Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика и публицистика 40-50-х ГГ. XIX века




 

5.1. Журналистика в условиях общественно-политических противоречий 40 – 50-х гг.

 

Общественно-политические тенденции 40–50-х гг. характеризуются сохраняющимися противоречиями в политическом устройстве и экономическом укладе страны. Крепостное право, феодальные отношение, противодействие капиталистическим преобразованиям – все это тормозит развитие страны, и обсуждение этих проблем и острых противоречий происходит на страницах печати. Возникает литературное направление критического реализма. Журналистика стремится доступными средствами участвовать в этом процессе. При этом взгляды журналистов, издателей, общественных деятелей, литераторов на благоприятные для России пути развития и решения острых социальных и политических вопросов разделяются. Одни видят выход в реформах западного типа, другие проповедуют теорию «официальной народности» и надеются на охранительную роль власти и религии, третьи зовут назад в «светлое прошлое» и ругают все иностранное как главный источник зла. Есть и еще одна группа интеллектуалов, которые хотят радикально переустроить общество и тем самым решить все проблемы. Возникают идеологические течения: «официальные народники»(М.П.Погодин, С.П.Шевырев), «западники»(В.Н.Боткин, Т.Н.Грановский), «славянофилы»(братья Киреевские, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков), «революционные демократы» (В.Г.Белинский, А.И.Герцен).

Издания «официальных народников» занимали охранительную, консервативную позицию. Существующая власть, полагали они, от Бога, главные добродетели – терпение и смирение, западные перемены пользы России не принесут: у нее особый путь – вот лейтмотив этих изданий. К ним относятся издания «триумвирата»– Булгарина, Греча и Сенковского. Это газета «Северная пчела»,журналы «Сын Отечества», «Русский вестник», «Библиотека для чтения». Кроме этих изданий были:

1) «Репертуар и Пантеон» (18421856) – появился благодаря слиянию двух литературно-театральных журналов – «Репертуар» Булгарина и «Пантеон» Полякова. Его издателем стал Песоцкий, а редактором был сначала Булгарин, затем – Межевич. В журнале печатались материалы, связанные с театром, – биографии актеров и музыкантов, театральные обозрения, пьесы, театральные мемуары и хроника, закулисные сплетни и слухи, театральные анекдоты. В 1847 г. издателем и редактором журнала стал Ф.А.Кони, что положительно сказалось на углублении его содержания. Многие пьесы А.Н.Островского впервые были опубликованы в этом журнале.

2) «Маяк» (18401845) – одно из ведущих изданий этого направления. Его ориентиры – религиозность, патриотизм, народность. Издатели и редакторы его – П.А.Корсаков и С.А.Бурачек. На страницах журнала критиковали Пушкина за недостаточную религиозность, отрицательно относились к французской литературе, особенно к Гюго и Жорж Санд. Убеждали читателей, что единственная, достойная внимания культура – это русская, а западная европейская культура русским не нужна, она чужда им. Тираж журнала около 800 экземпляров. Позиция сторонников «официальной народности» была близка к славянофильской. Несколько изданий у них были общими – это «Московский наблюдатель» и «Москвитянин».

Изданий «славянофилов» сравнительно немного, ибо приверженцы славянофильских взглядов вообще отвергали такой путь общения с народом. Они предпочитали трибуну или университетскую кафедру. Для этого видные славянофилы, например К.С.Аксаков, регулярно посещали светские собрания, где вели свою проповедь возврата к истинно русскому во всем – в поведении, одежде, привычках, взглядах, экономическом и политическом устройстве. Но все же для пропаганды своих взглядов славянофилы использовали и прессу. Сначала это был орган официальных народников «Московский наблюдатель» – научно-литературный журнал славянофильского направления.Здесь печатались И.В.Киреевский, Н.М.Языков, К.С.Аксаков. Они отстаивали идею самобытности России, идеализировали старину, патриархальную гармонию отношений бояр и народа, русскую общинность, начала народовластия. Но этот журнал вскоре сменил свое направление из-за смены редактора, а также прихода туда Белинского. Затем центр славянофильской журналистской пропаганды переходит в журнал «Москвитянин», который создавался как консервативное славянофильское издание. Главный его отдел – «Духовное красноречие» – писал о православной самобытности России, противопоставлял ее Западу, печатал произведения чешских, сербских, болгарских авторов. Славянофилы пытались спорить с Гоголем и Белинским по вопросу о прогрессе. Здесь восхвалялись нравственные качества купечества, но одновременно публиковались пьесы А.Н.Островского, показывающие будни купеческой жизни. Ап. Григорьев, примыкавший во взглядах к славянофилам, весьма своеобразно толковал в своих критических статьях сами пьесы и их женские образы. Он видел в них идеализацию патриархальной самобытности, нравственную чистоту героев. Издавали славянофилы и газеты (в их числе «Молва», 1857; «Парус», 1859).

Издания «западников». Журнал «Отечественные записки» был основан в 1818 г. Свиньиным. В нем публиковались статьина исторические и географические темы, а также сообщения о быте и нравах русского народа, который благоденствует под властью царя, церкви и дворянства. Журнал особого успеха не имел и в 1831 г. выходить перестал. В 1838 г. Свиньин попробовал возобновить издание, но опять неудачно. После этого он передал права на издание А.А.Краевскому, человеку с литературными способностями и опытом, а также с хорошей деловой хваткой. Краевский придерживался прозападного направления и давно мечтал об издании журнала. Журнал был объемный, энциклопедический, пользовался успехом. Почти сразу в «Отечественных записках» стал сотрудничать Белинский, который высоко ценил это издание. При Белинском журнал получил четкое направление – борьба против крепостничества, пережитков, застоя, азиатчины. Особенно эта позиция была заметна в отделах библиографии и критики, в которых Белинский выступал со статьями. В работе «Отечественных записок» участвовали также Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев, публиковались Лермонтов, Кольцов и Тургенев. Журнал активно полемизировал с изданиями Булгарина, Греча, Сенковского, особенно с «Библиотекой длячтения», а также со славянофильскими изданиями. Белинский привлек к работе в «Отечественных записках» многих видных литераторов – Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Одоевского, Даля, Фета, Майкова и других. Интересен был и отдел переводов журнала, где печатались переводы произведений Ч.Диккенса, Ф.Купера, Жорж Санд, Г.Гейне. Из зарубежных писателей прошлого на страницах этого издания появились лишь Гете и Шекспир. В отделе критики публиковались обзоры не только отечественной, но и зарубежной литературы, печатались переводы критических статей иностранных авторов. Появлялись в «Отечественных записках» и полемические статьи против выступлений в печати известных славянофилов. Журнал высказывался за свободу, распространение просвещения, прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни, ратовал за всестороннее развитие страны и ее народа, боролся с крепостничеством, используя для этого все возможные поводы (например, публиковал статьи о рабстве в Америке). Важное место отводилось национальной культуре России, осуждалось пренебрежительное отношение к ней дворянства. Несмотря на западнические взгляды, сотрудничавшие в журнале Герцен и Белинский нимало не преклонялись перед Западом, хотя и объективно оценивали большие достижения его капиталистический цивилизации. Многие материалы «Отечественных записок» посвящались развитию науки, освещению новых философских идей. Однако в 1846 г. Белинский, Некрасов и Герцен ушли из журнала, после чего он занял либеральную позицию.

Журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным в 1836 г., приобрели у Плетнева Н.А.Некрасов и И.И.Панаев. В числе его сотрудников был В.Г.Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Его «Письмо к Гоголю» стало своеобразным программным произведением и долгое время было известно только в рукописном варианте. В «Письме» выражен взгляд критика на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, произволом власть имущих, пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов, с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех «Современника», который, выходя тиражом 3100 экземпляров, начинает приносить доход. И после смерти Белинского журнал остается одним из лучших изданий. На его страницах появляются произведения Л.Толстого, печатаются Тургенев, Гончаров, Писемский. Закрыт был «Современник» в 1866 г.

Издания «революционных демократов» – это издания, выпускавшиеся за границей и доставлявшиеся в Россию нелегально. Первым, кто стал этим заниматься, был А.И.Герцен, талантливый публицист, литератор и философ. Он решил на деле показать силу свободного печатного слова и начал издание своего альманаха и газеты при нем. Герцен был сторонником русского утопического социализма. Главной задачей своей журналистской и издательской деятельности он считал революционную пропаганду. Критика крепостничества, просвещение народа, распространение идей утопического социализма, опора на русскую крестьянскую общину – вот главная тематика его изданий. На их страницах он поддерживал революционные проявления в разных странах, прежде всего польских повстанцев. Сначала Герцен издает брошюры, затем – альманах и газету.

Издания Герцена:альманах «Полярная звезда» (1855) и газета «Колокол» (18571867).

Альманах выходил в Лондоне. Название полностью повторяет заглавие альманаха декабристов. Отражено это было и в оформлении: на обложке – портреты всех казненных декабристов. Первый номер «Полярной звезды» вышел к годовщине их казни – 25 июля 1855 г. Главное в нем – письмо Герцена императору Александру II, в котором он требовал свободы слова и освобождения крестьян. Издание получило распространение в России. Через год вышел второй номер; в котором были опубликованы запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов. Литературные произведения играли у Герцена пропагандистскую роль и воспринимались читателями как публицистические материалы. Альманах выходил редко, и Герцен решил выпускать в дополнение к нему газету «Колокол». Эта первая революционная газета имела эпиграф: «Зову живых!». Она выходила раз в месяц, а став самостоятельным изданием в 1861 г., – дважды в месяц. Главная тема выступлений газеты определялась провозглашенным в «Полярной звезде» девизом: « Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства…». Здесь публиковались злободневные острые сообщения из России. Многие материалы были написаны в жанре революционных воззваний за освобождение крестьян, за отмену цензуры и свободу слова. В своих выступлениях Герцен беспощадно критиковал самодержавие, помещиков, сановников-казнокрадов. Он способствовал развитию новых жанров революционной публицистики – передовой статьи, критической корреспонденции, памфлета, открытого письма. Отмена крепостного права сначала обрадовала Герцена, но вскоре стало ясно, что проблем едва ли стало меньше: крестьяне без земли, власти все так же ведут антинародную политику. Словом, для публикаций у Герцена недостатка в темах не было. Писал для «Колокола» и его друг – Н.П.Огарев. Успех газеты в России был огромен. Тираж составлял 25–30 тыс. экземпляров. Естественно, издавалась газета на собственные средства издателя. Однако цели своей Герцен не достиг – революции в России не произошло, свобода слова обретена не была, демократия не сформировалась. Он испытал разочарование и понял, что стихийные крестьянские бунты, «бессмысленные и беспощадные», по его словам, не могут привести к успеху. В последние годы Герцен больше материалов в газете стал посвящать опыту революционной борьбы в европейских странах, деятельности I Интернационала. В 1867 г. издание прекращается, однако влияние публицистики Герцена на русское общество и на журналистику в целом весьма значительны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.