). Однако успеха у читателей они не имели. В 30-е гг. сокращается число общественно-литературных изданий и увеличивается число экономических и научно-технических, таких как «Журнал мануфактур и торговли», «Журнал путей сообщения». Возникают две правительственные отраслевые газеты – «Коммерческая газета» (18251860) и «Земледельческая газета» (18341917). Последняя знакомила читателей с новыми методами ведения сельского хозяйства и одной из первых в русской журналистике стала помещать иллюстрации – изображения новых машин, их чертежи, рисунки животных и растений. Появляются научные, литературные, хозяйственные и прочие газеты, выпускаемые частными лицами. Но всем частным газетам запрещалось касаться политических тем. Исключением была только «Северная пчела» Булгарина и Греча, которая стала выходить как «газета политическая и литературная» и имевшая связи с Третьим отделением. Она единственная могла помещать политическую информацию и поэтому вызывала гнев издателей и журналистов. После декабрьских событий 1825 г. ведущее место в журналистике играли московские издания. Пушкин полагал, что московский журнализм «убьет» петербургский: «Ученость, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы». Петербургских литераторов он называл «смышлеными литературными откупщиками». Того же мнения придерживался и Гоголь. Центр передовой русской мысли переместился из Петербурга в Москву.

Одним из лучших журналов того периода был «Телеграф» Н.А.Полевого, который вбирал в себя «все умственное движение страны», как считал Белинский. Полевой и Белинский – важнейшие фигуры журналистики 30-х гг. в Москве. В Петербурге такими фигурами были Булгарин и Греч, которые порвали со своим былым либерализмом. Они издавали журналы «Сын Отечества», «Северный архив» (издания объединились в 1831 г) и газету «Северная пчела». В 1834 г. в Петербурге стал выходить журнал «Библиотека для чтения» О.А.Сенковского. Так возник реакционный «триумвират» журналистов – Булгарина, Греча и Сенковского.

Отрадным явлением на небосклоне петербургской журналистики были «Современник» Пушкина (1836) и «Литературная газета». В 1839 г. в Петербург приезжает Белинский и становится ведущим сотрудником журнала «Отечественные записки». Все эти перемены приводят к тому, что в 40-е гг. петербургская журналистика опять становится ведущей.

Главный жанр журналистики тех времен – литературная критика. В подобных публикациях идет обсуждение всех общественно значимых вопросов нравственного, этического и даже политического характера. Разделы «Критика ибиблиография» становятся весьма популярными, и без них не обходится ни один журнал. И именно он является основным типом отечественного периодического издания XIX в.

Журнал «Московский телеграф» (18251834) издавал Н.А.Полевой,происходивший из купцов и в журналистику пришедший как самоучка. Его журнал был одним из наиболее популярных и читаемых изданий после «Вестника Европы». «Московский телеграф» являлся энциклопедическим журналом. Выходил он два раза в месяц, имел четкие рубрики: «Изящная словесность», «Наука и искусство», «Критика и библиография», «Известия», «Смесь». Полевой издавал журнал для массового читателя, но стремился не приспосабливаться к вкусам публики, а вести ее, «тянуть вверх». Был сторонником романтизма и поклонником ранних произведений А.С.Пушкина. Будучи купцом, Н.Полевой выражал интересы зарождающейся буржуазии и считал справедливым уравнивание прав дворянства и купечества, а также был выразителем идеи свободного капиталистического развития России. Он писал на самые разные темы – от новых достижений в области науки и обзора событий международной жизни до новинок литературы и парижских мод. Отделы в «Московском телеграфе» возглавляли известные литераторы и ученые, поэтому материалы отличались достоверностью и профессионализмом. Интересным нововведением «Московского телеграфа» в 1829 г. было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста. В 1834 г. журнал был закрыт цензурой из-за высказываний в рецензии на драму придворного писателя Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла» крамольной мысли, что Россию в 1612 г. спас купец Минин, а не дворяне.

Теоретический журнал «Московский вестник» (18271830) редактировал М.П.Погодин, в работе принимал участие и А.С.Пушкин, который опубликовал здесь несколько стихотворений. Основное направление журнала – философия и философская критика. Печатались также литературные произведения и литературная критика.

«Телескоп» (18311836) – энциклопедический журнал современного просвещения, рассчитанный на широкий круг читателей. Но главным содержанием была литература. Его издавал профессор Московского университета Н.И.Надеждин. Он был критиком романтизма и сторонником зарождающегося в литературе направления – реализма. Здесь печатались М.Загоскин, И.Лажечников, Ф.Тютчев, А.Полежаев, публиковались переводы произведений Бальзака. В журнале сотрудничал молодой Белинский. Одно время он даже оставался за редактора. Именно в «Телескопе» он опубликовал статью «Ничто о ничём», где высказался по теоретическим вопросам журналистики: дал впервые разграничение понятий «газета» и «журнал» и подчеркнул необходимость для каждого журнала иметь свое направление. При журнале издавалось приложение – газета мод и новостей «Молва». Иногда вместо нее выходило библиографическое приложение. Журнал был закрыт цензурой за появление на его страницах «Философского письма» П.Я.Чаадаева. Надеждин в результате был лишен права заниматься журналистикой и сослан.

