Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пресса России в Интернете




Журналистика Российской Федерации и властные структуры

Усиление государственной власти в Российской Федерации не сопровождалось развитием официальных средств массовой информации. Были созданы всего две правительственные газеты – «Российская газета» и «Российские вести». Вместо нормативной официальной прессы, интересной тем, что она выражает мнение правительства, было создано Министерство печати.

Демократическая направленность прессы, свобода ее сужде­ний, стремление к независимости вызвали даже в новых услови­ях неадекватную реакцию со стороны властных структур, сохра­нявших в своем сознании приверженность к административно-командным методам взаимоотношений с журналистикой. Сред­ства массовой информации подвергались критике со стороны всех властных структур. Прессу обвиняли то в односторонности публикаций, то в отсутствии четкой позиции, то в нагнетании социальной напряженности, то в тенденциозности.

Взаимоотношения парламента со средствами массовой ин­формации были и продолжали оставаться не лучшими. Наступ­ление Верховного Совета на свободу слова велось и на заседа­ниях, когда в парламенте обсуждался вопрос о средствах массо­вой информации или когда парламент стремился превратить в собственный орган газету «Известия», и в многократных акциях, направленных на то, чтобы диктовать свою волю Российскому телевидению...

Попытки парламента ограничить свободу прессы, установить диктат над ней вызвали протест со стороны журналистов и ру­ководителей средств информации, их обращения к президенту с требованием не допустить возврата к прошлому.

Российское общество к середине 90-х гг. не испытывало не­достатка в политических свободах. Однако средства массовой информации постоянно находились под угрозой ограничения их свободы не только со стороны парламента, но и со стороны многих политических партий.

Образовавшийся в российском законодательстве правовой ва­куум породил факты убийства журналистов по политическим мотивам. Их убивали тогда, когда они рассчитывали «получить важные документы, необходимые для журналистского расследо­вания серьезных финансовых нарушений в структуре власти».

Много знакомых проявлений административно-командной системы осталось во взаимоотношениях между местными власт­ными структурами и прессой. Они стремятся, вопреки отсутствию реальных прав, подчинить или приручить местную печать, за­ставить ее выражать похвалу их деятельности. Для этого исполь­зуются экономические и многие другие рычаги. Редакционную политику большей части региональных СМИ изменил приход новых соучредителей – областных, городских и районных администраций. Они предложили газетам финансовую помощь в обмен на право соучредительства.

Для установления контроля над СМИ исполнительная власть использует не только экономические, но и широко применявшиеся админис­тративно-командной системой методы. Это в первую очередь возобновление практики подбора руководящих кадров СМИ по принципу политической лояльности.

Несовершенство российского законодательства, нарушения закона РФ «О средствах массовой информации» со стороны властных структур самых различных уровней лишают журналистику предоставленных ей конституционных свобод, приводят к актам произвола и насилия над личностью журна­листа. Основываясь на сообщениях периодической печати, пра­возащитных организаций и журналистов, а также агентства Экс­пресс-Хроника, подобные данные регулярно публикует ежеме­сячный бюллетень «Законодательство и практика средств массо­вой информации».

Во взаимоотношениях журналистики и властных структур приоритетным стал вопрос о государственной поддержке средств массовой информации, защите их от финансового краха. В их свободе от финансовых структур заинте­ресовано в первую очередь государство.

В практику российской журналистики вошли встречи прези­дента страны с руководителями СМИ, с тележурналистами. Посвящаются они различным проблемам, но не­изменными остаются вопросы профессионального мастерства журналистов и требование не допустить давления на прессу со стороны парламента, защитить СМИ от попыток с чьей бы то ни было стороны ограничить свободу слова.

Чрезвычайно важным фактором, гарантирующим реализацию провозглашенных свобод прессы, является профессиональная этика журналиста. Здесь должны быть четко обозначены основные мораль­ные, этические, нравственные ориентиры, которыми должен ру­ководствоваться журналист, для того чтобы его деятельность да­вала аудитории объективную информацию.

Как показывает практика, нередко напряжение во взаимоотношениях между органами власти и прессой возникает по вине журналистов. В погоне за сенсацией в собственном представлении о вседозволенности они порой пренебрегают эле­ментарными этическими и профессиональными нормами, вызы­вая тем самым неприязнь не только к себе, но и к органу, кото­рый они представляют.

В условиях демократизации и гласности все более настоя­тельно встает вопрос о том, что деятельность прессы, ее взаимо­отношения с гражданами и организациями должны регламенти­роваться не только Законом о СМИ, но и нормами профессио­нальной этики.

Эффективность средств массовой информации как бизнеса во многом зависит от профессионального уровня журналистов, занятых подготовкой рекламы для печати или аудиовизуальных средств информации. Введение новых специализаций, научно-методическая и педагогическая разработка нормативных и спе­циальных курсов стали насущной потребностью организации журналистского образования. С начала 90-х гг. на факультете журналистики МГУ, на факультетах жур­налистики других университетов и высших учебных заведений, готовящих работников печати, телевидения и радио, открыты от­деления рекламы, дизайна, маркетинга.

 

С середины 90-х гг. в терминологии российских средств мас­совой информации, в разговорной речи появились такие слова и словосочета­ния, как «модем», «сервер», «сайт», «интернет-версия», «портал», «он-лайн-версия», «терминальный доступ» и др. Они появились вместе с новым средством массовой коммуника­ции – Интернетом, который является крупнейшей в мире компьютер­ной сетью. Он несет многообразную информацию о содержании конкрет­ных изданий, телевизионных и радиопрограмм, о сфере эконо­мики и бизнеса, позволяет принимать самому участие в деловых отношениях, переписываться с друзьями и т. д. Доступ в Интер­нет имеет значительная часть редакций газет и других средств массовой информации, различные структуры сферы бизнеса, учебные заведения, миллионы частных пользователей.

Впервые в России электронные коммуникации заявили о своем существовании в полный голос во время событий авгус­та 1991 г. Именно благодаря им удалось распространить огромное количество информации о событиях в Москве.

Период относительно интенсивного развития Интернета в Рос­сии начинается только с середины 90-х гг. Полно­ценные интернет-версии имеют еще немногие издания, это «Аргументы и факты», «МК», «Огонек», «ОМ» и некоторые другие, а также «Новости» многих телеканалов и ряд программ НТВ.

Некоторые российские издания помещают на своих сайтах больше информации, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая дополнительную информацию к опубликованным ма­териалам. Ряд всероссийских газет продают полные электрон­ные версии изданий только по специальной подписке. Среди них – вся периодика «Коммерсанта», «Русский телеграф» и др. «Независимая газета» публикует часть информации газеты и приложение «Экс-либрис» бесплатно, в то время как полную версию газеты получают только подписчики.

Интернет-версии имеют также такие специализированные компьютерные издания, как «Мир Интернет», «Планета Интер­нет» и др.

Несколько ин­формационных агентств России распространяют через Интернет свои материалы. Это РИАНовости, «Атлант», «Алгоритм», Интерфакс. В середине 90-х гг. «ТВ-Центр», НТВ, «Вид», ТВ-6 имели собственные серверы – компьютеры, хранящие основную информацию. Подавляющая часть компьютерных изданий, а это главным образом журналы, имела он-лайн-версии. Одним из важных событий в русском Интернете стало появ­ление высококачественных сетевых журналов. Самым популяр­ным и одним из лучших стал «Русский журнал» Глеба Павлов­ского. Появление «Русского журнала», а также сетевого альма­наха «Интеллектуальный капитал» может служить примером того, как новые коммуникации способны стимулировать интел­лектуальную жизнь общества.

Проникновение капитала в российскую журналистику приве­ло к возникновению стихийно складывающегося информацион­ного рынка, еще не подвластного во второй половине 90-х гг. цивилизованным нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.