Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная тайна. Служебная тайна. Коммерческая тайна




Экологические права и обязанности в Российской Федерации

Экологические права человека — это признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей в процессе взаимодействия с ОС.

Их можно разделить на два вида: основные (конституционные) и иные (неконституционные).

 

Основные (конституционные) содержатся в ст. 42 Конституции РФ и в свою очередь подразделяются на гр уппы:

I группа — право на благоприятную ОС;

II гр уппа — право на достоверную информацию о состоянии ОС;

III группа — право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Кроме этих можно назвать и другие конституционные права, обеспечивающие эколого-правовой статус человека, они дополняют и обеспечивают реализацию норм ст. 42 Конституции РФ. Так, I гр уппу дополняют следующие основные права: на жизнь (ст. 20), на человеческое достоинство (ч. 2 ст. 21), на тр уд в безопасных условиях (ч. 3 ст. 37); II гр уппу: на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы (ч. 2 ст. 24), на получение информации (ч. 4 ст. 29); Ш группу: на социальное обеспечение, пенсию и социальные пособия (ч. 1, 2 ст. 39); на доступ к правосудию (ст. 52); на возмещение вреда (ст. 53).

К иным экологическим правам (неконституционным) относится право

граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОС, закрепленное в ст. 11 Закона ООПС: «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окр ужающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий».

Кроме того, в ст. 13 Закона ООПС сказано, что граждане имеют право:

создавать общественные объединения по ООС, фонды и иные общественные формирования в области ООС, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по ООС, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам ООС, требовать их рассмотрения;

требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС и мерах по ее охране;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконстр укции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и др угих объектов, оказывающих отрицательное влияние на ОС и здоровье человека;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических

лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонар ушениями.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не за-

прещенными законом.

В зависимости от сфер деятельности можно выделить следующие виды

(средства) защиты ЭП:

• судебную;

 

• органов исполнительной власти;

• Уполномоченным по правам человека;

• международную.

Экологические обязанности — это надлежащее исполнение экологических требований по обеспечению экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с ООС.

Экологические обязанности человека и гражданина состоят из трех видов:

1) основных, 2) как природопользователей и 3) как пользователей отдельными ресурсами.

К основным (конституционным) обязанностям относятся: сохранять природу и ОС, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Экологические обязанности граждан как природопользователей перечис-

лены в Законе ООПС: принимать участие в ООС, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества ОС, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культур у, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане обязаны беречь в пределах разумного отдельные природные ре-

сурсы: землю (ст. 100, 101 ЗК), лес (ст. 79, 83 ЛК), недра (ст. 22 Закона о недрах), воду (ст. 92 ВК, ст. 45, 51, 54 и др. Закона ООПС), животный мир (ст. 40

Закона о животном мире) и др.

Что касается специального статуса, то он может быть включен в экологоправовой статус гражданина, поскольку также состоит из прав и обязанностей, которые распространяются на людей, выполняющих определенные виды деятельности. Так, специальные экологические обязанности установлены:

ст. 75 Закона ООПС для работников — иметь профессиональную эколо-

гическую подготовку;

ст. 53 ЗК для граждан, являющихся собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователя ми и арендаторами, — например, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением.

3. Экологическая ответственность: понятие, формы и виды

Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нар ушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окр ужающей среды, является контролем в области охраны окр ужающей среды (экологическим контролем) (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Экологический контроль может быть не только государственным. В соот-

ветствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:

государственный экологический контроль;

производственный экологический контроль;

 

муниципальный экологический контроль;

общественный экологический контроль.

Выделяют также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный проводимый органами, уполномоченными в области охраны окр ужающей среды.

Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:

обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окр ужающей среды;

соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных докумен-

тов, в области охраны окр ужающей среды;

обеспечения экологической безопасности.

Экологический контроль является одним из средств управления охраной окр ужающей среды.

Основные признаки государственного экологического контроля следующие:

1) осуществляется от имени государства;

2) осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит внеи надведомственный характер;

4) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

5) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может

осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное пре-

ступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Объект экологического преступления компонент природной среды, связанный с окр ужающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.

Предмет экологического преступления окружающая среда в целом, ее

компоненты, продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона выражается посредством деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий и причиной связи между ними.

Субъективная сторона как умышленная, так и неосторожная вина.

 

Кроме уголовной может наступать и административная ответственность. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Ко-

АП РФ, вступившем в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонар ушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

«Родовым объектом экологических правонар ушений выступают общественные

отношения по охране окр ужающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности».

Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окр ужающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки, которые служат разграничением состава администра-

тивного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248,

249, 252 УК и др.).

 

 

Тема: Правовые основы защиты государственной тайны

 

Федеральный Закон «О государственной тайне»

 

21 июля 1993 года в Российской Федерации был принят Закон РФ «О государственной тайне», в соответствии с которым государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Воор уженных Сил Российской Федерации, др угих войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Воор уженных Сил Российской Федерации, других

войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научноисследовательских и опытно-констр укторских работ по созданию и модернизации образцов воор ужения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся

 

ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов воор ужения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных

и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной стр ук-

туре, о воор ужении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту воор ужения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфрастр уктуры Российской Федерации в целях обеспе-

чения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о

выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) воор ужения, военной техники и др угой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных воор ужения, военной техники и др угой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-

констр укторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Го-

сударственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

 

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотр удничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности

и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образо-

вания, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нар ушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нар ушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

 

Тема: Законодательные информационно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны

 

 

Государственная тайна защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Служебная тайна сведения, доступ к которым ограничен госорганами.

Коммерческая тайна конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, ко-

гда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защи-

щается способами, предусмотренными ГК РФ и др угими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договор у, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.


Тема: Наследование по завещанию и по закону

1. Наследование: понятие и основания. Лица, которые могут призываться к наследованию.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование по закону. Очередность наследования.

1. Наследование: понятие и основания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.