Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диаров А.А.Контроллинг. Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004




Москва – 2004

КОНТРОЛЛИНГ

А.А. Диаров

Обучение

Дистанционное

Менедж.- 12.22.0611очн. плн. Менедж.- 12.22.0611 зчн.плн. Менедж.- 12.22.0611 зчн.скр

Менедж.-12.22.0608 зчн.плн. Менедж.-12.22.0608 зчн.скр. Менедж.-12.22.0608 вчр.плн.

Менедж.-12.22.0608 вчр.скр. Менедж.-12.22.0605 очн плн. Менедж.-12.22.0605 зчн плн.

Менедж.-12.22.0605 зчн.скр. Менедж.-12.22.0605 вчр.плн. Менедж.-12.22.0605 вчр.скр.

Менедж.-12.22.0604 вчр.плн Менедж.-12.22.0604 вчр.скр. Менедж -12.22.0604 зчн. плн.

Менедж.- 12.22.0606 очн.плн Менедж.-12.22.0606 зчн скр Менедж.-12.22.0606 зчн. скр

Учебно-практическое пособие. Для студентов специальности 0611,0614,0608,0605,0604,0606 всех форм обучения.

www.msta.ru

 

УДК 658.012.7

 

В учебно-практическом пособии А.А. Диарова в кратком и систематическом виде изложено содержание курса контроллинга. Особое внимание уделено разделению полномочия и ответственности менеджера и контроллера, приводятся примеры из практики.. После каждой темы даны вопросы и тесты, позволяющие контролировать степень усвоения материала. Имеется словарь основных понятий.

 

 

Пособие предназначено для студентов специальностей 0611,0614,0608,0606,0605,0604 всех форм обучения

 

 

Автор: Диаров А.А.

 

Рецензенты: д.э.н. проф. Денискин В.В.

д.э.н. проф. Александров Н.А.

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………  
Раздел 1. Структура контроллинга………………………………………  
1.1. Сущность, задачи и функции контроллинга …………….......  
1.2. Роль контроллинга в системе управления предприятием…..  
1.3. Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг …………………………………………………...  
1.4. Разделы контроллинга ………………………………………...  
  Вопросы для самоконтроля по теме………………………….  
  Тест по теме……………………………………………………  
Раздел 2. Управленческий учет как основа контроллинга…………….  
2.1. Задачи управленческого учета; его отличие от финансового учета ……………………………………………………………  
2.2. Классификация различных методов управленческого учета и их применение в контроллинге ……………………………  
  Вопросы для самоконтроля по теме …………………………  
  Тест по теме……………………………………………………  
Раздел 3. Планирование, бюджетирование и анализ отклонений в контроллинге …………………………………………………  
3.1. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга  
3.2. Анализ отклонений в системе контроллинга ……………….  
  Вопросы для самоконтроля по теме………………………….  
  Тест по теме……………………………………………………  
Раздел 4. Задача «Киоск» ………………………………………………..  
Раздел 5. Организация службы контроллинга …………………………  
5.1. Организация подразделения контроллинга …………………  
5.2. Профессиональные и личностные качества контроллера ….  
5.3. Внедрение контроллинга ……………………………………..  
  Вопросы для самоконтроля по теме …………………………  
  Тест по теме……………………………………………………  
Раздел 6. Контроллинг направлений деятельности ……………………  
6.1. Особенности контроллинга инвестиционных проектов …...  
6.2. Контроллинг маркетинга ……………………………………..  
6.3. Контроллинг инновационных процессов …………………...  
6.4. Финансовый контроллинг ……………………………………  
  Вопросы для самоконтроля по теме………………………….  
  Тест по теме……………………………………………………  
  Решение тренировочных заданий……………………………  
  Тест по дисциплине …………………………………………  
  Словарь основных понятий…………………………………..  
  Литература …………………………………………………….  

 

ВВЕДЕНИЕ

Контроллинг – это система управления достижением конечных целей предприятия. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.

Первоначально под контроллингом имелась в виду совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер (лицо, выполняющее функции службы контроллинга) был главным бухгалтером. Затем это понятие стало толковаться шире: к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников. В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, то есть в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.

Известно, что прибыль представляет собой результат сопоставления, сальдирования выручки от продаж и других видов бизнеса и затрат, связанных с деятельностью фирмы. На конечную величину этого показателя – балансовую прибыль – влияют соотношения долговых обязательств и претензий предприятия и ряд других факторов. Решающим является, конечно, результат сопоставления выручки от реализации готовой продукции и затрат на ее производство. В системе контроллинга анализу этого соотношения уделяется особое внимание.

В совокупности функций контроллинга можно выделить сервисную функцию (представление необходимой информации для управления) и методологию принятия решений и их координации, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.

Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета в разрезе его подразделений.

Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величин покрытия, общих результатов деятельности для принятия разных оперативных и стратегических решений о регулировании функционирования предприятия. Поиск таких решений ведут на всех уровнях управления предприятием, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем чтобы максимально обеспечить достижение конечной цели предприятия.

Еще одна функция контроллинга – внутренний контроль на предприятии, контроль экономической работы его подразделений и организации в целом. В рамках системы контроллинга подразделения не предполагается наделять правом принятия решений, указаний и санкций. В отличии от ревизии контроллинг ориентирован на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.

В нашей стране изучение контроллинга полезно не только преподавателям, аспирантам, студентам, но и всем тем, кто интересуется зарубежным опытом организации управления, учета и контроля, хочет расширить свой кругозор. Рыночная экономика предполагает, что затраты и результаты деятельности предприятий будут целиком и полностью определяться степенью эффективности управления, объемом и качеством работы каждого подразделения и члена трудового коллектива. Для объективной оценки этих параметров понадобится изменить, перестроить существующую систему планирования, нормирования, учета и отчетности, наделить ее в первую очередь на удовлетворение потребностей внутрифирменного управления.

В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирование. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.

 

РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРА КОНТРОЛЛИНГА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.