А
|
|
| Альтруизм
| система ценностных ориентаций личности, в которой центральным мотивом является мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами
|
| Атрибуция каузальная
| интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей
|
| Аттитюд
| благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении
|
| Аттракция
| понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого
|
Б
|
|
|
| Барьер коммуникативный
| психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению
|
В
|
|
|
| Взаимодействие межличностное
| система взаимообусловленных индивидуальных действий, при которых поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных
|
| Внутригрупповой фаворитизм
| тенденция благосклонного отношения к собственной группе
|
| Внушение
| целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу человека, ориентированный на специфическое программирование человека на осуществление им внушаемого содержания
|
| Восприятие межличностное
| восприятие, понимание и оценка человека человеком
|
Г
|
|
|
| Гендер
| социально-биологическая характеристика, обеспечивающая индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины
|
| Гендерная роль
| набор ожидаемых социальным окружением образцов поведения, соответствующих половой принадлежности
|
| Группа малая
| относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами
|
| Группа большая
| реальная, значительная по размерам, сложно организованная общность людей, вовлеченная в некоторую общественную деятельность
|
| Группа референтная
| группа, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей степени разделяет данный человек
|
Д
|
|
|
| Деиндивидуализация
| снижение уровня самосознания и утрата боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
|
| Динамика групповая
| совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад
|
| Дискриминация
| неоправданно негативное поведение по отношению к группе и ее членам
|
Е
|
|
|
| Единство ценностно-ориентационное
| один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом
|
З
|
|
|
| Заражение эмоциональное
| процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта
|
И
|
Идентификация
|
процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов
|
| Инициация
| комплекс действий, в основном обрядовых, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, приобретение им особых знаний, а также функций и полномочий
|
| Интериоризация
| процесс формирования внутренних структур психики, обуславливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности
|
| Информационное влияние
| конформизм, возникающий вследствие принятия суждений других людей о реальности
|
К
|
|
| Коллектив
| группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития
|
| Коммуникация
| 1) связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе;
2) смысловой аспект социального взаимодействия
|
| Конкуренция
| одна из основных форма организации межличностного взаимодействия, для которой характерно достижение индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства с добивающимися тех же целей другими индивидами и группами
|
| Конфликт
| столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций или субъектов взаимодействия
|
| Конформность
| подверженность человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позиции большинства
|
Л
|
|
| Леность социальная
| тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности
|
| Лидер
| член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях, – решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы
|
| Лидерство
| отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе
|
М
|
|
| Манипуляция межличностная
| вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий
|
Н
|
|
| Норма групповая
| совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально существующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения
|
О
|
|
| Общение
| сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера
|
| Огруппление мышления
| «Режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия» (Ирвинг, Джонис, 1971)
|
| Отношение межличностное
| субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения
|
П
|
|
|
| Паника массовая
| один из видов поведения толпы, для которого характерно состояние массового страха перед реальной или воображаемой опасностью
|
| Перцепция социальная
| восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей
|
| Подражание
| следование какому-либо примеру, образцу
|
| Поляризация групповая
| социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников оформляются в две полярно противоположные позиции, исключающие компромисс
|
| Предубеждения
| неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам
|
| Психология социальная
| отрасль психологического знания, изучающую закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп
|
Р
|
|
| Расизм
| 1) индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы;
2) институциональная практика, выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненно положение.
|
| Рефлексия
| как механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению
|
| Реципиент
| субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение
|
| Роль
| социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений
|
| Руководитель
| лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности
|
С
|
|
| Самоактуализация
| стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей
|
| Самомониторинг
| изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое поведение
|
| Самопрезентация
| акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам
|
| Самораскрытие
| раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком
|
| Сдвиг к риску
| возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии по сравнению с первоначальными решениями членов группы
|
| Сексизм
| 1) индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола;
2) институциональная практика, выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненно положение.
|
| Сложность когнитивная
| психологическая характеристика когнитивной сферы; отражает степень категориальной расчлененности, дифференцированности сознания индивида
|
| Слухи
| специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, отражающий реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории
|
| Совместимость межличностная
| взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и прочих значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик
|
| Совместимость групповая
| социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности
|
| Социализация
| процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности
|
| Сплоченность групповая
| один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов
|
|
| положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии
|
| Статус социометрический
| показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими
|
| Стереотип социальный
| относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – группы, человека, события, явления – складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе
|
Т
|
|
| Т-группа
| группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе межличностных отношений с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия
|
| Теория личности имплицитная
| совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований (о связях между личностными чертами)
|
| Теория социального обмена
| теория, согласно которой межличностные взаимодействия представляют собой своеобразные «сделки», ставящие своей целью увеличить «вознаграждения» и уменьшить «затраты»
|
| Толпа
| бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания
|
| Традиция
| исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления
|
| Тренинг социально-психологический
| область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении
|
У
|
|
| Убеждение
| используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению
|
Ф
|
|
| Фаворитизм внутригрупповой
| стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы
|
| Фасилитация социальная
| повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей, выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями
|
| Фундаментальная ошибка атрибуции
| тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозционные влияния на поведение других
|
|
|
Х
|
Харизма
|
приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней безоговорочную веру в ее способности и возможности
|
Ц
|
|
| Ценность
| объекты, явления или свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного
|
Э
|
|
| Экстериоризация
| процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека
|
| Эмпатия
| постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека
|
| Этноцентризм
| убежденность в превосходстве собственной этнической и культурной группы и, соответственно, презрение ко всем остальным группам
|
| Эффект впечатления первого
| выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера наибольшее значение придается первому впечатлению
|
| Эффект ореола (гало-эффект)
| распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации)
|
| Эффект первичности
| более высокая вероятность припоминания информации, представленной раньше
|
Я
|
|
| Я-концепция
| относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе
|
| Явление массовидное
| совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникации в больших группах
|
| | | | |