Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа услуги, ее специфические особенности как товара




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Расчет и компоновка системы кондиционирования воздуха

производственного помещения

 

 

Принял: Выполнил:

Преподаватель кафедры студент группы

__________ Ф.и.о. ________ Ф.и.о.

 

Владивосток 200 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

2.

 

Товар - продукт труда, произведённый для продажи. Обмен продуктов как товаров возникает в определённых исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, специализирующимися на производстве одного какого-либо продукта.

Товар - согласно ГОСТ Р51303-99 - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Налоговым кодексом РФ (ст. 38 НК РФ).

Товар может быть представлен в трех основных формах: продукт, работа, услуга.

Основным видом товаров считается продукт, т.е. материальный объект, предназначенный для продажи.

Работа - осуществление трудовой деятельности, совокупность задач и функции которой способен выполнять один человек или которые могут быть поручены одному человеку. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (ст. 38 НК РФ).

Услуги - действия, направленные непосредственно на потребителя, или блага, предоставляемые в форме деятельности. Услуги - в экономической теории - неосязаемые товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуги - по законодательству РФ - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (ст. 38 НК РФ).

Все виды деятельности по производству разных товаров представлены (по законодательству РФ) в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). ОКВЭД – это перечень видов экономической деятельности, продукции и услуг, входящий в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в РФ и утверждаемый в порядке, установленном Правительством РФ. ОКВЭД используется при решении задач, связанных с:

– классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

– определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

– разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

– осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

– подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

– кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

– обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемые сырье и материалы". Если исходить из классификации, данной в ОКВЭД, то к видам деятельности, связанным с информатизацией можно отнести:

Кроме ОКВЭД для статистики товаров и услуг, а также деятельности по их производству используются:

ОКУН – общероссийский классификатор услуг населению

ОКП – общероссийский классификатор продукции

ОКДП - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

ОКОНХ - Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства

Данное ранее различие между продуктами и услугами проведено по принципу наличия материально-вещественной формы объекта. Это очень удобно для однозначного толкования налоговых последствий того или иного вида деятельности. Однако с точки зрения организации производственных процессов все выглядит несколько сложнее и необходимо провести другую границу, менее четкую, но позволяющую в дальнейшем изучать различия методов организации производства продуктов и услуг. В этом случае приоритетным будет являться ориентация на потребителя. Если Ваш товар предназначен для группы потребителей (среднестатистического потребителя) – это продукт, а если Вы ориентируетесь на требования конкретного потребителя, изменяя свой товар в соответствии с его пожеланиями, то это уже можно считать услугой. Например, изготовление предметов на заказ (одежды, обуви, мебели и т.п.) скорее целесообразно считать услугой, если они изготавливаются в единичном экземпляре исключительно по пожеланию клиента. Если же идет массовое изготовление стандартных блоков, из которых по пожеланию клиента формируется его заказ, то это скорее продукт, сопровождаемый дополнительной услугой по подбору комплекта из набора стандартных деталей. Сегодня на потребительском рынке очень мало классических продуктов или классических услуг. Очень часто вам предлагается комплексный товар – продукт, который дополняется услугой, например, при приобретении стиральной машины (продукта) вам одновременно обеспечивают доставку, подключение, обучение ее использованию (услуги).

При таком делении услуги могут иметь материальное воплощение, т.е. они могут быть материальными и нематериальными. Поэтому определение услуги для целей изучения Экономики услуг будет выглядеть несколько иначе:

Услуга - это полезное действие той или иной потребительской стоимости, она выступает с одной стороны как действие, с другой стороны как результат трудовой деятельности в виде полезного эффекта труда, который может воплощаться как в товарах, так и в нематериальной форме.

В данном определении необходимо выделять следующие существенные качества услуги:

- «полезное действие» - это означает, что услуга является деятельностью, полезной для потребителя;

- клиент согласен платить за это «полезное действие», т.е. оно имеет для него «потребительскую стоимость»;

- для клиента важны две составляющие услуги – и «результат действия» и «само действие», например, когда клиент посещает ресторан, то ему важно не только то, что попало к нему в желудок, но и то, как его обслужили;

- результат действия может иметь или не иметь материального воплощения, например, услугой будет считаться и пошив платья на заказ (материальный результат) и получение эмоционального заряда от посещения концерта (нематериальный результат).

Нематериальные услуги отличаются от материального производства функциональным назначением. Здесь не осуществляется обмен веществ между человеком и природой в целях приспособления для удовлетворения его потребностей, а имеет место воздействие на человека и условия его существования. Нематериальные услуги не имеют вещественной формы и могут потребляться только в момент их производства. Это в чистом виде услуга, как удовлетворение потребности. Особенностью услуги является ее неосязаемость, что делает неосязаемым и полезный эффект сервисной деятельности. Материальные услуги - это услуги, направленные на продолжение процесса производства в сфере обращения, транспортировку, хранение продукции, услуги по восстановлению первоначальной стоимости продукции материального производства и по производству новых потребительских стоимостей. Непосредственно полезный эффект проявляется в степени удовлетворения услугой, соответствующей потребности услуга она удовлетворяет определенные потребности личности, но эти потребности связаны с пользование неким товаром. Поэтому данному виду услуг присуща двойственность, она находится на границе между товаром в чистом виде и услугой в чистом виде.

Рассмотрим принципиальные различия между продуктом и классической нематериальной услугой (Таблица 1) и выявим как они влияют на особенности работы предприятий, их производящих.

Таблица 1. - Основные различия продуктов и услуг

Продукт Услуга (нематериальная)
Осязаемость Материализация в вещи Возможность накопления Производство и распределение отделены от потребления Потребитель не участвует в производстве В момент покупки осуществляется передача прав собственности на товар Неосязаемость Процесс, деятельность, Невозможность накопления Производство и потребление осуществляются одновременно Потребитель участвует в производственном процессе В момент покупки не происходит передачи прав собственности

Представленные в таблице свойства услуги нельзя абсолютизировать, они могут быть присущи ей в большей или меньшей степени, т.е. быть в определенном диапазоне. Услуги создаются как материальным, так и нематериальным производством. Как вид товара услуги материального и нематериального производства существенно различаются.

Неосязаемость полезного эффекта и его неотделимость от процесса трудовой деятельности производителя услуг осложняет потребительский выбор, так как потребитель заранее не может знать о потребительских свойствах полезного эффекта услуги. Потребитель таких "чистых" услуг может только косвенно оценить их по аналогии, на основе мнения других потребителей с помощью рекламного образа и вещественной атрибутики, фирменного знака и т.п. Но существует немало услуг, осязание которых сопровождается присутствием материально-вещественных объектов или происходит с помощью таких объектов. Кроме того, услуги могут получить материальную форму и существовать самостоятельно. Например, услуги могут материализоваться в изготовлении по заказам швейных и трикотажных изделий, обуви, мебели, а также в видео или аудио кассетах, скульптурах, картинах и т.д. Но в этом случае материальный субстрат (качество исходного материала) играет, как правило, не доминирующую роль. Полезный эффект будет определяться главным образом качеством дизайна, содержанием художественного образа. Главное – удовлетворение определенных личных потребностей.

С неосязаемостью услуги тесно связана невозможность ее хранения и накопления. Услуга представляет собой не вещь, а процесс, деятельность. При этом производство и потребление часто происходят одновременно во времени и пространстве. Материальные услуги имеют связь с некоторой вещественной формой, таким образом, очень жесткая связь, присущая нематериальным услугам, между производителем и потребителем, несколько разорвана в пространстве и времени. Время производства и время потребления для материальных услуг совпадают не полностью, а значит, их можно складировать и транспортировать, однако произвести заранее и хранить до заказа клиентом невозможно, так как неизвестно – что именно закажет клиент.

Неосязаемость, невозможность хранения услуг, одновременность их производства и потребления увеличивает степень риска в сфере услуг. Здесь в большей степени, чем в материальном производстве, необходимо учитывать фактор времени (сезонные спады в спросе на услуги, пиковые периоды спроса в течение суток), поэтому велика роль планирования мощностей (пропускной способности сферы услуг). Невозможность хранить и накапливать услуги оборачивается возможностью образования очередей и увеличением времени ожидания, появления феномена утомляемости от стояния в очередях. В связи с этим возникнет необходимость применения особых мер по согласованию спроса и предложения услуг – широкая практика предварительных заказов, дифференциация цен на услуги в зависимости от сезонности и пиковых перепадов в спросе на услуги, массовое привлечение временных работников на условиях работы неполный рабочий день, совместителей и т.п.

Невозможность хранения услуг придает особый характер их мобильности. Они более локализованы и рассредоточены. Товары, по сравнению с услугами имеют преимущества в транспортировке и хранении, а следовательно их можно производить достаточно далеко от места потребления. Производство услуги возможно лишь при условии, что или производитель идет навстречу потребителю (уборка дома, строительство дома и т.п.) или потребитель идет к производителю (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.). Существование многих услуг в виде деятельности и одновременность производства и потребления превращает отрасль в сферу личных контактов потребителей и производителей, что требует рассредоточения и приближения к потребителю мест такого контакта.

Для повышения качества и эффективности работы сферы услуг первостепенное значение имеет как роль производителя, так и роль потребителя, участвующего в процессе производства услуги и влияющего на его результат. С одной стороны, с повышением технической оснащенности, усложнением ассортимента услуг и индивидуализацией запросов на услуги возрастают требования к общей культуре, профессионализму и умению работников сервисной службы к их личным качествам. В сервисной деятельности производитель имеет непосредственное отношение с потребителем услуг и здесь обращается особое внимание не только на профессионально-техническую, но и на социально-технологическую сторону квалификации. С другой стороны, в сфере услуг в отличие от материального производства потребитель непосредственно участвует в производстве услуг. В ряде случаев (например, с применением самообслуживания), участие потребителя в производстве услуг может рассматриваться как дополнительный производственный ресурс. Личностно-потребительская ориентация услуг усиливает тенденцию к разнообразию и индивидуализации услуг. Субъективность восприятия потребителем услуг состоит как в сложившемся ранее представлении и рекламном образе данной услуги, так и в накопившемся опыте удовлетворения от потребления этой услуги в конкретной ситуации. Качественные параметры услуг зависят от уровня культуры потребителя и от системы ценностной ориентации, которым он руководствуется. На уровень удовлетворенности сервисным обслуживанием потребителя влияет субъективная оценка материальных условий (техника и технология) и самого процесса оказания услуги, в том числе вид и поведение работников сервисных служб, их отношение к работе, манера выполнения ими работы, соотношение обслуживания и самообслуживания, характер взаимоотношений с другими потребителями в процессе обслуживания.

Исходя из всего сказанного выше, предприятия сферы услуг:

– должны размещаться в местах с хорошим доступом и большой проходимостью потенциальных клиентов;

– работать в режиме, удобном клиенту;

– привлекать сотрудников на сезонные или временные работы, использовать разорванный рабочий день для сокращения очередей в пиковые интервалы времени;

– из-за сложностей в автоматизации и специализации, связанных с разнообразием потребностей клиентов, должны иметь достаточное количество высококвалифицированных сотрудников;

– для обеспечения удовлетворенности клиентов должны обучать персонал психологии и методам эффективной коммуникации;

– для снижения риска клиента в получении услуги, не соответствующей его запросам, необходимо внедрять систему «стандартов обслуживания».

 

Сфера услуг. Ее классификация.

Экономика страны — это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства.

Отрасль представляет часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов. Понятие "отрасль народного хозяйства" может иметь три значения:

– "чистая" отрасль — совокупность всех производств одного вида продукта — монопродукта (уголь, нефть, газ);

– хозяйственная отрасль — предприятия, на которых производство отраслевого продукта составляет большую, превалирующую часть их выпуска;

– административная отрасль — совокупность предприятий, находящихся в ведении одного министерства (или иного административного органа)

В СССР для выделения отраслей использовался административный критерий. После перестройки и перехода большинства организаций в частную собственность стали использовать критерий «хозяйственной отрасли», основой которой являлся Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ)». Однако связи с тем, что большое число предприятий в силу экономической нестабильности объединяло в своем составе подразделения с разнообразными видами деятельности, имеющими существенные сезонные колебания в объемах продаж, часто случалось так, что 1 квартале преобладающим являлся один вид деятельности, а во 2 - уже другой. Соответственно весь объем продаж данного предприятия по всем видам деятельности в 1 квартале относился к одной отрасли, а во втором – уже к другой. Это не давало возможности проводить достоверный сравнительный анализ развития отраслей, поэтому в настоящее время используется принцип «чистой отрасли», согласно которому каждый вид деятельности данной многопрофильной организации относится к разным отраслям, а учет развития отраслей ведется в соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)».

Он обеспечивает группировку предприятий и организаций по отраслям с целью обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также увязки плановых и отчетных показателей, характеризующих развитие экономики страны.

С точки зрения экономической теории, отрасль - это объединение производителей товаров, являющихся близкими субститутами и предлагаемых на единичном рынке. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в п. 2.3.

Отрасли, как и любые другие системы, имеют свой жизненный цикл. Рождение новых отраслей, как правило, связано с появлением новых технологий, изменением технологических укладов. Обычно выделяют четыре этапа жизненного цикла:

1. Этап первоначальной разработки. Он начинается с момента вывода на рынок продукта новой отрасли нового вида товара или нового вида услуги. Выведение товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. Медленный рост может объясняться задержками в создании производственных мощностей, техническими проблемами, задержками с доведением товара до потребителей, нежеланием большинства потенциальных клиентов идти на риск и отказываться от привычных схем поведения. На этом этапе отрасль нова, в ней действует небольшое количество предприятий или даже одно предприятие, риски инвесторов велики, но в случае удачи возможен стремительный рост производства.

2. Этап стремительного расширения. Если продукт новой отрасли удовлетворяет интересы рынка, производство и сбыт начнут стремительно расти независимо от общей экономической конъюнктуры. У предприятий отрасли появляется прибыль, но производство расширяется и требует инвестиций. Товары новой отрасли начинают покупать обычные потребители, если они слышали о товаре благоприятные отзывы. В отрасли могут появляться новые предприятия — конкуренты, отрасль становится привлекательна для инвесторов, несмотря на общее положение в экономике, она поглощает большой объем инвестиционных ресурсов за счет других отраслей.

3. Этап зрелого роста. В какой-то момент темпы роста сбыта товаров отрасли замедляются, наступает этап зрелости, производство приносит прибыль и не требует инвестиций. Этот этап нередко длиннее предыдущих этапов. Замедление темпов роста сбыта может вести к обострению конкуренции и снижению цен. Прибыль снижается, наиболее слабые конкуренты начинают вы бывать из борьбы. Предприятиям отрасли нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и других средств воздействия на рынок. На этом этапе проявляется долгосрочный характер отрасли — будет ли она «оборонительной», как, например, пищевая, швейная промышленность, или «циклической», как автомобилестроение и тяжелое машиностроение.

4. Этап стабильности или упадка. В конце концов, сбыт товаров отрасли пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, что характерно для модных товаров, для шоу-бизнеса. Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет. Падение сбыта объясняется достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции. Производство товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться убыточным — спрос на продукцию снижается, капиталы и инвесторы начинают покидать эту отрасль.

Сферы экономики – объединение отраслей в более крупные группы по какому-либо классификационному признаку

К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. К ней относят, например: промышленность; сельское, лесное, рыбное хозяйство; транспорт и связь; и т.п.

Виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности, где производится духовный, интеллектуальный, информационный продукт. К ней отнесены: жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, органы государственного управления (министерства, комитеты и ведомства независимо от источников финансирования затрат на их содержание) и т.п.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление

Сфера услуг - совокупность отраслей, предприятий, организаций, оказывающих услуги

Сектор экономики - совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели функции и поведение, крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях.

В системе национальных счетов выделяют: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор. По формам хозяйствования различают: частный, государственный и другие сектора экономики. По виду производимой продукции различают:

– первичный сектор экономики - отрасли, производящие различные виды сырья: сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и др.;

– вторичный сектор экономики - отрасли, включающие обрабатывающую промышленность, строительство и пр.;

– третичный сектор экономики – отрасли, оказывающие все виды услуг, например услуги транспортных, финансовых, страховых компаний и лиц свободных профессий.

Инфраструктура народного хозяйства - это совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:

– производственная инфраструктура, обслуживающая материальное производство (транспортная - строительство и эксплуатация дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическая – обеспечение энергией и теплом; информационная – обеспечение доступа к информации, ее создание и хранение; жилищно-коммунальная - водоснабжение, канализация и т. п.);

– непроизводственная (или социальная) инфраструктура, которая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, образование, здравоохранение, культура и др.).

Исходя из вышесказанного, деятельность по оказанию услуг можно отнести к различным отраслям, входящим в сферу услуг, которая является третичным сектором экономики, относятся к социальной инфраструктуре и могут являться часть сферы материального или нематериального производства.

Существует историческая общность в развитии отраслей непроизводственной сферы. Первоначально непроизводственные функции были включены в материальную деятельность людей и долгое время занимали незначительный удельный вес в обществе. И только с течением времени в результате роста производительности общественного труда и развития социальных и культурных потребностей людей произошло обособление многих непроизводственных функций от непосредственного производителя и превращение их в отдельные отрасли. Появление и развитие отраслей непроизводственной сферы, будучи закономерным этапом общественного разделения труда, в свою очередь оказывает усиливающее воздействие на эконо­мический рост экономики страны. Благодаря специализации обособившихся от материального производства непроизводственных функций и образованию соответствующих отраслей, достигается существенная экономия и обеспечивается дальнейший рост производительности общественного труда. Это происходит из-за воздействия на главную производительную силу - людей. Влияние непроизводственной сферы многогранно: развиваются способности людей к труду через повышение их образовательного и культурно-технического уровня, сокращаются заболеваемость, улучшаются социально-бытовые и жилищные условия, что способствует увеличению свободного времени и количественно и качественно лучшему отдыху трудящихся. Все это незамедлительно сказывается на результатах их производственной деятельности.

Параллельно развитие разделения труда выделило производство потребительских благ и производство услуг. Деятельность по обслуживанию всего общества в целом, не ориентируясь на индивидуальные потребности того или иного субъекта – это не услуга. Государственное управление, милиция, суд – это общественные блага. Производство услуг является специфической формой общественного продукта, направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей в виде обмена трудовой деятельностью. Все виды деятельности по оказанию услуг составляют сферу услуг. Услуги могут оказываться как отдельным гражданам, так и организациям. Организация процесса их обслуживания осуществляется по-разному. Поэтому выделяют сферу сервиса - совокупность всех видов деятельности по оказанию услуг населению.

В западной литературе общественные блага часто относят к услугам, т.к. они считают, что деятельность данных служб обязана удовлетворять потребности граждан в организации их жизни, безопасности и т.п. Возможно, и мы когда-либо примем эту точку зрения.

В зависимости от поставленных задач и целей, а также от используемых принципов и критериев, классификации могут быть разные. В статистической практике многих стран мира и в международной статистической отраслевой классификации принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания двух подходов: производственно-технического и функционального, специализированного. Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности сервисных отраслей как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный, специализированный подход реализует разную профильную направленность – от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами, до обслуживания личности.

По этому принципу к сфере услуг принято относить:

- торговлю;

- услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания, и т.д.);

- транспорт;

- связь и информационное обслуживание;

- услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;

- услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие);

- образование культура и искусство;

- наука и научное обслуживание;

- здравоохранение, включая физкультуру и спорт;

- услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (поддержание и ремонт жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);

- услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т.п.);

- услуги государственного управления.

Соответственно в сферу сервиса мы будем относить эти же виды услуг, только оказываемые населению. Состав услуг в настоящее время существенным образом расширяется, происходит их структурная перестройка.

В настоящее время в экономической литературе и в России и за рубежом применяются различные новые критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью.

Укрупненная функциональная классификация по секторам деятельности, на которые направлены услуги, выглядит следующим образом:

– услуги, ориентированные на производство (техническое обслуживание производственного оборудования, снабжение, хранение товара, ремонт транспортных коммуникаций и т.п.);

– услуги, ориентированные на общество (услуги по поддержанию безопасности, регулированию экономики и социальных процессов и т.п.);

– услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (поддержание в нормальном состоянии жилья и предметов длительного пользования, находящихся в нем, коммунальные услуги, досуг);

– услуги личностного характера (парикмахерские, фотоателье, непроизводственные бытовые услуги).

Однако многие услуги при такой классификации имеют двойственность, т.к. одна и та же услуга может быть ориентирована, например, и на обслуживание производства и на частных лиц. Многие услуги имеют комплексный характер. Например, услуги гостиниц – это не только предоставление жилья, но и услуги по питанию, бытовому обслуживанию, организации досуга клиентов. Их сложно отнести к определенной подгруппе, какая бы классификация не использовалась.

Особое значение на современном этапе занимает классификация на платные, не платные и смешанные услуги. Эта классификация основывается на принятом делении экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики. Подробнее об этом будет рассказано в разделе 2.

Для классификации услуг населению служит ОКУН – общесоюзный классификатор услуг для населения; Услуги как вид деятельности также отражены в ОКВЭД – общесоюзном классификаторе видов экономической деятельности, где они как правило объединены в одну группу с соответствующим им видом производственной деятельности.

Понятие «Сфера сервиса» до сих пор не имеет единого толкования. Чаще всего «Сфера услуг» и «Сфера сервиса» воспринимаются как идентичные понятия, ведь «услуга» по-английски – «service». Однако существует мнение, что «Сфера сервиса – это сфера оказание услуг населению», т.е. только обслуживание частных лиц. Если рассматривать ее с этой точки зрения, то в соответствии с Общесоюзным классификатором услуг населению выделяют: 01. Бытовые услуги; 02. Услуги пассажирского транспорта; 03. Услуги связи; 04. Жилищно-коммунальные услуги; 05. Услуги учреждений культуры; 06. Туристские и экскурсионные услуги; 07. Услуги физической культуры и спорта; 08. Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги; 09. Услуги правового характера; 10. Услуги банков; 11. Услуги в системе образования; 12. Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 80. Прочие услуги населению.

Однако в настоящее время разделить обслуживание частных лиц и организаций практически не представляется возможным, так как, например классическая бытовая услуга по уборке квартир или мытью окон активно заказывается и организациями, а деловой услугой по подбору персонала пользуются и частные лица и т.п. С точки зрения технологий обслуживания или системы расчета – разница также постепенно стирается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.