Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические технологии




Политический процесс.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И политические ПРОЦЕССЫ

 

1. Сущность политических отношений.

 

Общественная жизнь многогранна и каждая ее сфера (экономическая, социальная, политическая, духовная) порождает соответствующие отношения. Политические отношения являются регуляторами политической сферы жизни. Их отличие от экономических, социальных и духовных отношений состоят в том, что они формируются только на определенном этапе развития человечества и связаны с зарождением социального неравенства и образованием государства.

 

1. Сущность политических отношений

 

 

Политические отношения нередко понимают как отношения между людьми по поводу власти. «Власть (Macht) есть вероятность того, что одно действующее лицо в рамках социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю вопреки сопротивлению, каковы бы ни были основания такой вероятности», − писал Вебер. Признавая, что такое понятие власти «аморфно», он добавлял: любые мыслимые свойства личности, и любые мыслимые состояния обстоятельств могут позволить одному человеку навязывать свою волю другому. Если согласиться с Вебером, то получится, что политические отношения сводятся к общественным отношениям, выражающим господство одной социальной группы посредством использования тех или иных форм воздействия. Тогда разновидностью политических отношений можно будет считать все властные отношения, которые, как уже отмечалось раньше, в свою очередь, многообразны: родительская власть, власть традиций, власть религии, экономическая власть и т.д.

Такое понимание политических отношений было бы не вполне верным, ибо ни власть родителей, ни власть традиций и знаний не носят политического характера, они скорее относятся к социальным отношениям. Но следует помнить, что в политическом обществе, государстве, не только все формы власти, но и все типы отношений складываются в правовом поле, регулируются законом и пронизаны политической окраской. В то же время отношения, складывающиеся в некоторых аспектах социальной жизни – национально-этнической, семейно-бытовой, образовательной, трудовой и во всем, что связано с реализацией функций государства – являются одновременно и отношениями политическими. Часто эти отношения определяют как социально-политические.

Политические отношения объективированы в элементах и звеньях политической системы и, в свою очередь, оказывают активное обратное влияние на всю общественную жизнь. Это происходит в форме нормотворческой, распределенческой, организаторской, координационно-регулятивной и контрольной деятельности социально-политических институтов и их структурных элементов.

Общее и особенное различных типов общественных отношений, прежде всего общественных и политических отношений как части или особого типа первых можно наглядно изобразить в виде нескольких концентрических кругов с общим центром. Если представить себе, что большой круг олицетворяет собой всю совокупность общественных отношений, то один из маленьких кругов будет олицетворять собственно политические отношения. При этом, политические отношения как бы будут накладываться на экономические, социальные и духовные (а соответственно на национальные, семейно-бытовые, религиозные, этические) отношения. Но они перекрываются лишь частично, а не целиком. Поэтому выделяются, как относительно самостоятельные виды отношений политико-экономические, социально-политические, национально-этнические, культурно-образовательные и иные отношения.

Общественные отношения регулируются огромным множеством норм и правил, обычаев и традиций (этических, нравственных, религиозных, национальных и т. д.). Многие из них складывались на протяжении всей истории и считаются неписаными. Политические же отношения во всех их проявлениях регулируются систематизированными и достаточно строгими нормами права более позднего происхождения. Причем существует тенденция к постоянному расширению круга политических отношений. Это объективный процесс, обусловленный возрастанием степени управляемости общественных процессов. Закономерным следствием этого становится не только выработка новых норм права, но и возведение многих, ранее существовавших социальных норм в ранг норм права.

Политические и неполитические общественные отношения имеют и другие специфические отличия. Главные отличительные особенности их сводятся к следующему. Те или иные общественные отношения (экономические, национально-этнические, религиозные, научно-технические, половозрастные, профессиональные и т.д.) имеют свою специфику в каждой отдельной социальной группе населения, они функционируют внутри этих групп (аграрные, индустриальные, торговые, национальные, религиозные и т. д.). В то же время, они могут выходить и далеко за границы отдельных государств, повторяться и в других социумах, где имеются родственные национальные, религиозные и другие группы. Так, например, религиозными нормами христианства руководствуются люди во многих десятках стран мира. Существуют группы англоязычных, франкоязычных, испано-язычных, славянских и т. д. стран, в которых общими являются не только языки, но и многие элементы культуры. Полем же той или иной политики и политических отношений являются какое-то одно политическое общество и его структурные элементы. Другими словами, каждому государству свойственны собственные политические отношения, действующие в рамках всего государства. Правда, существуют политические отношения и других уровней – межрегионального, континентального, межконтинентального и глобального. Но они регулируются правовыми нормами совершенно другого уровня – нормами международного права.

