КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, предмет и метод и система экологического права
Основные принципы экологического права. Источники и задачи экологического права Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе права необ- ходимы как минимум три условия: 1) государственный интерес в создании такой отрасли; 2) специфика регулир уемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования; 3) наличие либо потребность в особых источниках права. Государственный интерес в формировании ЭП, т.е. в переходе к нем у от права природоресурсного, выражается в том, что в сложившихся противоречиях между обществом и природой невозможно навести должный порядок без дополнительных правовых усилий, и эти усилия должны носить характер не частных усовершенствований, а радикально изменить всю систему правового регулирования. Природоохранительное право сложилось позже др угих отраслей, постепенно обособившись от земельного, в рамках которого и появились его нормы. Однако новая отрасль возникла как одна из ведущих отраслей права с присущими ей специфическими контрольно-регулятивными, надзорными функциями.
Система ЭП есть последствие негативных процессов развития цивилиза- ции. В нем сконцентрирована совокупность отношений в системе: природа — общество — государство. Поэтому оно является отраслью права особого рода, несущей вместе со специальными и генеральную функцию: быть предпосылкой правового регулирования в любой области. К основным функциям отрасли ЭП относятся: установление экологической правосубъектности; установление режима (состояния) неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров); контроль за состоянием ОС и регулирование деятельности по прогнози- рованию ее состояния; лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах; регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов; регулирование ответственности за нарушение естественного состояния ОС.
Таким образом, экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения ОС в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение ЭП базируется в основном на положениях ст. 1 Закона ООПС. ЭП как комплексная отрасль права содержит систему правовых норм, ре- гулир ующих общественные отношения по: изучению, сохранению и воспроизводству ОС, включая предупреждение и устранение последствий негативной хозяйственной деятельности человека (природоохранительное право); рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению ЭП природопользователями (объединяет нормы таких самостоятельных природоресурсовых отраслей права, как земельное, водное, лесное, недренное (горное) и др.), а также включающая экологизированные нормы других отраслей права (гражданского, уголовного, административного). Предметом ЭП являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения ОС, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Специфика метода обусловлена спецификой предмета ЭП, поэтому ком- плекс экологических общественных отношений, составляющих предмет ЭП, выражен в комбинации методов их правового регулирования. Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового рег улирования. Для преодоления этого отрыва, который, к сожалению, имеется в природно-ресурсном праве, регулир ующем общественные отношения по использованию природных объектов преимущественно с позиций экономических интересов, в ЭП ведущее место играет установление такого порядка использования ОС, которое не наносило бы ей вреда, т.е. было направлено на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в праворегулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности всей системы, но в то же время учитываются особенности самого объекта. В ЭП применяется два основных метода: публично-правовой (админист- ративно-право вой) и частноправовой (гражданско-правовой): Публично-правовой метод основан на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписаний, дозволений, запретов, обеспечивающих их исполнение путем государственного принуждения к должному поведению. Частно-правовой метод исходит из равноправия и независимости сторон отношений.
Принципы — это р уководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития, своего рода «микросхема». Всем принципам присущ ряд общих черт — они являются объективно обусловленными и верны лишь постольку, поскольку соответствуют природе и истории. В экологическом законодательстве выделяются следующие принципы: принцип собственности как неотъемлемое право субъектов; принцип общегосударственного управления ПР, устанавливающий общегосударственные интересы над ведомственными; принцип строгого целевого использования природных объектов; принцип рационального и эффективного использования природных объектов; принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании при- родных объектов; принцип комплексного подхода в ПР, выражающийся в том, что при использовании любого природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с др угими природными объектами и ОС в целом. Эколого-правовые нормы, институты и ЭП как отрасль в совокупности образуют содержание эколого-правового регулирования. В любом правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон, адекватно регулир ующий экологические права человека и гражданина, обеспечивающий механизм их защиты, а также формир ующий общественные отношения собственности на природные ресурсы, содержащий правовые нормы по ПР и ООС, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области. Для того чтобы это содержание реализовывалось на практике, необходимо придать ему эффективную форму. Такой формой и являются источники ЭП. Источники ЭП представляют собой правовые акты, содержащие экологоправовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям: иметь объективно выраженную форму — форму документа, издаваемого соответствующим компетентным органом; издаваться уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на их принятие; иметь форму, которая определена законом; наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником ЭП, он должен быть принят с соблюдением установленной процессуальной процедуры нормотворчества. ИСТОЧНИКИ ЭП можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе их можно подразделить на законы и подзаконные нормативные правовые акты: законы как источники ЭП представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти России и субъектов Федерации — Федеральным Собранием РФ и законодательными органами республик, краев, областей, автономного окр уга, городов Москвы и СанктПетербурга; подзаконные нормативные правовые акты как источники ЭП представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом РФ, Пра-
вительством РФ, а также министерствами и ведомствами как России, так и субъектов Федерации, органами государственной власти муниципальных образований, иными органами и должностными лицами, имеющими право на их принятие. По предмету правового регулирования источники ЭП делятся на всеобщие, общие и специальные: всеобщие — это Конституция РФ, УК, КоАП и т.п., т.е. нормативные правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулир ующие отношения в сфере охраны ОС и рационального ПР; общие — это нормативные правовые акты, содержащие предписания, регулир ующие наиболее общие экологические отношения (Закон ООПС, Закон об экологической экспертизе и др.); к специальным относятся нормативные правовые акты, содержащие положения, регулир ующие отдельный вид экологических отношений (законы о геодезии и картографии, о недрах и др.). По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные: материальные имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов и их охраны; процессуальные в отличие от материальных направлены на процедур у обеспечения ООС, рациональное использование природных ресурсов и являются формой ее обеспечения. По способу систематизации источники ЭП делятся на кодифицированные и некодифицированные: к кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности систематизирован нормативный материал, в результате чего акты приведены в соответствие с системой регулир уемых общественных отношений. Такие нормативные правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются приоритетными в той или иной отрасли права; некодифицированные регулир уют отдельные сферы ООС и составляют большинство эколого-правовых нормативных актов. Систематизация таких нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т.е. объединения их в каком-либо издании по предметному признаку без изменения формы самих нормативных правовых актов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |