Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала проявления стилей лидерства




стиль лидерства внешние признаки проявления стилей   уровни проявления стилей
высокий средний низкий
автократический Деятельностный Коммуникативный Поведенческий   90 - 72   63 - 36   27 - 9
демократический Деятельностный Коммуникативный Поведенческий   90 - 72   63 - 36   27 - 9
либеральный Деятельностный Коммуникативный Поведенческий   90 - 72   63 - 36   27 - 9

 

После завершения обработки данных обследования, испытуемый получает по каждому стилю – автократическому, демократическому, либеральному соответствующие показатели (суммы): по деятельностному, коммуникативному и поведенческому признакам. Эти три показателя можно сложить и, тогда получится суммарный индекс, показывающий на каком уровне развития - высоком, среднем, низком находится ваш стиль. Эта сумма может колебаться в пределах от 270 до 27 баллов. По шкале проявления определяется, каков ансамбль используемых лидером стилей. Обычно стиль лидера представляет собой сопряженность всех трех или преобладающих двух стилей. Как показывает практика исследований, чаще встречается сопряжение автократического с демократическим, либерального с демократическим и значительно реже – автократического с либеральным. Еще реже встречается гармоничное, уравновешенное сочетание трех стилей одновременно. При доминировании каких-либо двух стилей лидерства, всегда имеются признаки и третьего стиля, но они столь слабо представлены, что не имеют практического значения в работе лидера. «Чистого» автократа, демократа, или либерала в реальной жизни фактически невозможно встретить. В исключительных случаях у лидера могут явно преобладать особенности автократического, демократического или либерального стилей.

Ниже даются данные нормативной шкалы проявления автократического, демократического, либерального стилей лидерства и их компоненты (деятельностный, коммуникативный, поведенческий), характеризующие внешнее проявление того или иного стиля лидерства. К методике прилагается также ключ для обработка данных

 

Ключ к опроснику ДСЛ – 81

Компоненты проявления стиля лидерства Стили лидерства и соответствующие им номера вопросов в опроснике
автократичес-кий демократичес-кий либеральный
Коммуникатив-ный 4,13,22,31,40, 49,58,67,76 5,14,23,32,41 50,59,68,77 6,15,24,33,42 51,60,69,78
Деятельност-ный 7,16,25,34,43 52,61,70,79 8,17,26,35,44 53,62,71,80 9,18,27,36,45 54,63,72,81
Поведенческий 1,10,19,28,37 46,55,64,73 2,11,20,29,38 47,56,65,74 3,12,21,30,39 48,57,66,75

 

Лабораторная работа №8. «Совместный тест Роршаха для диагностики межличностного взаимодействия в диаде

Цель: 1) формирование навыков проведения психодиагностической процедуры и интерпретации результатов «Совместного теста Роршаха»;

2) ознакомление с диагностическими возможностями «Совместного теста Роршаха».

Стимульный материал: 2 комплекта таблиц Роршаха (по 10 картин в комплекте).

2) бланки с формой сводной таблицы и комментариями к ней для обработки результатов.

Ход работы:

I этап (индивидуальный). Каждый из двух испытуемых работает с набором таблиц Роршаха индивидуально.

Инструкция. Запишите в таблицу все ассоциации, которые возникают у Вас по каждой из картин Роршаха.

Образец таблицы.

№ картины Ассоциации
I  
II  
III  
 
X  

 

II этап (совместный). В исследовании участвуют оба испытуемых. Таблицы Роршаха (2–3) рубашками книзу помещаются на стол перед участниками исследования.

Инструкция. Попробуйте прийти к согласию по поводу ваших толкований таблиц. Запишите Ваши совместные ответы на каждую таблицу на листках бумаги.

Весь ход эксперимента (вербальные и невербальные проявления участников исследования в процессе общения) фиксируются по возможности как можно более полно остальными студентами.

Анализ результатов. Зафиксированные результаты упорядочиваются в соответствии с набором категорий анализа и представляются в форме сводной таблицы.

Образец сводной таблицы

Номера таблиц Держание таблицы Количество предложений
А Новые В
А В СТР ИТР ответы СТР ИТР
I              
II              
...              
X              
Сумма              

Примечание. А, В - обозначения партнеров в диаде.

Образец сводной таблицы (продолжение)

Номера таблиц Проникаемость Решение Аффективный стиль Качество решения
А В А В А В
I              
II              
...              
X              
Сумма              

Комментарии к составлению сводной таблицы

Графа «Держание таблицы»: указывается, кто берет первым таблицу в руки для интерпретации. Держание таблицы отражает распределение ролей и прежде всего практическую инициативу между партнерами. «Перетягивание» таблицы на свою сторону отражают соперничество и напряженность в отношениях; захват и единоличная узурпация таблицы – доминирование одного из партнеров; отказ взять таблицу или молчаливая передача уже взятой таблицы партнеру – пассивность, неуверенность.

Графа «Количество предложений»: Для каждого партнера заносится количество толкований в СТР и ИТР (индивидуальный тест). Сопоставление количества ответов в ИТР и СТР может позволяет предположить, насколько ситуация совместной деятельности является значимой для партнера, способствует развитию творческих возможностей или сужению активности. Если количество ответов в ИТР одного из партнеров больше, чем в СТР, можно предположить, что у него наряду с интраверсивной направленностью личности существуют значительные трудности общения в данной паре. Инициатор новых идей, как правило, является лидером в диаде.

Графа «Проникаемость»: Характеризует умение партнера довести до принятия собственное предложение (в этом случае в соответствующей колонке ставится цифра «1»). Если совместное решение содержит существенную долю предложений обоих партнеров, то каждому приписывается 1/2; в случае отказа в соответствующую колонку вносится прочерк «–». Проникаемость зависит от силы потребности в достижении, лидерства, агрессивности партнера, в то же время может отражать способность партнеров идти к самореализации через подстройку друг к другу.

Графа «Решение»: заполняется аналогично предыдущей. Показатель в этой графе свидетельствует о том, как часто партнер принимает окончательное решение о совместном ответе.

Графа «Аффективный стиль»: В колонках каждого партнера отклонения толкований обозначаются знаком «–»; поддержка – знаком «+»; амбивалентная оценка – знаком «±»; игнорирование – знаком «0». Это характеристик способа, которым партнеры эмоционально реагируют на предложения друг друга. Частота оценок (в том числе негативных) свидетельствует о значимости партнеров друг для друга. преимущественная поддержка указывает на более высокий «ранг», занимаемый партнером в общении. Отсутствие оценок – игнорирование – нередко указывает на скрытое отвержение и пренебрежение; полное отсутствие негативных оценок – показатель не столько полного принятия партнера, сколько сдерживаемой агрессии по отношению к нему. В здоровом партнерстве соотношение поддержек и отклонений - примерно равно 2/3 к 1/3.

Графа «Качество решения»: Включает оценку совместного решения («хорошее» – однозначное согласие партнеров – «1», «плохое» – псевдосовместное – «0»). Это показатели сплоченности партнеров. Среднее количество совместных ответов (для 10 таблиц) – 7–8.

Отчет по лабораторной работе выполняется в форме описания стиля и динамики взаимодействия в терминах выделенных для анализа категорий. Отдельные утверждения отчета должны подкрепляться данными из сводной таблицы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.