«Библиотека для чтения» (18341865) – энциклопедическое издание А.Ф.Смирдина – журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Издание выходило очень точно – первого числа каждого месяца, что было весьма необычно для России. Тираж составлял от 5 до 7 тыс. экземпляров. «Библиотека для чтения» адресовалась среднему классу – городским чиновникам, мещанам, младшим офицерам, а также провинциальным помещикам, т.е. была массовым изданием. Представление о содержании дают названия отделов журнала: «Русская словесность», «Иностранная словесность», «Науки и художества», «Промышленность и сельское хозяйство», «Литературная летопись», «Смесь». Здесь же публиковались сведения о парижских модах и давались картинки модных туалетов. У журнала был выраженный экономический уклон, и он отражал понимание издателя в необходимости развития капиталистических отношений в России. «Библиотеку для чтения» редактировал Сенковский, прославившийся своими библиографическими фельетонами (например, на гоголевские «Мертвые души»), которые подписывал псевдонимом «Барон Брамбеус», точнее писал их от имени этого вымышленного литературного героя. Издание было задумано как крупное коммерческое предприятие, приносящее доход. Журналистам «Библиотеки для чтения» хорошо платили, издатель ввел твердый авторский гонорар, который регулярно выплачивался. Именно за введение денежных отношений в журналистское творчество критиковал Смирдина Белинский, и, как показало время, зря. Введение гонорара сделало журналистику доходной профессией и способствовало демократизации литературы и журналистики.

Журналистская деятельность А.С.Пушкина. Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится 1824 г., когда в мае этого года в журнале «Сын отечества» (№ 18) появилось его «Письмо к издателю “Сына отечества”».

В 1825 г. Вяземский привлекает Пушкина к сотрудничеству в «Московском телеграфе» Полевого; здесь поэт напечатал несколько своих стихотворений, а также выступил с критическими статьями.

В 1836 г. Пушкин стал издавать свой литературный журнал – «Современник». Он мечтал об общественно-политическом издании, но цензура не разрешила. «Современник» продолжал традиции «Полярной звезды», публиковал русских авторов, поднимал вопросы гражданственности, справедливости, свободомыслия. Журнал вел полемику с изданиями «триумвирата»; одной из самых ярких публикаций в этой полемике стала статья Гоголя «О движении журнальной литературы». Пушкин писал о войне 1812 г., как положительное явление оценивал присоединение к России Кавказа. Писатель внес значительный вклад в развитие журналистских жанров: его «Путешествие в Арзрум» создает основы русского очерка.

«Путешествие в Арзрум», отразившее впечатления поэта от поездки на Кавказ в 1829 г., было напечатано в первой книге журнала «Современник» в 1836 г. Пушкин стремился узнать жизнь кавказских народов, его отношение к ним отличается от отношения путешественников, отправившихся на Кавказ в поисках очередного чина. «Путешествие в Арзрум» – высокохудожественный очерк, который является ценным биографическим материалом, предоставляет множество этнографических сведений, воспроизводит события войны на Кавказе. Однако в отличие от батальных беллетристических произведений того времени, в которых восхвалялась героика похода в картинах одна величественнее другой, с беззастенчивыми – «романтическими» – отступлениями от истины, Пушкин в непринужденной форме описывал не одни лишь будни войны, порой придавая изложению иронический характер. В очерке неоднократно возникает лирическая интонация, автор неизменно восхищается экзотическими кавказскими пейзажами, однако в изложении не наблюдается излишней экзальтации. В дальнейшем традиция пушкинского очерка была продолжена в русской литературе.

В конце 1833 г. Пушкин начал работать над большим публицистическим сочинением «Путешествие из Москвы в Петербург», которым намеревался добиться снятия запрета с имени Радищева и напомнить читателям некоторые мысли его книги. Пушкин готовил свое сочинение к печати, однако невозможность опубликования помешала его закончить.

У Пушкина были большие планы в отношении «Современника», но гибель поэта не позволила их исполнить.

В 1825 – 1830 гг. Пушкин сотрудничал в альманахе А.А.Дельвига «Северные цветы» как поэт, критик и полемист. С именем поэта связано также еще одно издание А.А.Дельвига – «Литературная газета» (18301831).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.