Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Социология как самостоятельная область знания сформировалась значительно позже, чем история, философия




 

Социология как самостоятельная область знания сформировалась значительно позже, чем история, философия, медицина, математика, естественные науки, а ведь люди всегда жили в обществе. Жизнь людей, по мере их развития, все более зависела не от природы самой по себе, а от труда, от производства, в том числе от производства технических средств. Профессиональная инженерная деятельность, тем не менее, оформилась лишь во второй половине XIX века, спустя долгие века разнообразной производственной практики. В это же время в самостоятельную научную дисциплину оформилась и социология. Над этим фактом, как и над фактом «политехнической» юности основателя социологии О.Конта, стоит задуматься.

В глубокой древности скрыты истоки инженерной деятельности. Египетский жрец Имхотеп, создатель гробницы Джосера (ок. 2800 лет до н.э.) был не только одним из первых архитекторов, но и одним из первых, вероятно, проектировщиком и технологом: он поставил цель, детализировал ее и предложил проект, он управлял процессом реализации этой цели, разворачивая его во времени и пространстве. Имхотеп в сущности занимался проектированием как конструкции пирамиды, так и технологии ее строительства.

Создание пирамид долгие века требовало участия практически всего населения Египта и огромного напряжения сил государства. Что же сделало возможным создание этих гигантских и величественных сооружений? Человек той эпохи не обладал никакими машинами, кроме одной: машины социальной организации. Именно эта машина позволяла сконцентрировать и целесообразно применить огромные ресурсы. Но что вообще побудило создание пирамид и почему именно жрецы стали его организаторами? Жрецы решали важнейшую для древнего человека и для устройства государства проблему: проблему смерти фараона, живого бога, и его общения со своим народом. Культурологическая реконструкция разъясняет идею пирамид: это место возрождения фараона, это способ его восхождения на небо и нисхождения к своему народу.

Со времен египетских пирамид люди создали много прекрасных, полезных, а иногда и очень опасных сооружений, механизмов, веществ… Неизмеримо возросли возможности человека, но неизменными остаются два условия инженерной деятельности: наличие «идейной» основы и наличие социальные возможностей ее осуществления. Над этим также стоит задуматься.

Тем более стоит задуматься над тем, что вообще представляет собой человек и окружающее его общество, как это общество устроено: подобно ли живому организму, машине или художественному образу? Если вдуматься, наши действия зависят от ответа на этот вопрос.

Ф.Знанецкий, один из создателей современной социологии, разъяснял, что социология представляет собой исторически сложившийся тип знания – социального, прагматического. Социолог задает те же вопросы, что и «обычный» человек: как обращаться с объектами, как обращаться с людьми? Однако если обыденное знание предлагает индивидуальные рецепты успешного действия, то социология выстраивает универсальные модели успешного поведения. Эта точка зрения вполне приемлема для нас. Социологический практикум, не претендуя на модель универсального успеха, обеспечит успех по крайней мере в одном действии: успешном освоении курса социологии.

Что понадобится для успеха?

Данное учебно-методическое пособие – выполняет информационную и ориентирующую функции, содержат основные понятия, представляют логику их связи в социологии, дает необходимые разъяснения по основам теоретической и эмпирической социологии.

Методические указания к семинарским занятиям – выполняют организующую роль, содержат комплекс вопросов и заданий по всем темам курса.

Лекции – предполагают разъяснение проблем, представление и разъяснение принципов социологического анализа, объяснения и понимания проблем.

Учебники и электронный комплект учебных материалов – содержат информационный и интеллектуальный ресурс, позволяющий раскрыть вопросы более глубоко и подробно.

Самостоятельная работа, как с текстами, так и с практическими и исследовательскими заданиями, самостоятельная подготовка, представление и обсуждение ее результатов на семинарских занятиях.

Желание и воля самого студента, – это главное. А запас знаний и методов интеллектуальной работы, накопленный в работе с гуманитарными и социальными науками – это запас пополняемый, это ресурс, который можно наращивать и который пригодится не только на занятиях по социологии.

Раздел I. Основы социологической теории

 

Содержание этого раздела включает структурно-логические схемы основных тем курса: краткую характеристику основных понятий курса, вопросы и задания для углубленного изучения и самостоятельного анализа.

Последовательное изучение тем этого раздела позволит:

§ понять логику социологического исследования;

§ узнать содержание основных понятий теоретической социологии;

§ познакомиться с основными направлениями социологических исследований, с представителями социологической классики и актуальными темами современной социологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.