Субъектами политики и политических отношений выступают граждане государства, их группы (большие и малые): слои, (в том числе и конфессиональные) и классы населения, политические партии и объединения, нации и народности, трудовые коллективы. Каждый из них в отдельности, или объединяясь с другими, родственными им по интересам группами, стремится к максимально полной реализации своих интересов. Вспомним оценку человека Аристотелем как политического животного. Канадский политолог Г. Вильсон полагает, что человеческие существа не обретают статуса политических существ автоматически только потому, что они рациональны и социальны. Не является нечто автоматически накладывающимся на человека и гражданство. Активным субъектом политических отношений становятся только те, кто проходит политическую социализацию. Поэтому Г. Вильсон, приведя упоминавшуюся выше формулу Аристотеля, добавляет: человек обладает потенцией стать политическим животным.

Многообразие субъектов политических отношений, различия, а нередко и противоположность их интересов и целей, а также разные возможности для их реализации являются объективной основой как сотрудничества, солидарности, политического консенсуса, так и социальных и политических конфликтов. И те, и другие являются способами решения социально-политических проблем общества в сторону их гармонизации. Поляризация интересов, нарастание накала экономических и социально-политических отношений порождают политическую борьбу в обществе. Согласно марксизму вся история классового общества – это история борьбы между ними за свободу и равенство. А классовая борьба является высшей формой политической борьбы. Другие школы политической мысли несколько смягчают накал политической борьбы в обществе, сводя ее преимущественно к конфликтам. Под конфликтом они понимают «любое отношение между элементами, которые можно охарактеризовать как объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности».

По мнению исследователей, социальные конфликты разного уровня, характера, интенсивности и насильственности в исходном состоянии характерны для любого общества и являются нормальным явлением. Это и на самом деле так. Осознание объективных интересов сторонами конфликта знаменует собой его следующий этап, когда конфликт стремится к явному выражению вовне. Третий этап развития конфликта характеризуется тем, что он принимает уже открытый характер. Политические силы часто проявляют стремление к подавлению конфликтов, замечает известный конфликтолог Р. Дарендорф, «пресечению его в зародыше» путем применения репрессивных мер. Но тем самым конфликт только усугубляется. Число социально-политических сил, в него вовлекаемых, увеличивается, нарастает его интенсивность, хотя на время он может быть загнан в подполье. В действительности же конфликты можно только урегулировать, разрешить путем устранения или смягчения порождающих их причин.

В основе конфликтов всегда лежат нарушение прав и свобод человека, групп людей и коллективов, нарушение баланса интересов. Уважение всеми субъектами политического общества, в том числе и складывающегося глобального, прав и свобод друг друга, постоянное соблюдение баланса интересов – главное условие недопущения конфликтов. Но и в этом случае конфликты не устраняются из общественной жизни, а становятся лишь более контролируемыми и регулируемыми. Политическое общество вырабатывает определенные нормы, правила и процедуры регулирования конфликтов («правила игры»), которые всегда включают в себя переговоры, посредничество, компромиссы, арбитраж. В той мере, в какой конфликты подавляются, считает Дарендорф, «возрастает их потенциальная злокачественность, вместе с этим стремятся к еще более жестокому подавлению, пока, наконец, ни одна сила на свете не будет более в состоянии подавить энергию конфликта». Конфликт перерастает в кризис и даже в социальную революцию. А революция, как уже отмечалось, это коренное преобразование общественных отношений путем насильственной ломки старых, отживших себя, отношений.

То же самое происходит, когда нарушаются права народов и нормы международного права. В этом случае мы имеем дело с международными политическими конфликтами с еще более непредсказуемыми последствиями. Но способы их регулирования примерно такие же, как и первых: переговоры, взаимные уступки, компромиссы, признание законных прав каждой из конфликтующих сторон и поиск наилучшего способа их согласования на взаимовыгодной основе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.