Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические закономерности (В.И.Лубовский) психическом развитии детей со всеми типами нарушений




Положение Л.С.Выготского о метаморфозах в детском развитии.

Тема 2. Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха.

Тема 1. Роль слухового восприятия речи в жизни человека и развитие слуха в онтогенезе.

Слуховое восприятие как один из важнейших базовых компонентов формирования всех психических процессов в жизни человека. Динамика развития слухового восприятия речи на первом году жизни: сосредоточение и другие безусловные реакции. Локализация звука в пространстве. Формирование предпосылок к развитию языковой способности. Уточнение акустических образов речи как основа для их воспроизведения. Развитие понимания речи в раннем возрасте. Развитие фонематического слуха у дошкольников.

1. Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе пси­хического развития ребенка.

2. Положение о единстве и взаи­модействии биологических и социальных факторов в процессе раз­вития.

3. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой, преобразование всех структурных компонентов пси­хики.

5. Развитие высших психических функ­ций.

 

1. Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе пси­хического развития ребенка.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это свое­образный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализато­ра ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития част­ных психических функций в свою очередь тормозят психичес­кое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефи­цитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических коорди­нации. Это проявляется, в частности, в различной степени не­доразвития одних перцептивных систем при относительной со­хранности других.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, под­чиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в раз­витии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Эти общие закономерности характеризуются следующими положениями.

Для сурдопсихологии большое значение имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе пси­хического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип тем­перамента; задатки способностей — общих и специальных. Важное значение для последующей жизни ребенка имеют условия проте­кания внутриутробного периода — болезни матери, лекарства, ко­торые она принимала в период беременности, травмы при родах. Социальные факторы объединяют все то, что характеризует обще­ство, в котором живет и развивается ребенок, — тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искус­ства. Социальная среда и преобразованная человеком природа яв­ляются источниками развития человека, определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания. Усвоение соци­ального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме — в различных видах деятельности — общении, игре, учении, труде. Дети овладевают этим опытом не самостоя­тельно, а при помощи взрослых.

 

2. Положение о единстве и взаи­модействии биологических и социальных факторов в процессе раз­вития.

Л. С. Выготский сформулировал положение о единстве и взаи­модействии биологических и социальных факторов в процессе раз­вития. Это единство характеризуется двумя особенностями. Во-пер­вых, каждый из факторов имеет разный удельный вес в становле­нии различных по сложности психических функций. В формирова­нии более простых функций, например ощущений, велика роль биологических, наследственных факторов. В развитии более слож­ных, высших психических функций, например произвольной па­мяти, абстрактно-понятийного мышления, главенствующее значе­ние приобретают социальные факторы. Чем сложнее функция, тем больше времени требуется на ее формирование, тем больше ска­зывается влияние социальных факторов, условий обучения и вос­питания. Во-вторых, единство и взаимодействие биологических и социальных факторов меняются в процессе развития, т. е. на раз­ных возрастных этапах. Роль каждого фактора в развитии одной и той же функции оказывается различной.

Нарушения слуха могут быть вызваны биологическими факто­рами, такими, как наследственность, патология родов, химичес­кие отравления и т.п. Большое значение имеет время поврежде­ния: одна и та же причина, действуя в разные периоды онтогене­за, может привести к разным последствиям. Особенностями детского возраста по сравнению со взрослыми являются, с одной сторо­ны, незрелость структур мозга, несформированность отдельных компонентов психики, с другой — пластичность нервной системы и способность к компенсации. Важную роль в успешной компенса­ции нарушений слуха играют социальные факторы — условия се­мейного воспитания, ограничивающие, например, эмоциональ­ный опыт ребенка на ранних этапах онтогенеза, в том числе уро­вень образования родителей, своевременность их обращения к спе­циалистам, степень участия в коррекционной работе.

 

3. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой, преобразование всех структурных компонентов пси­хики.

Общей закономерностью, проявляющейся в психическом развитии всех детей, является его сложная организация во времени: свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содер­жание, которое обусловлено особенностями формирования орга­низма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка. Про­цесс перехода от одной стадии психического развития к другой пред­полагает глубокое преобразование всех структурных компонентов пси­хики, т. е. психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза.

Неравномерность психического развития детей, обусловлен­ная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Поэтому каждый возрастной период характеризуется повышенной восприим­чивостью к разным педагогическим воздействиям. Такие периоды называют сензитивными. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психический функций, из­менение соотношений между ними. Наличием сензитивных пе­риодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказы­вает на те психические функции, которые только начинают фор­мироваться, поскольку в этот период они наиболее гибки, подат­ливы, пластичны. Учет наиболее известного сензитивного периода в развитии речи — от 1 до 3 лет — необходим при организации коррекции психического развития детей с недостатками слуха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.