Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и отличительные признаки корпораций. 2 страница




Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

 

Наиболее существенный признак различия между публичными и частными финансами заключается в том, что перед общественными финансами и финансами частного сектора стоят разные цели. Главная цель частного сектора — получение прибыли, то есть максимально возможное увеличение меновой стоимости капитала путем воспроизводства и/или спекуляции. В свою очередь, цель общественных финансов — распределение и перераспределение общественных благ, потребляемых на общенациональном и региональном уровнях (подробнее о целевых функциях. Кроме того, для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование чётко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.

 

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

 

публичные финансы

корпоративные финансы

личные финансы

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

 

Финансовые научные (учебные) дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

 

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

 

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

 

4.Формирование и направления использования доходов и денежных фондов корпораций.

 

Финансы предприятий – совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Они являются исходным звеном всей финансовой системы, ибо функционируют непосредственно в сфере материального производства, где создаются источники финансовых ресурсов, совокупный общественный продукт и национальный доход. Многообразие денежных отношений, образования и использования целой системы фондов в процессе кругооборота средств создает сложную совокупность взаимоотношений предприятия с поставщиками – приобретение материальных ценностей, услуг, необходимых для его деятельности; подрядчиками – оплата строительно-монтажных, ремонтных и других работ; с покупателями – при реализации товаров и оказании услуг; с бюджетом – по налогам, отчислениям, платежам и ассигнованиям; с банком – по кредитам, хранению денежных средств, выполнению расчетных операций; с рабочими и служащими – по оплате труда и другим расчетам.

Основными источниками организации в приобретении имущества и финансировании процесса производства являются средства собственников, аккумулированные в форме уставного капитала, других видов капиталов, образуемых организацией в установленном порядке, а также прибыль, оставленная участниками на расширение производства, - так называемые собственные средства предприятия. Наряду с этими средствами предприятие использует для финансирования своей деятельности средства, заимствованные в банках и у других юридических и физических лиц, - это заемные средства.

Для лиц участие в уставном капитале предприятия отличается в экономическом плане от предоставления займов тем, что участники в деятельности организации имеют право, в частности, на вознаграждение за участие – в форме определенной доле заработанной прибыли, оставшейся у организации после расчетов с бюджетом. Размер этой доли дохода зависит от величины чистой прибыли.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспеченье хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

Денежные фонды предприятия можно разбить на 4 группы:

1. Фонды собственных средств:

. уставный капитал;

. добавочный капитал;

. резервный капитал;

. инвестиционный фонд;

. валютный фонд;

. прочие.

2. Фонды привлеченных средств:

. фонд потребления;

. расчеты по дивидендам;

. доходы будущих периодов;

. резервы предстоящих расходов и платежей.

3. Фонды заемных средств:

. кредиты банков;

. факторинг;

. лизинг;

. прочие.

4. Оперативные денежные фонды:

. для выплаты заработной платы;

. для выплаты дивидендов;

. для платеже в бюджет;

. прочие.

Первая группа денежных фондов предприятия – это фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его деятельности, т.к. требования по их объему и организации достаточно однозначны.

Капитал представляет собой разницу между активами и обязательствами предприятия. Капиталу любого предприятия присущи, по крайней мере, две особенности. Во-первых, он всегда выступает в роли источника активов хозяйственной единицы, а, следовательно, неосязаем (его нельзя потрогать руками). Во-вторых, капитал отнюдь не является синонимом понятия
«собственные средства», в его состав входят только те собственные средства, которые изменяют свою форму (из денежной переходят в материальную и наоборот), а не расходуются предприятием безвозвратно.

Уставный капитал – это сумма вкладов первоначально инвестированных собственниками в имущество предприятия для обеспечения его уставной деятельности. Его размер всегда четко определен в учредительных документах предприятия. Уставный капитал является основой всей деятельности любого предприятия, имеет важное экономическое значение.

Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц.
Наличие такого источника предает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств.

В отличие от резервного понятие добавочного капитала гражданским законодательством не определено. Понятие добавочного капитала раскрывается нормативными документами по бухгалтерскому учету. Добавочный капитал является одним из источников собственных средств организации. Он образуется в процессе хозяйственной деятельности предприятия в результате прироста стоимости активов предприятия, а также в результате присоединения к активам безвозмездно полученного имущества производственного назначения. Добавочный капитал включает в себя капитал переоценки, эмиссионный доход, капитал накопления. Капитал переоценки – прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решениям правительства. Эмиссионный доход – полученные денежные средства и имущество в сумме повышения их величины над стоимостью переданных акций. Капитал накопления – прирост активов в результате инвестиционной деятельности организации, профинансированной за счет прибыли.

Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются:

1) Амортизационный фонд, предназначенный для простого производства основных фондов;

2) Фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства. Эта часть дохода, используемая на прирост производственных и непроизводственных основных фондов, а также для создания страховых запасов и резервов.

3) Заемные и привлеченные источники.

Роль этого фонда очевидна. Истина в этом случае такова: предприятие должно иметь возможность и обязано за счет собственной прибыли и других источников обеспечить прирост оборотных средств и финансирование капитальных вложений. Это должно всегда учитываться предприятием при распределении чистой прибыли и решении вопроса о том, какая часть ее должна быть направлена на выплату дивидендов и на развитие производства.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и для импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого значения. Он выделяется постольку, поскольку операции в валютой имеют свои особенности. В этих целях предприятием в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального Банка, для проведения валютных операций открываются валютные счета.

Вторая группа денежных фондов – это фонды привлеченных средств. Они имеют двойственных характер. С одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой – они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления). Подтверждает их двойственность то, что, во-первых, в балансе предприятия они находятся в пятом разделе пассива, то есть среди краткосрочных обязательств, а во-вторых, при некоторых расчетах они исключаются из обязательств предприятия.

Фонд потребления денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли предприятия, представляющий собой совокупность прямых и косвенных выплат работникам предприятия независимо от их организационно-правовой формы собственности. По профессора М.Г. Лапусты, фонд потребления предназначен для выплаты дивидендов, для уплаты в ряде случаев штрафов, пени, за нарушения по вине предприятия. Начисление оплаты труда работников автор выделяет в отдельный оперативный фонд. А по мнению С.В. Рыжикова, В.Г.
Золотогорова и В.С. Рыжикова, фонд оплаты труда входит в состав фонда потребления.

Третья группа денежных фондов предприятия – это фонды заемных средств. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходиться без заемных средств. Многообразие фондов дает возможность использовать их в различных ситуациях. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства.
Заемные средства – часть оборотных средств, полученных предприятием в порядке краткосрочного банковского кредита. Их наличие обуславлива6ется тем, что собственные средства покрывают лишь минимальную потребность предприятия, необходимую для нормального осуществления его деятельности.
Дополнительная потребность, возникающая в связи с перевыполнением плана производства, задержкой в отправке готовой продукции, неравномерностью хода производства или поставок сырья, носит временный характер и может покрываться краткосрочными кредитами банков. Кредит – ссуда в денежной или натуральной форме, предоставляемая одним юридическим или физическим лицом – кредитору, другому лицу – заемщику.

К заемным средствам кроме кредитов относят лизинг. Лизинг – пользование юридическим или физическим лицом не принадлежащими ему средствами труда вместо приобретения их в свою собственность; одна из форм кредитования товаров длительного пользования.

Факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Оперативные денежные фонды предприятия, образующие четвертую группу денежных фондов, создаются им периодически. Эти фонды денежных средств могут создаваться на всех предприятиях. К ним относят фонд оплаты труда, фонд для платежей в бюджет, фонд для освоения новой техники, отчислений вышестоящей организации.

Павлова Л.Н. выделяет еще один фонд – фонд возмещения, обеспечивающий покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Сюда входят арендная плата и амортизационные отчисления. С точки зрения профессора
Лапусты М.Г., фонд возмещения входит в состав инвестиционного фонда.

Таким образом, несмотря на противоречия мнений, все авторы и экономисты выделяют основные фонды денежных средств: уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды потребления и накопления, фонд заемных средств. А предприятия в процессе своей деятельности могут создавать и другие денежные фонды для финансирования различных операций.

 

5.Государственное регулирование финансовых отношений корпораций.

Цели государственного регулирования финансов.

Основная цель – обеспечить доверие к денежным знакам, содействовать доверию ценным бумагам[1].

Второстепенные цели. Не допустить насилия и обмана при проведении финансовых операций. Ограничить чрезмерные финансовые потребности и "хотения" как отдельных граждан[2], так и целых групп и слоев населения. Обеспечить финансовыми методами несколько большее перераспределение товаров и услуг в пользу нуждающихся. Обеспечить достижение коллективных интересов общества. Не допустить негативной зависимости финансовой сферы страны от иностранного капитала.

 

Кем осуществляется государственное регулирование финансов.

Практически все органы власти и их структурные и региональные подразделения так или иначе участвуют в государственном регулировании финансов. Однако ряд органов власти занимаются этим исключительно на профессиональной основе, к их числу в России относятся:

§ Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.

§ Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы.

§ Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.

§ Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов.

§ Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам.

Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога "у источника", или осуществление банками валютного контроля.

 

Что подлежит государственному регулированию финансов.

Денежные фонды, обязательства, влияние на финансы третьих лиц[3], а также эмиссия денежных знаков и денежное обращение, эмиссия и оборот ценных бумаг.

 

Как осуществляется государственное регулирование финансов.

Путем регламентации финансовой деятельности. Регламентация в принципе допустима, поскольку финансы – большей частью объективные взаимоотношения и вследствие этого хорошо поддаются упорядочению.

Рассмотрим пример. В древности, когда люди передвигались исключительно пешком в регулировании движения не было никакой необходимости, да это было и невозможно. Потом, когда человек, примерно шесть тысяч лет назад оседлал лошадь, начали складываться первые транспортные потоки, по которым в последствии были проложены дороги, и одновременно появилась потребность в небольшом регулировании (кто едет, куда, зачем, а уплатил ли пошлину?), а также возможность это регулирование осуществлять, поскольку всадники ездили не только по полям-лесам, где им вздумается, но и по дорогам, где они тут же становились подконтрольны регулирующим органам. Наконец с появлением автомобилей и строительством дорог, подавляющее большинство перевозок стало осуществляться по дорогам, а поскольку машина с них съехать, чаще всего не может, водители попали под полный контроль регулирующих органов в лице ГИБДД-ГАИ.

Аналогично формировалось государственное регулирование финансов. С повышением интенсивности финансовых взаимоотношений, в обществе складывались финансовые потоки, которые в целях облегчения расчетов переводились в безналичное обращение. Потребность в безналичном обращении стимулировала создание новых видов бизнеса. Так, постепенно образовались институты, обслуживающие финансовые потоки, в том числе в банковской сфере, страховании, на фондовом рынке.

Но как только финансовые взаимоотношения двух лиц передавались, полностью или частично, на оформление третьему (банку, реестродержателю, …), они автоматически становились доступными для регулирования.

Таким образом, можно констатировать, что с ростом интенсивности финансовых отношений возможность госрегулирования финансов только растет.

Государственное регулирование финансов заключается в основном в стимулировании возникновения вот этих самых "третьих лиц" и формировании правил их поведения. Для этого вводятся единообразные правила учета финансов и финансовые нормативы как для всех вновь учреждаемых компаний, так и отдельные – для банков, инвестиционных компаний и пр., предусматривается лицензирование отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг, в области страховой и банковской деятельности.

Основой для государственного регулирования финансами служит финансовая отчетность, в том числе бухгалтерская, статистическая и налоговая.

Особой формой сбора информации и даже регулирования служит так называемое "раскрытие информации" – процедура, согласно которой субъекты общества обязаны раскрывать общественности принципиальные моменты своей деятельности, в первую очередь в области финансов. Чем меньше у компании секретов, тем большего доверия она заслуживает.

Кроме того, госрегулирование может и должно стимулировать формирование этических норм в бизнесе и финансах – это всевозможные кодексы чести, принимаемые предпринимателями на добровольной основе.

 

Государственное регулирование финансов осуществляется, в основном, путем принятия законодательных и нормативных актов. Кроме того, возможно воздействие на финансовые потоки через устные (экспертные, официальные, неофициальные) высказывания высших должностных лиц.

Основные органы власти, осуществляющие оперативное и краткосрочное регулирование финансов, а также основные методы регулирования:

§ Правительство страны – получение или предоставление межгосударственных займов, определение таможенных пошлин и акцизов, формирование межбюджетной политики.

§ Министерство финансов – эмиссия государственных ценных бумаг, установление процентных ставок по госценным бумагам, разрешение эмиссий ценных бумаг субъектов федерации и муниципалитетов, установление обязательных финансовых нормативов для подведомственных компаний (страховых, пенсионных, аудиторских), принятие решений о выделении финансирования из бюджета, размещение госзаказа, формирование финансовых резервов государства.

§ Центральный Банк – эмиссия денежных знаков, регулирование денежной базы и денежной массы, определение ставки рефинансирования, формирование золотовалютных запасов государства, определение обменного курса национальной валюты; эмиссия собственных ценных бумаг, кредитование коммерческих банков, размещение депозитов комбанков, установление обязательных нормативов для комбанков, введение ограничений на вывоз капитала.

§ Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – приостановление торгов на биржах, установление обязательных нормативов для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.