КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основания, ресурсы и типы легитимности политической власти
Способность субъекта политической власти влиять на объект властвования связана с наличием у субъекта оснований и ресурсов власти. Под основаниями власти понимают социально-экономическую, правовую и культурно-информационную базу, на которую опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти - это те средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. По сферам жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти: социальные, экономические, правовые, административно-силовые и культурно-информационные. Социальные основания политической власти включают те социальные группы и слои, на которые она опирается. Экономические основания власти включают природные ресурсы и материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления. Правовые основания власти включают конституционные и правовые акты, на которых она сформирована и опирается в своей практической деятельности. Административно-силовые основания, власти включают структуры законодательный, исполнительной и судебной власти, а также органы безопасности, разведки, органы внутренних дел и прокуратуры. Культурно-информационные основания власти включают духовные ценности, знания, информацию об одобряемых (или запрещенных) властью нормах и образцах политического поведения, политического участия и политического действия. Ресурсы власти, как инструмент политических технологий в руках власти используются ею не только для укрепления самой себя, но и для модернизации тех оснований, на которых она держится. Например, поощрительными ресурсами (повышение доходов, повышение гарантий в получении материальных и социальных благ) власть может расширять свою социальную базу. Принудительными ресурсами (угрозой применения санкцией) власть может предотвратить опасные для нее формы несанкционированного политического поведения и действия. Принуждение осуществляется властью, как правило, не прямо, а опосредованно. Навязывание политических ценностей осуществляется всей системой жизнедеятельности людей. Образ жизни народа, обусловленный социально-экономическими и культурными особенностями страны, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходиться жить. Ценности вносятся в массовое сознание путем поддержания указательно-повелительной атмосферы, общего добровольно-принудительного выбора одного из двух путей их жизни. Это – либо следовать установленным каналам ценностного поведения с соответствующим уровнем благосостояния, жизненного стандарта и образа жизни, либо не принять официальные ценности и лишиться благополучия. Иными словами, навязывание ценностей совершается не прямо (принуждение – ценность), а косвенно (принуждение – интерес – ценность). Главный результат ресурса властного принуждения состоит в том, что человек, испытывая страх за свою и близких ему людей жизнь, здоровье, имущество, благосостояние, социальное положение вынужден вести себя не так, как он хотел бы, будь на то его воля. Принуждение может быть физическим, направленным на повреждение тела, психологическим, направленным на повреждение психологической конституции человека, морально-идеологическим, направленным на достижение желаемого поведения вопреки моральным внутренним установкам. Следует отметить, что грани, отделяющие один тип ресурса власти от другого, весьма относительны. Так, страх может возникнуть не только и не столько под влиянием насилия и принуждения, сколько под влиянием убеждения и информации. Известно, что к убеждению психологически предрасположена значительная часть общества. И власть всегда это учитывает и использует. Направленность и эффективность убеждения зависит от характера и качества информационного потока, а также и от традиций, сложившихся в обществе. Убеждение формируются аргументами и нагнетанием страхов, происхождением и личными качествами носителей власти. Важнейшим средством убеждения являются средства массовой информации. Справедливо утверждение: тот, кто владеет СМИ, тот и использует ресурсы убеждения в собственных интересах. В мире и в стране идет мощная информационная война между различными политическими силами, каждая из которых стремится подчинить общество своему влиянию. В эпоху технизации и компьютеризации знание и информация становятся мощным ресурсом власти. В то время как информационная ограниченность становиться причиной зависимости и подчиненности. При использовании ресурсов власти должно учитываться «качество» объекта власти. При правильном учете этого фактора эффективность применяемых ресурсов многократно возрастает. Например, национальные и религиозные чувства, гнет и ненависть, зависть, восторг, негодование не являются самостоятельным ресурсом власти, но всегда выступают мощным дополнительным фактором воздействия на политическую жизнь в нужном власти направлении. Вспомним коллективизацию в СССР. Сталин, используя чувства неприязни беднейшего крестьянства к кулакам (предприимчивой и умело хозяйствующий части крестьянства), осуществил свою политическую волю, направленную на раскулачивание и искусственное создание колхозов. Каждый тип ресурсов политической власти имеет свои условия реализации и пределы эффективности, свои наиболее удобные объекты воздействия, свое время использования. Все виды ресурсов власти вместе и каждый в отдельности используются для обоснования легитимности власти. Что же такое легитимность и каковы типы легитимности власти? Легитимность означает общественное признание и оправдание политики, власти, ее структур, целей, средств, методов, действий, решений и т.д. Легитимность политического института или явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Поэтому легитимность, нельзя отождествлять с легальностью, т.е. с законностью. Легитимность свидетельствует о добровольном повиновении граждан власти, о согласии их исполнять ее политическую волю и об активном политическом участии граждан без принуждения в политических и иных акциях в поддержку своей власти. Всякая власть нуждается в легитимности, но не всякая ею пользуется или обладает. Власть, не пользующаяся поддержкой своего народа, вынуждена использовать свои ресурсы, о которых мы уже говорили, для обеспечения своей легитимности. Бывают случаи, когда даже антинародные режимы силой, насилием, принуждением, лестью, обманом, убеждением, подкупом обеспечивают себе на какое-то время легитимность, т.е. общественное признание правомерности власти. Но такие режимы недолговечны. Самой прочной является та политическая власть, которая выглядит в глазах народа авторитетной. Авторитет власти обеспечивает добровольное подчинение политическим порядкам и положительное отношение граждан к различным сторонам ее деятельность. Авторитет власти формирует у людей такое ценностно-мотивационное в подчинение этой власти, которое не требует от неё материальных благ, выгод и привилегий. Оно совершается не по расчету. Более того, оно может известное время совершаться вопреки ему. То есть, даже тогда, когда они сознают, что их интересы и потребности могут быть лишь частично удовлетворены или совсем не удовлетворены при жизни. Но в этом случае люди все равно подчиняются власти, как будто они делают это ради самих себя. Они добровольно признают за правительством право управлять, принимать любые решения, а за собой - необходимость строго выполнять его волю. Здесь подчинение выступает для людей как цель, как самоцель и совершается оно по глубокому внутреннему убеждению. В этих случаях у людей ярко проявляются чувства гордости за свою Родину, чувство единения с героями страны, лидерами и вождями, чувства самопожертвования, самоотречения, бескорыстия, верности, преданности, желание служить великим целям и идеалам, тяга к героизму и славе. Кстати, надо отметить, что авторитетной в глазах данного народа не всегда является та власть, которая служит его благу, которая действует в интересах справедливости, демократии и гуманизма. В этой связи следует вспомнить злодеяния многих диктаторских режимов ХХ века, являвшихся авторитетными в представлении большинства их граждан. Формирование убежденности людей в правомерности существующих политических институтов происходит по-разному. Известный немецкий социолог Макс Вебер выделял три типа легитимности. Традиционный. Это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследования, на признании божественного происхождения власти монарха. Традиционная легитимность поддерживается обычаями, привычками повиновения власти, верой в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. По своей мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении младших старшим. Власть традиции сильнее власти конкретного властителя. И если властитель нарушает традицию, то он рискует потерять легитимность в глазах своих подданных. Власть правящей элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отличается прочностью, хотя и тормозит введение демократических начал. Тем не менее, М. Вебер полагал, что для стабильности демократии целесообразно сохранение института наследного монарха, который будет подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. Харизматический. Он основан на вере в исключительные харизматические качества лидера, которыми он наделен всевышним. Харизматические свойства лидера не подвергаются рациональному анализу, а принимаются на веру. Сам лидер верит в свое признание, его последователи верят в лидера, поддержка лидера – это священный долг его последователей, а всякое сомнение в его харизме рассматривается как святотатство. Харизматический тип власти часто оправдывает свое предназначение в переломные эпохи. Но вскоре оказывается неэффективным, а вследствие этого относительно недолговечным по сравнению с традиционным. Дело в том, что харизматическая легитимность не имеет под собой объективной основы и базируется на эмоциональном отношении массы к лидеру, а само лидерство носит субъективный, личностный характер. Для цивилизованных стран харизматическая легитимность - уже пройденный этап. Но для стран с традиционным укладом жизни этот тип легальности весьма актуален. Для неграмотных и лишенных политического опыта масс харизматический лидер выступает зримым символом и самим орудием нового мира. Масса верит лидеру, идентифицирует себя с ним и идет за ним, совсем не задумываясь над тем, куда идет. Легальный или рационально-правовой. Он основан на вере граждан в правильности формальных правил, по которым формируется и функционирует власть. Данный тип легитимности характерен для демократических стран, где функционирует правовое государство и развитое гражданское общество, где власть формируется с участием граждан, где обеспечены права и свободы граждан, функционирует многопартийность и независимая пресса, обеспечено верховенство закона, равная ответственность власти и граждан перед законом. Надо отметить, что ни один из идеальных типов легитимности, сформулированных М. Вебером, в чистом виде на практике не встречается. В каждой стране легитимность представляет собой причудливое переплетение трех основных типов легитимности. Что касается антидемократических режимов, то для них характерна легитимность через принуждение. Как уже отмечалось, длительным принуждением можно добиться показной, внешней легитимности. Но чем сильнее и длительнее принуждение, тем сильнее и разрушительнее окажется взрыв народного негодования против власти. Это показали события середины 80-х годов в Польше, Румынии, бывших Чехословакии, ГДР и др. странах коммунистического блока. Какие же причины приводят к кризису и даже к краху политических режимов, к делегитимации политической власти? Основными причинами делегитимации являются: 1.Неспособность власти обеспечить повышение эффективности производства, чтобы приостановить процесс дальнейшего обнищания масс. 2. Циничное обогащение представителей правящей элиты перед лицом нищающей массы. 3. Наступление власти на права и свободы граждан. 4. Рост степени насилия и преступности в обществе. 5. Рост коррумпированности власти и сращивание ее с криминальными структурами. 6. Ослабление власти и ее неспособность обеспечить в стране конституционный порядок. 7. Национализм и региональный сепаратизм, проявляющийся в отвержении федеральной власти. 8. Снижение уровня боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил и утрата престижа страны на международной арене. 9. Нарастание противоречий внутри правящей элиты и противоборство разных ветвей власти. В современных условиях проблемы поддержания легитимности политической власти приобретают исключительно важную роль не только для самой власти, но и для страны и её народа. К сожалению, многие элементы делегитимации власти присущи российской власти. Реформирование власти здесь должно идти в сторону преодоления причин ее делегитимации.
Вопросы для самопроверки: 1. Определение политики как общественного явления. 2. Причины возникновения политики. 3. Назвать объекты и субъекты политики. 4. Показать сходство и различие политики и права. 5. Дать определение власти. 6. Показать отличительные черты политической власти. 7. Раскрыть структуру политической власти. 8. Охарактеризовать основания и ресурсы политической власти. 9. Раскрыть содержание понятия «легитимности политической власти». 10. Дать характеристику каждого из трёх типов легитимности власти, сформулированных М. Вебером.
Литература Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. М., 2000. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Грин Р. 48 законов власти. М., 2000. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира. М., 2000. Кожевникова Г., Михэеску Л. Российская власть в лицах: Библиографический справочник. М., 2001. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2001. Котляревский С.А. Власть и право: проблема правового государства. СПБ., 2001. Ледяев В.Г. Концептуальные основы власти. М., 2001. Россия в поисках стратегии: общество и власть. / Под ред. Г.В. Осипова и др.. М., 2000. Шайо А. Самоограничение власти: краткий курс конституционализма. М., 2001. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х годов. М., 2000.
Глава 3. Политика и власть
Политическая власть (в основе – это государственная власть) · Является центральным элементом, стержнем политической системы. · Выражается в господстве социальных групп, которые господствуют в политике. · Выражает интересы основной массы населения. · Признаком политической власти является наличие людей, профессионально занимающихся управлением.
ГЛАВА 4.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |