Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические партии и проблемы формирования партийной системы в современной России




Однопартийная система характеризуется тем, что одна партия концентрирует в своих руках политическое руководство и административно-хозяйственные функции. Она сращивается с государством, обеспечивая себе монопольное господство во всех сферах жизни общества.

Однопартийная система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов и представляет собой искусственно созданное политическое явление, когда законодательством разрешено функционирование только одной партии, а другие запрещены. Предназначение такой системы состоит в демонстрации монолитного единства партии народа, легитимности партии и режима. Такая партийная система существовала в фашистских государствах (Германии, Италии, Испании, Португалии и др.) и в бывших социалистических странах (СССР, Румынии, Албании и др.). Другим видом искусственной однопартийной системы выступает такая система, при которой наряду с правящей партией допускается функционирование других. При этом господство правящей партии закрепляется законодательно, что фактически отнимает право у других партий бороться за власть. Такие «квазимногопартийные» системы, прикрывающие многопартийностью однопартийное содержание, имели место в таких странах бывшей мировой социалистической системы как ГДР, Чехословакия, Польша, Болгария. Партийные системы такого типа функционируют в некоторых странах современного мира.

Особой разновидностью однопартийной системы является объективно сложившаяся система власти с одной партией в некоторых странах Африки (Замбия, Камерун и др.). Вследствие отсталости экономики, неразвитости социальной структуры и низкого уровня политической культуры населения в каждой из этих стран сформировалась и действует только одна партия, других нет, хотя законодательство не ограничивает право и свободу образования партий.

Двухпартийная система характеризуется тем, что при наличии в стране большого числа партий, имеющих одинаковые юридические права, только две из них ведут реальную борьбу за власть и они, не вступая в коалиции с другими партиями, попеременно сменяют друг друга у руля государства. Классическим вариантом двухпартийности принято считать партийные системы США и Великобритании. Например, в США Демократическая и Республиканская партии поочередно сменяют друг друга у власти. За период после возникновения этих партий не один независимый кандидат и не один кандидат от какой либо иной партии не стал хозяином Белого Дома, хотя такие попытки имели место во всех президентских предвыборных кампаниях. Но победа одной партии не означает игнорирования интересов той части представителей гражданского общества, которые поддерживали проигравшую на выборах партию. Дело в том, что гражданское общество неполяризовано, гомогенно, господствующие партии базируются на однотипной социальной основе и по своим коренным социальным целям практически не отличаются. Поэтому реализация своих целей той партией, которая завоевала власть, одинаково отвечает интересам и ожиданиям абсолютного большинства граждан страны. Социальной напряженности не возникает.

Многопартийная система характеризуется тем, что при наличии множества партий в стране ни одна из них не может завоевать все депутатские места в парламенте и пользоваться монопольным правом в процессе формирования законодательной и исполнительной власти. Можно выделить несколько разновидностей многопартийных систем.

Многопартийные системы с одной доминирующей партией (Япония, Швеция, Норвегия). В отличие от парламентов в двухпартийной системе, в условиях подобной системы наряду с абсолютным большинством депутатов в парламенте от доминирующей партии есть и депутаты от других партий. Доминирующая партия не вступает в коалицию с другими, но вынуждена учитывать их интересы при формировании структур власти и определении направлений внутренней и внешней политики страны. Подобная разновидность многопартийной системы обеспечивает представительство победившими на выборах партиями интересов тех социальных слоев гражданского общества, которые они представляют. Такая разновидность многопартийной системы обеспечивает социально-политическую стабильность в обществе.

Поляризованные многопартийные системы с двумя доминирующими партиями (их часто называют трехпартийными системами), ни одна из которых не может самостоятельно завоевать большинство парламентских мест и с этой целью вступает в коалицию с «третьей», менее значительной партией. Причем роль «третьей» силы выполняет не всегда одна и та же партия. Например, в ФРГ основными противоборствующими партиями на протяжении полувека выступают ХДС/ХСС и СДПГ, а роль «третьей» силы всегда играла партия «Свободных демократов». А на выборах в 1997 и в 2002 годах роль «третьей» силы сыграла «Партия Зеленых», которая, присоединившись к СДПГ, обеспечила ей победу. При такой партийной системе, почти половина населения страны лишается представительства своих интересов в законодательном органе государства.

Поляризованные многопартийные системы, в которых доминируют не отдельные партии, а их левые или правые коалиции (их называют иногда четырехпартийными системами). Такие поляризованные партийные системы существуют в Италии, Франции и др. странах. Например, во Франции социалисты и коммунисты образуют блок левых сил, а демократы и республиканцы – блок правых. Блок партий с полярной ориентацией по своему влиянию на избирателей в течение дополнительного времени значительно превосходит влияние партий центра, которые размываются и примыкают к партиям полярной ориентации. Многопартийные системы подобного типа не обеспечивают представительства интересов больших групп населения.

Для стран с отсталой экономикой, неразвитой социальной структурой с высокой степенью социальной напряженности поляризованные партийные системы таят в себе угрозу стабильности в обществе, связанную с переориентацией существующего строя. В современных государствах с развитым законодательством, зрелым гражданским обществом, высоким уровнем политической культуры населения и большой долей среднего класса в общей массе населения оба типа названных выше поляризованных многопартийных систем исключают возможность перерастания поляризованных общественных сил в непредсказуемые деструктивные действия. Потому что в ходе реализации своих программ блок пришедших к власти партий не может игнорировать, не нарушая законы государства, интересы той части гражданского общества, которая поддерживала блок проигравших борьбу за власть. Более того, в последние десятилетия поляризация интересов в обществе, а, следовательно, и интересов политических партий, по линии «левые - правые» в европейских странах утрачивает свою остроту и приобретает черты гомогенности, свойственные общественно-политическому климату в гражданском обществе США.

Правовой статус политических партий России определен Конституцией РФ 1993 года, Федеральным Законом «Об общественных объединениях» (1999 года) и другими законодательными актами. Согласно ст. 30 Конституции РФ политические партии создаются свободно на учредительном съезде или конференции партии без каких-либо разрешений. Членство в партии и выход из нее добровольны. Законом частично ограничены свободы вступления в партии для определенной категории должностных лиц и запрещено формирование и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, целостности государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

В конце 90-х годов в России действовало, по данным Министерства юстиции, около 3-х тысяч общероссийских и региональных партий. После перерегистрации партий в соответствии с законом РФ «Об обеспечении избирательных прав граждан» от 2001 года, согласно которому партия должна иметь численность не менее 10 тысяч членов, иметь региональные организации в 50% субъектов Федерации и обязательно участвовать в выборах, число партий резко сократилось. Сейчас в стране функционирует несколько десятков партий республиканского масштаба. Самыми крупными из них, преодолевшими 5 – процентный барьер на выборах 1999 года в Государственную Думу были: КПРФ, Единство, Отечество – вся Россия, СПС, ЛДПР, Яблоко.

Специфика политических партий в России проявляется в самом процессе их образования. В нашей стране процесс образования партий имеет обратную логику. Обычно потребность в создании партии определяется необходимостью в выявлении, оформлении и организационном представительстве во власти групповых и коллективных интересов, возникших в гражданском обществе. Однако в России, в большинстве случаев, первоначально складывалось руководство партий, которое потом подыскивало потенциальных членов и избирателей.

Причем это отличается от сформированного в начале данной главы принципа образования партий «сверху» на базе уже сформировавшихся парламентских групп или политических элит. В России, вследствие неразвитости гражданского общества, многие политические партии возникли не в качестве его активных субъектов, влияющих на формирование и функционирование власти, не в качестве его действенных каналов связи с властью, а в качестве клиентел, выражающих узкогрупповые интересы. Чаще всего они представляют собой объединения людей вокруг лидера, вербующего себе сторонников под какую-либо идею. Между членами таких партий складываются отношения личной преданности. А сама политика для таких партий выступает как совокупность межличностных внутрипартийных, а не общественных отношений.

Политические партии по своему предназначению должны выступать главным инструментом публичной политики, но в России они зачастую являются лишь декорацией реальной политики. За исключением КПРФ и Единой России, которые пользуется значительной поддержкой более чем в 50 субъектах Российской Федерации, другие партии не имеют значительной социальной поддержки в регионах, они не ведут низовой работы и остаются партиями «Садового кольца». Однако, даже представленные в Государственной Думе партии (т.е. преодолевшие 5–процентный барьер) не являются последовательными выразителями групповых интересов гражданского общества, поскольку они не имеют пока реальных возможностей контролировать власть, и выступают скорее защитниками своих корпоративных интересов, а не интересов гражданского общества.

Партийная система в России еще не сложилась. Она находится в стадии формирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.