Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа №10




1. Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».

1) Верно ли, что сложным называют предложение, состоящее из нескольких простых?  
2) Охарактеризуйте предложение «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».  
3) Какую функцию в предложении могут выполнять сочинительные союзы в отличие от подчинительных?  
4) По наличию или отсутствию союза сложные предложения делятся на…  
5) Можно ли утверждать, что в сложном предложении между его частями всегда ставится запятая?  
6) Предложение «Поживем – увидим» сложное или простое?  
7) Какие 4 знака препинания используются для разделения частей бессоюзного сложного предложения?  
8) Верно ли, что в сложном предложении обязательно есть не менее двух подлежащих и двух сказуемых?  
9) Определите придаточное «Настоящего человека всегда тянет туда, где трудно».  
10) От какой части речи зависит придаточное определительное?  

2. Выдели грамматические основы, отметь союзы и союзные слова (если они есть), соединяющие эти основы. Распредели номера предложений по их характеристике.

1) В мозгу у Степы то копошились какие-то неприятнейшие мыслишки о статье, то прилетало воспоминание о каком-то сомнительном разговоре.

2) Вдруг чащоба кончилась, открылась просторная поляна.

3) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

4) Вилы, чтобы подавать, нужны длиннее и длиннее.

5) Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов.

6) И надо сказать, что спуститься ему с вершины стога потом не самое простое дело.

7) Их там на стогу человек пять-шесть, они вместе со стогом поднимаются все выше и выше к небу.

8) Косцы не удивились, когда увидели Ивана Васильевича.

9) Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, или вдали заскрипела рябина, или запела щегла окарина, или малиновка, маленький друг, мне на закате ответила вдруг.

10) Месяца не было, но небо вызвездилось и над деревней перекинулась исполинская полоса Млечного пути.

11) Сначала прикидывали, какого размера надо заложить.

12) Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли.

13) Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана.

14) Упала ночь, зажглись в лугах костры, иду домой, тоскуя и волнуясь, беру перо, привычке повинуясь, пишу стихи и, недовольный, жгу.

15) Хитрит телефон, иль испортился он, но только слова переплавились в стон.

16) Чтобы расписать потолок (высота зала 18 метров), по указанию художника поставили леса.

17) Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни.

18) Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку.

 

Сложносочиненные: _____________

Сложноподчиненные: _____________

Бессоюзные сложные: ______________

 

3. Проанализируй структуру сложноподчиненных предложений. Выдели союзы и союзные слова, отметь границы придаточных. Определи тип придаточного.

1) Вдруг он услышал, что кто‑то зовет его по имени.

Придаточное _____________________.

2) Всё, что живет – движется, чтобы питаться; и питается, чтобы воспроизводить.

Придаточные _____________________ и _________________________.

3) Если вы желаете хорошенько насолить и даже повредить противнику, – говорил мне один старый пройдоха, – то упрекайте его в том самом недостатке или пороке, который вы за собою чувствуете.

Придаточные _____________________ и _________________________.

4) И он был безжалостным – и не делал добра.., потому что добро по указу – не добро.

Придаточное _____________________.

5) Когда ему нужен был мрамор для статуй, он вместе с рабочими спускался в каменоломню и там в течение многих месяцев добывал его.

Придаточное _____________________.

6) Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

Придаточное _____________________.

7) Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу.

Придаточное _____________________.

8) Общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным.

Придаточное _____________________.

9) Он жил одною сладостью молитвы – и, упиваясь ею, так долго простаивал на холодном полу церкви, что ноги его, ниже колен, отекли и уподобились столбам.

Придаточное _____________________.

10) Он так же нем, как и недвижен.

Придаточное _____________________.

11) Только что закончил он одну фреску, как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное.

Придаточное _____________________.

12) Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Придаточные _____________________ и _________________________.

 

 

4. В синтаксическом анализе следующих предложений содержатся ошибки. Исправь их.

1) Обвал оборвался: страшная глыба свалилась на повозку, поглотила телегу, лошадь и мужика.

Бессоюзное сложное предложение, состоит из 3 частей, осложнено однородными членами.

2) Рожь созрела уже, стояла недвижно, нежно светлея в темноте; склонившиеся к дороге колосья слабо касались моих сапог и рук, и прикосновения эти были похожи на молчаливую, робкую ласку.

Сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью, состоит из 3 частей, осложнено однородными членами, обособленным обстоятельством.

3) К утру гроза прошла, и тогда весь лес, пронизанный солнцем, загорелся.

Сложносочиненное предложение, состоит из 2 частей, осложнено обособленным обстоятельством.

4) Был апрель в начале, и после теплого весеннего дня стало прохладно, и в мягком холодном воздухе чувствовалось дыхание весны.

Сложносочиненное предложение, состоит из 2 частей.

5) За сеткой в окне, в полуденном солнце, красовался радостный и весенний бор на другом берегу, а поближе сверкала река.

Сложноподчиненное предложение, состоит из 2 частей, осложнено уточняющим обстоятельством.

6) Наконец, стог со всех сторон очесывают граблями, чтобы он был гладким, опрятным.

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины, состоит из 2 частей, осложнено вводным словом и однородными членами предложения.

7) За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с горячностью, увлеченно, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы.

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки, состоит из 2 частей, осложнено обособленным определением и однородными членами предложения.

8) Некоторое время я косил увлеченно, забыв про все, но вскоре услышал, как старик шаркает косой по самым моим пяткам.

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, состоит из 3 частей, осложнено обособленным обстоятельством и однородными членами предложения.

 

5. Определи, какие виды связи представлены в следующих предложениях. Выпиши номера запятых, которые разделяют грамматические основы с:

А. сочинительной связью.

1) Днем мы заняли город,1 а уже к вечеру откуда-то,2 словно из-под земли,3 начали появляться люди с узлами,4 с чемоданами,5 с тележками,6 чаще с ребятишками на руках (____).

2) Возле баркаса,1 хлюпнув,2 схлынула вода,3 и двухаршинный,4 словно слитый из красной меди,5 сазан со стоном прыгнул вверх,6 сдвоив по воде изогнутым лопушистым хвостом (____).

3) Аллеи представлялись темными коридорами,1 но открытые места,2 поблекший цветник,3 огород,4 все пространство сада,5 лежащее перед домом,6 освещались косвенными лучами выплывшей по горизонтам луны (____).

Б. подчинительной связью.

 

4) Несколько человек молодежи,1 студентов и студенток,2 и она в том числе,3 поселились в дачной местности под Москвой,4 где потом расположилась моя часть (____).

5) Все,1 кроме Татьяны и нескольких солдат,2 обступили возницу,3 упрашивая его не распрягать и повезти их,4 куда они укажут,5 за деньги (____).

 

В. бессоюзной связью.

 

6) До середины своей высоты стог постепенно расширяется во все четыре стороны,1 потом метальщики начинают стог вершить,2 то есть постепенно сужать,3 заострять,4 наподобие купола или шатра (____).

7) Навстречу прошла женщина с девочкой,1 какая-то парочка,2 пожилая женщина,3 мужчина,4 молодые ребята,5 все они вначале с любопытством взглядывали на меня,6 а потом отводили глаза,7 отворачивались (____).

 

6. Проанализируй предложения. Дай им характеристику. Расставь знаки препинания.

1) Был апрель в начале и после теплого весеннего дня стало прохладно слегка подморозило и в мягком холодном воздухе чувствовалось дыхание весны.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) За сеткой в окне в полуденном солнце красовался радостный и весенний бор на другом берегу а поближе сверкала река.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) К утру гроза прошла и тогда весь лес пронизанный солнцем загорелся.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Музыка разворачивала душу как огонь войны разворачивал дома обнажая то святых на стене то кровать то качалку.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) На западе пятиглавый Бешту синеет как «последняя туча рассеянной бури» на север поднимается Машук как мохнатая персидская шапка и закрывает всю эту часть небосклона.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.