КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смыслоэмоциональной значимости
Прежде чем начинать какое-либо исследование нужно определить, какой инструментарий мы будем использовать для этого. В руководстве пользователя написано, что Эгоскоп предоставляет программно-аппаратные средства для практических и научных работ, связанных с исследованием личности. Используемый метод исследования личности назван «эгоскопией» (лат. ego «я» + греч. skopeō «исследовать»). Эгоскопия используется для выявления внутренней иерархии индивидуальной значимости для испытуемого исследуемых тем или предметов на основе измерений физиологических и пиктополиграфических показателей и их дальнейшего количественного анализа[1]. Можно добавить, что одной из ценностей данного метода, особенно для психолога, является соединение субъективного содержания (результат работы клиента с тестовыми или проективными методиками, которые обычно фиксируют только внешние данные – ответ на вопрос, рисунок и т.д.) с синхронной регистрацией физиологических сигналов (объективных показателей). На основе этого, психолог делает заключение не только с презентируемого материла, но и может увидеть ряд характеристик в психофизиологических показателях исследуемых категорий. Как отмечал ещё С.Л. Рубинштейн, «Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой своё поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия»[2]. Следующим интересным моментом является соотношение пиктографических показателей и показателей тестовых методик. Пиктополиграфический (ПП) метод может оказаться «лакмусовой бумажкой», которая проявляет истинное положение вещей. Данный метод интегрирует и наполняет новым содержанием все известные ранее психологические и психофизиологические методы путём включения в них эмоционально–оценочной шкалы. В ходе прочтения документации, относящейся к методическому обеспечению «Эгоскопа», было отмечено, что авторы не всегда выдерживают язык единой терминологии (в тексте, в разных источниках). Например, одним из ключевых моментов является понятие профиля «смыслоэмоциональной значимости», который употребляется в тексте и как профиль «смыслофизиологической значимости»; при описании компонентов и показателей профиля, также не всегда существует полная ясность. Например, при интерпретации ключевыми понятиями являются: «величина столбика» и «разброс реакций». Так, первая обозначается (однопорядково) и как энергия, и как мощность, и как сила реакции, и как интенсивность, и как выраженность. Разброс реакций обозначается и как дисперсия, и как средне квадратичное отклонение, а при статистической обработке используется понятие «средняя ошибка среднего значения», при интерпретации профиля «дисперсивный ответ». Понятно, что данные понятия в какой-то степени однопорядковые, но для единого понимания и чистоты использования, все же нужна единая терминология. Таким образом, первым делом нужно определиться с терминологией, которую будем использовать в своих исследованиях. Попробуем привести в относительный порядок терминологию авторов аппарата. В процессе нашего общения нам понадобятся следующие термины и аббревиатуры. 1. Вектора X, Y, Z: вектор X – вектор условно неконтролируемых показателей на базе сигналов ЭЭГ, – условный аналог понятия «думаю» (ментальный элемент диагностики, внутренний когнитивный аспект); вектор Y – вектор условно полуконтролируемых показателей на базе полиграфических сигналов ЭКГ, фотоплетизмография, кожно–гальванический потенциал, частота дыхания, – условный аналог понятия «чувствую» (физиологический элемент диагностики, внутренний эмоционально-вегетативный аспект); вектор Z – вектор условно контролируемых показателей на базе координат перемещения электронного пера по планшету, степени давления на перо при рисовании и написании, времени задержки от начала этапа до начала рисования, времени задержки от завершения рисования до перехода на следующий этап. Условный аналог понятия «делаю» – социальный элемент диагностики, внешний эмоционально-декларативный аспект. 2. Профиль смыслоэмоциональной значимости – экранная и печатная форма в ПО «Эгоскоп» (см. рис. 1), представляющая в табличном и графическом виде ранжированный список анализируемых смысловых кластеров (одиночных или групповых), характеризующих эмоциональное отношение испытуемого к этим семантическим зонам. Построение профиля смыслоэмоциональной значимости базируется на интегральных нормированных показателях, получаемых на основе физиологических данных и данных с пиктографического планшета[3].
Рис. 1. Пример профиля смыслоэмоциональной значимости по ГСК теста «Жизнестойкость»
Он составляется по нескольким основаниям: «Этап», «ОСК», «ГСК». «Этап» – это отдельные вопросы, которые входят в методику и составляют сценарий эгоскопического исследования. ОСК – основные смысловые кластера, которые формируются из ряда этапов, принцип формирования кластеров из вопросов (этапов) в каждой методике может быть свой. ГСК – главный смысловой кластер совокупности реакций по всем вопросам. Аналогично ОСК, количество ГСК и соотнесенность вопросов в них будет различная в каждой методике. Более подробнее с принципами формирования Этапов, ОСК и ГСК мы разберемся во второй части данного пособия, когда будем рассматривать методику. При интерпретации профиля смыслоэмоциональной значимости берется во внимание два основных момента – это «величина столбика» и «разброс реакций», который на рисунке отображается горизонтальным отрезком (рис. 2). Для исследователя соотношение этих элементов являются одними из базовых при интерпретации. Определим, как мы понимаем данные категории.
Рис. 2. Графическое изображение силы реакции (M) и разброса реакций (m) Итак, величина столбика отражает «силу реакции» испытуемого на предъявляемый стимул. В математическом значении – это графическое и числовое представление средней величины реакции по одному из векторов X, Y или Z, или интегрального показателя по совокупности трех векторов XYZ – обозначается (М). «Разброс реакций» – отражает распределение реакций от min до max значения на предлагаемые стимулы. В математическом понимании – это средняя ошибка среднего значения. Обозначается (m). В пособии наряду с основным объяснением понятия будет использоваться, как вариант, слово «дисперсия» (без учета статистической формулы). Дисперсия так же обозначает разброс реакций, и в интерпретации его использовать удобнее. Знак, с которым отражается среднее арифметическое – сила реакции – обозначает направленность реакции – левосторонняя или правосторонняя. «Достоверность» «*» – значение статистической достоверности (p).
2. Описание методики «Жизнестойкость». Общепсихологическое описание. Описание шкал [4] Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой является адаптированной версией опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Цель: оценка способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность не снижая успешность деятельности. Тестовый материал. Тест состоит из 43 вопросов. В каждом задании испытуемому предлагается выбрать один из четырех вариантов ответов: «НЕТ», «Скорее НЕТ, чем ДА», «Скорее ДА, чем НЕТ», «ДА». Инструкция: «Оцените степень своего согласия с предъявляемыми утверждениями. Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Выбрав ответ, поставьте любую отметку в соответствующем поле бланка». Ключи шкал теста «Жизнестойкость». Тестовая методика содержит три шкалы: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска», четвертая шкала «жизнестойкость» – интегральная по отношению к предыдущим трем (оценивает общий уровень жизнестойкости, суммируя баллы по всем трем шкалам). В каждой шкале существуют прямые и обратные вопросы (табл. 1, 2, 3). Ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Таблица 1 Средние значения и среднеквадратическое отклонение от среднего по шкалам теста «Жизнестойкость»
На основе значения среднего и среднеквадратического отклонения высчитываются показатели низкого и среднего значения. Таблица 2 Показатели низкого и высокого значения по тесту «Жизнестойкость»
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |