Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки рисунка




пропуск линий или излишнее их число (снижать оценку на один или два балла в зависимости от общего количества линий);

четкость линий (за слабые, прерывистые или проведенные штриховкой линии снижать балл);

прямизну линий (за кривые и неаккуратные снижать балл);

правильность окружностей

длину линий, соотношение частей, толщину линий, сохранность углов и т.д.

Все это должны решать вместе со взрослыми и дети. Проверяя рисунки, дети учатся сами находить ошибки и оценивать их.

"Внимание-Угадайка" (ВУ)

Возраст: с трех лет.

Цель: развитие логического мышления.

В этой игре нужно не только нарисовать фигуры, но и заметить существующую закономерность в их изменении. С этой целью малышам показывают три фигуры, а они должны сами догадаться, что изображено на четвертой,

Как сделать игру. Нарисовать фигуры-задания, как в игре "Внимание", но только фигур в каждой серии не шесть, а четыре.

Как играть. Для того, чтобы детям было легче заметить закономерность, им надо подсказать, что фигуры следует рисовать
одного размера (например, в две, три, четыре клетки, а если фигура из кружков, то каждый кружок в одну клетку) и в один ряд (горизонтально или вертикально). Четвертую фигуру надо показывать только при проверке, здесь также следует поместить все четыре фигуры в ряд. При оценке рисунков за четвертую фигуру нужно давать в два-три раза больше очков, чем за первые три. Если в серии заключена одна закономерность, то нужно добавить 10 баллов, а если две — 20 баллов.

"Дроби" (Д)

Возраст: с трех лет.

Цель: развитие навыков устного счета, усвоение дробей.

Как сделать игру. Вырезать из картона, пластика, фанеры толщиною 1-2 мм двенадцать одинаковых кружков диаметром примерно 200 мм. Кружки окрасить с одной стороны в двенадцать разных цветов, чтобы их было легко отличить друг от друга. Первый кружок надо оставить целым, а остальные разрезать по радиусам на равные части; на две, три, четыре...двенадцать частей. На обратной стороне целого кружка надо написать крупно цифру 1, на частях соответственно 1/2, 1/3, 1/4 и т.д. до 1/12.

Задача 1. Знакомство:

а) открыть крышку коробки (это должен сделать сам малыш, помощь взрослых помешает ему совершить микрооткрытие);

б) высыпать все дроби на стол или на пол;

в) перевернуть дроби окрашенной стороной вверх;

г) разложить дроби кучками по цвету (подобно задаче в игре "Сложи квадрат");

д) сложить из каждой кучки кружок одного цвета;

е) уложить после игры дроби в коробку и закрыть крышку.

Задача 2. Как называются части кружков.

 

Задача 3. Уложить по одной части всех цветов: а) в ряд; б) по порядку (первой положить самую большую часть, затем меньше и так до самой маленькой); в) стопкой (вниз положить самую большую, а сверху — самую маленькую. Для красоты можно складывать "лесенкой", "ступеньками" и т.п.).

Задача 4. Какая часть больше: одна пятая или одна четвертая? Как это проверить? (Наложить меньшую на большую.) Задачи, какая часть больше или меньше, можно давать самые разные до тех пор, пока вам не станет ясно, что малыш понял принцип определения: "чем больше число частей, на которые делится круг, тем меньше части". Как записать математически, что 1/4 больше 1/5? (1/4 > 1/5) Как записать математически, что 1/5 меньше 1/4? (1/5 •< 1/4) Задача 5. Сколько частей помещается на одной половине: а) сколько четвертых частей? б) сколько шестых частей? в) сколько восьмых частей? г) сколько двенадцатых частей? Во сколько раз одна вторая больше четвертой, шестой, восьмой, десятой, двенадцатой?

Задача 6. Какие части и сколько их точно поместится на одной трети (шестых, девятых, двенадцатых)? Во сколько раз шестая, девятая, двенадцатая меньше одной трети?

Задача 7. Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный, четырехцветный)? Какие части для этого надо взять?

Задача 8. Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из игры "Дроби"? (Каково наибольшее их число?)

Задача 9. Можно ли сложить двенадцать разноцветных кругов из семидесяти восьми частей?

Задача 10. Придумать новые задачи.

"Кирпичики" (К)

Возраст: с трех с половиной лет,

Цель: развитие пространственного воображения, конструкторских навыков, умения понимать и составлять чертежи.

Как сделать игру. Комплект игры "Кирпичики" состоит из восьми одинаковых брусков соотношение сторон должно оставаться неизменным 1:2:4. Затем нужно сделать чертежи-задания. Их лучше начертить на отдельных листах плотной бумаги. Все задания следует разделить на две серии. В первую отобрать чертежи-задания от К-1 до К-14 — для малышей, а во вторую от К-15 до К-30 — для детей постарше.

Как играть. В игре выполняются три вида заданий: 1) построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям; 2) сделать чертежи по построенной модели; 3) сконструировать новые модели и составить чертежи к ним.

Советы. 1. Как рассказать малышам о чертежах. Игру можно начать со сказки: "Придумал архитектор очень хороший дом — большой, удобный, красивый. Захотели такой дом построить и в Москве, и в Ленинграде, и в Киеве. Все зовут архитектора к себе: "Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для дома и как их положить!" Что делать архитектору? Если он поедет в Киев, то москвичи обидятся, а если в Москву - в Киеве ничего не сумеют без него построить. Как быть? Думал-думал архитектор и придумал..."

— Кто знает, что он придумал? — спросите вы. Может быть, дети слышали о чертеже и назовут это слово. В противном случае, расскажите о чертеже сами.

-- Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во все города. И тогда строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно брать кирпичей, как их надо укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома.

2. Как рассказать про вид спереди, сверху, сбоку? Ребенку следует показать чертеж К-1 с тремя видами (первый раз укрепите его вертикально). Про чертеж можно рассказать так: "Архитектор поставил кирпич так, как вы видите. Это у него был "дом". А потом присел (присядьте сами, а глядя на вас, присядут и малыши, но так, чтобы их глаза оказались на уровне центра кирпича) и увидел одну широкую длинную грань. Он ее нарисовал и назвал тот рисунок — вид спереди (попросите малышей показать его на чертеже). Так и стали все его называть с тех пор, А потом архитектор посмотрел на "дом" сверху и увидел узкую длинную грань (пусть все дети поднимутся и посмотрят на кирпич строго сверху). Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал — вид сверху. Кто теперь догадается, откуда смотрел архитектор, когда рисовал третий рисунок — этот маленький прямоугольник?" Малыши уже сами могут показать, что архитектор смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны. С детьми лучше играть за низеньким столиком, так им легче будет глядеть на кирпич со всех сторон и нетрудно будет догадаться, что чертеж — это три рисунка одного предмета, если на него смотреть с разных сторон.

3. Задачи на понимание чертежа. Перед тем как дети начнут складывать модели, задайте им следующие вопросы: а) сколько надо взять кирпичей? б) как положить кирпич точно по чертежу? в) где на чертеже этот кирпич. Теперь им можно предложить задания, начиная с К-2. С готовыми моделями дети могут поиграть: поставить в свою кукольную комнату стол, скамейку, диван, кровать; поехать на поезде. Конечно же, малышам нужно давать возможность самим придумывать модели: машины, дома, мосты, пароходы. Вы можете сказать детям, что они уже знают элементы школьной программы для седьмого класса.

4. Как научить ребенка делать чертежи. Когда ребенок сложит из кирпичиков интересную модель, обратите его внимание, что после игры кирпичики нужно будет убрать на место и модель придется разобрать. Может быть, желание не утратить хорошую модель подскажет ему мысль — сделать чертеж. Теперь малышу нужно лишь немного помочь. Чертежи лучше делать в тетради в клетку или на миллиметровке.

"Кубики для всех" (КВ)

 

Возраст: с двух с половиной лет.

Цель: научить детей мыслить пространственными образами (объемными фигурами), составлять разнообразные комбинации из этих фигур.

Как сделать игру. Для изготовления игры требуется двадцать семь одинаковых кубиков. Из них нужно склеить семь фигур различной формы: первая фигура состоит из трех, а остальные — из четырех кубиков каждая. Окрасить фигуры: 1-ю в зеленый, 2-ю в синий, 3-ю в желтый, 4-ю в черный, 5-ю в красный, 6-ю в белый, 7-ю в коричневый цвет.

Как играть. Ребенок по рисунку-заданию складывает модель (рис. 24). Построив одну, он переходит к следующей, более сложной, и т.д. При выполнении задания малыш решает две задачи: во-первых, находит нужные фигуры для построения моделей; во-вторых, собирает модели. Первая часть представляет собой мысленный анализ рисунка-задания (на какие фигуры его можно расчленить), а вторая — синтез, сначала мысленный, затем предметный. Серия 1 — самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигуры по форме, цвету, а позже и по номерам. В дальнейшем ребенок сам будет придумывать, и складывать новые модели (рис. 18, 19, 20, 21, 22, 23). Из комплекта фигур можно собрать огромное количество разных моделей, а многие модели сложить разными способами Получившиеся интересные модели надо сохранить. Пусть малыш зарисует свою новую модель, а потом сделает только ее контур.

 

"Рамки и вкладыши Монтессори" (М)

 

Возраст: с полутора лет.

Цель: развитие техники владения карандашом, умения обводить и раскрашивать; знакомство с геометрическими фигурами.

Как сделать игру. Разделить лист цветной бумаги на квадраты 100x100 мм и в центре каждого аккуратно начертить по одной из шестнадцати геометрических фигур. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки, это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают удивлены, когда и отверстие в рамке, и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего лишь перевернуть рамку на другую сторону, но проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот "секрет". Вкладыши надо окрасить в другой цвет. Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках — обязательно. Когда малыш начнет усваивать цифры, нумерация позволит ему раскладывать рамки в определенном порядке.

Набор состоит из следующих фигур: 1) круг (диаметр 50 мм); 2) квадрат (сторона 40 мм); 3) треугольник равносторонний (сторона 50 мм);4) эллипс (диаметры 70 и 40 мм); 5) прямоугольник (стороны 60 и 40 мм); 6) ромб (сторона 40 мм и острый угол 60°); 7) трапеция (основания 60 и 40 мм, высота 40 мм); 8) четырехугольник неправильный (стороны 65 и 35 мм, один прямой угол); 9) параллелограмм (стороны 50 и 42 мм, острый угол 75°); 10) треугольник равнобедренный (стороны 65 мм, основание 40 мм); 11) шестиугольник правильный (сторона 30 мм); 12) звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности 65 мм); 13) треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм); 14) пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности 60 мм); 15) шестиугольник неправильной формы (стороны 30 мм, два противоположных угла 90°); 16) треугольник разносторонний (стороны 40, 60, 80 мм) (рис. 29).

Задания к игре.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Ребенку полутора-двух лет сначала нужно дать только четыре-пять рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши — ставнями, которыми фея закрывает свои "окошки" на ночь. Когда наступает утро и фея хочет увидеть солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи. Если есть несколько комплектов игры и задание всем знакомо, можно устроить соревнование, кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки,

2. Обведи контур фигуры. Рамку с вкладышем с самого начала нужно называть по форме отверстия на ней (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур цветным карандашом. Задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно три (можно четыре, пять, шесть и т.д.) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т.е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы в ряд ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка выросла")". Можно предложить еще второе условие: "Нарисуй так, чтобы они не касались друг друга (или наоборот, чтобы они зацепились друг за друга — "цепочка")". "Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы они не касались друг друга?" Это "портняжное" задание — как из одного куска материи выкроить больше заготовок. Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (например, кружки), а можно предложить выбрать ("Какую фигуру лучше взять, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?"). Такое задание пригодится, когда вы будете делать украшения из цветной бумаги для елки.

3. Обведи вкладыши. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки.

4. Раскрась фигуру. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно предложить закрасить их цветными карандашами. Основная трудность для малышей — не выходить за контур.

Кроме сплошной штриховки фигур можно иногда давать и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом — вертикально, в третьем — наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

5. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например, эллипс — синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет 2—3 мм). Не спешите знакомить ребенка со способами, которые даны в книге, было бы хорошо, если бы малыш сам сумел изобрести хотя бы один. А способов есть несколько. Наиболее простой — внешний контур сделать по рамке, а внутренний от руки, на глаз, но по качеству внутренний контур будет уступать внешнему. Если контур состоит из отрезков прямых линий, можно внутренний контур сделать с помощью линейки. Можно, сделав внешний контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда внутренний контур должен выйти таким же, как внешний. Если на бумаге есть два контура, можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.