КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №34 Философия техники
Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в ХХ столетии. C конца сороковых годов ХХ века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М. Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее «триумфальному шествию Разума и Добра». Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею. Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба - объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге «Человеческие качества» А. Печчеи отмечал: «Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего.» (Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68.). Современная социальная философия изучает следующие вопросы, связанные с техникой: 1. Что такое техника как феномен? 2. Каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие? 3. В чем общественная обусловленность техники? 4. Техника - это благо или зло для человека и всей цивилизации? Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю. Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог ХIХ века» (1898 г.). Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном обществе, и внимание привлекалось прежде всего, к его отрицательным сторонам. Таким образом, философия техники, с позиций широкого исторического контекста, исследует феномен техники в целом и ее место в общественном развитии. Что же такое техника? Она представляет собой: - совокупность технических устройств - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; - совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; - совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Как же философы оценивают современную технику? Прежде всего, они констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Почти исчез «прометеевский восторг» (выражение известного немецкого философа К. Ясперса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало. «Детская радость» перед техникой стала уделом «примитивных народов» (выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни. Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек преодолевает пространственные ограничения. Техника открыла перед человеком новый мир - мир дизайна. Технический объект должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от него в прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища и при этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им. Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже по сравнению с первой половиной ХХ века, значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно изменила самого человека, своего творца и... заложника.
основная литература
Аверинцев С.С.Образ античности. СПб., Азбука классики, 2003. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2001. Актуальные проблемы современной западной философии. Волгоград, 2004. Актуальные проблемы философии в системе университета. Красноярск, 2004. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003. Амелина Е.М. Проблемы общественного идеала в русской религиозной философии конца 19 -20 вв. Калуга, Эйдос, 2004. АпрелеваВ.А. Сакральный космос Руси Изначальной: мифология, философия, символизм. СПб., 2004. Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М., 2002.\ Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2004. Бучило Н.Ф. Философия. М., 2003. (Учебное пособие). Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2002. Бранский В.П. Философия физики XX века. СПб., 2003. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб, 2004. Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб., 1999. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 1998. Василенко И.А. Политическая философия. М., 2004. Вундт В. Введение в философию. М., 2001. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2004. Жильсон Э. Избранное. Христианская философия. М., 2004. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2004. Ильин В.В. История философии. СПб., 2003. История философии и герменевтика. М., 2002. История философии и история культуры. М., 2001. Канке В.А. Философия. Учебное пособие. М., 2001. Китайская философия и современная цивилизация. М.,1997. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М. 2004. Лекции по философии и культурологии. М., 2004. Мамардашвили М. Введение в философию. М., 1996. Мамардашвили М. Классические и неклассические идеалы рациональности. М., 2004. Мамардашвили М.Сознание и цивилизация. М., 2004. Мареев С.Н. История философии. М., 2003. Невлева И.Н. Философия. Учебное пособие. М., 2002. Нечаев А.А. Философия. Воронеж, 2004. Нижников С.А.История философии. М., 2004. Основы современной философии. СПб., 2004. Поздняков Э.А. Философия свободы. М., 2004. Платон. Избранные диалоги. М. 2004. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 1996. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. СПб. 1996. Семенов Н.С. Философские традиции Востока. Минск, 2004. Сизов B.C. История философии. М., 2004. Современная западная философия XX века. М., 1995. Стрелецкий Я.И. История философии. Красноярск, 2001. Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие для вузов. М., 2001. Сумеки богов. М., 1989. Философия в современной России. Пермь, 2004. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996. Философия: учебное пособие для вузов. Под ред. Ратникова В.П. М., 2001. Флоренский П.А. Собрание сочинений. (Философское наследие) М, 2004. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Учебное пособие для вузов. М., 2001. Шопенгауэр. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. М, 2004.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |