КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельная работа №10
1. Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».
2. Выдели грамматические основы, отметь союзы и союзные слова (если они есть), соединяющие эти основы. Распредели номера предложений по их характеристике. 1) В мозгу у Степы то копошились какие-то неприятнейшие мыслишки о статье, то прилетало воспоминание о каком-то сомнительном разговоре. 2) Вдруг чащоба кончилась, открылась просторная поляна. 3) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. 4) Вилы, чтобы подавать, нужны длиннее и длиннее. 5) Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов. 6) И надо сказать, что спуститься ему с вершины стога потом не самое простое дело.
7) Их там на стогу человек пять-шесть, они вместе со стогом поднимаются все выше и выше к небу. 8) Косцы не удивились, когда увидели Ивана Васильевича. 9) Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, или вдали заскрипела рябина, или запела щегла окарина, или малиновка, маленький друг, мне на закате ответила вдруг. 10) Месяца не было, но небо вызвездилось и над деревней перекинулась исполинская полоса Млечного пути. 11) Сначала прикидывали, какого размера надо заложить. 12) Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли. 13) Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана. 14) Упала ночь, зажглись в лугах костры, иду домой, тоскуя и волнуясь, беру перо, привычке повинуясь, пишу стихи и, недовольный, жгу. 15) Хитрит телефон, иль испортился он, но только слова переплавились в стон. 16) Чтобы расписать потолок (высота зала 18 метров), по указанию художника поставили леса. 17) Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. 18) Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку.
Сложносочиненные: _____________ Сложноподчиненные: _____________ Бессоюзные сложные: ______________
3. Проанализируй структуру сложноподчиненных предложений. Выдели союзы и союзные слова, отметь границы придаточных. Определи тип придаточного. 1) Вдруг он услышал, что кто‑то зовет его по имени. Придаточное _____________________. 2) Всё, что живет – движется, чтобы питаться; и питается, чтобы воспроизводить. Придаточные _____________________ и _________________________. 3) Если вы желаете хорошенько насолить и даже повредить противнику, – говорил мне один старый пройдоха, – то упрекайте его в том самом недостатке или пороке, который вы за собою чувствуете. Придаточные _____________________ и _________________________. 4) И он был безжалостным – и не делал добра.., потому что добро по указу – не добро.
Придаточное _____________________. 5) Когда ему нужен был мрамор для статуй, он вместе с рабочими спускался в каменоломню и там в течение многих месяцев добывал его. Придаточное _____________________. 6) Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая. Придаточное _____________________. 7) Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Придаточное _____________________. 8) Общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Придаточное _____________________. 9) Он жил одною сладостью молитвы – и, упиваясь ею, так долго простаивал на холодном полу церкви, что ноги его, ниже колен, отекли и уподобились столбам. Придаточное _____________________. 10) Он так же нем, как и недвижен. Придаточное _____________________. 11) Только что закончил он одну фреску, как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное. Придаточное _____________________. 12) Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света. Придаточные _____________________ и _________________________.
4. В синтаксическом анализе следующих предложений содержатся ошибки. Исправь их. 1) Обвал оборвался: страшная глыба свалилась на повозку, поглотила телегу, лошадь и мужика. Бессоюзное сложное предложение, состоит из 3 частей, осложнено однородными членами. 2) Рожь созрела уже, стояла недвижно, нежно светлея в темноте; склонившиеся к дороге колосья слабо касались моих сапог и рук, и прикосновения эти были похожи на молчаливую, робкую ласку. Сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью, состоит из 3 частей, осложнено однородными членами, обособленным обстоятельством. 3) К утру гроза прошла, и тогда весь лес, пронизанный солнцем, загорелся. Сложносочиненное предложение, состоит из 2 частей, осложнено обособленным обстоятельством. 4) Был апрель в начале, и после теплого весеннего дня стало прохладно, и в мягком холодном воздухе чувствовалось дыхание весны. Сложносочиненное предложение, состоит из 2 частей. 5) За сеткой в окне, в полуденном солнце, красовался радостный и весенний бор на другом берегу, а поближе сверкала река. Сложноподчиненное предложение, состоит из 2 частей, осложнено уточняющим обстоятельством.
6) Наконец, стог со всех сторон очесывают граблями, чтобы он был гладким, опрятным. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины, состоит из 2 частей, осложнено вводным словом и однородными членами предложения. 7) За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с горячностью, увлеченно, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки, состоит из 2 частей, осложнено обособленным определением и однородными членами предложения. 8) Некоторое время я косил увлеченно, забыв про все, но вскоре услышал, как старик шаркает косой по самым моим пяткам. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, состоит из 3 частей, осложнено обособленным обстоятельством и однородными членами предложения.
5. Определи, какие виды связи представлены в следующих предложениях. Выпиши номера запятых, которые разделяют грамматические основы с: А. сочинительной связью. 1) Днем мы заняли город,1 а уже к вечеру откуда-то,2 словно из-под земли,3 начали появляться люди с узлами,4 с чемоданами,5 с тележками,6 чаще с ребятишками на руках (____). 2) Возле баркаса,1 хлюпнув,2 схлынула вода,3 и двухаршинный,4 словно слитый из красной меди,5 сазан со стоном прыгнул вверх,6 сдвоив по воде изогнутым лопушистым хвостом (____). 3) Аллеи представлялись темными коридорами,1 но открытые места,2 поблекший цветник,3 огород,4 все пространство сада,5 лежащее перед домом,6 освещались косвенными лучами выплывшей по горизонтам луны (____). Б. подчинительной связью.
4) Несколько человек молодежи,1 студентов и студенток,2 и она в том числе,3 поселились в дачной местности под Москвой,4 где потом расположилась моя часть (____). 5) Все,1 кроме Татьяны и нескольких солдат,2 обступили возницу,3 упрашивая его не распрягать и повезти их,4 куда они укажут,5 за деньги (____).
В. бессоюзной связью.
6) До середины своей высоты стог постепенно расширяется во все четыре стороны,1 потом метальщики начинают стог вершить,2 то есть постепенно сужать,3 заострять,4 наподобие купола или шатра (____).
7) Навстречу прошла женщина с девочкой,1 какая-то парочка,2 пожилая женщина,3 мужчина,4 молодые ребята,5 все они вначале с любопытством взглядывали на меня,6 а потом отводили глаза,7 отворачивались (____).
6. Проанализируй предложения. Дай им характеристику. Расставь знаки препинания. 1) Был апрель в начале и после теплого весеннего дня стало прохладно слегка подморозило и в мягком холодном воздухе чувствовалось дыхание весны. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) За сеткой в окне в полуденном солнце красовался радостный и весенний бор на другом берегу а поближе сверкала река. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) К утру гроза прошла и тогда весь лес пронизанный солнцем загорелся. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Музыка разворачивала душу как огонь войны разворачивал дома обнажая то святых на стене то кровать то качалку. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5) На западе пятиглавый Бешту синеет как «последняя туча рассеянной бури» на север поднимается Машук как мохнатая персидская шапка и закрывает всю эту часть небосклона. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |