Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производства. Зарубежный опыт формирования и развития науки об организации




Зарубежный опыт формирования и развития науки об организации

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ ОБ УПРАВЛЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

Основоположником науки об организации производства является американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.) – автор работ «Научная организация труда», «Основы научного управления предприятием» и «Управление фабрикой». Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого – работа, выполняемая в низовом звене организации.

Импульс для занятия проблемами организации производства Тейлор получил на международной выставке в Вене в 1876 году, где была представлена экспозиция Московского высшего технического училища по методике обучения ремеслу. В основу русской методики обучения ремеслу был положен операционный метод обучения вместо предметного метода обучения. Методика обучения предполагала расчленение производственных процессов на операции, и обучение производилось по операциям, что позволяло значительно повысить квалификацию обучаемых. Главная идея Тейлора заключалась в том, что управление предприятием должно стать системой, основанной на определенных научных принципах. Организацию производства необходимо нормировать, проектировать и стандартизировать так же, как технику и технологию производства [29].

Фредерик Тейлор предложил следующие принципы научного управления предприятием:

- научное исследование каждого элемента труда;

- тщательный отбор рабочих на основе научно обоснованных принципов, тренировка и обучение их;

- тесное сотрудничество администрации с рабочими, обеспечение выполнения работы в соответствии с разработанными принципами науки;

- обеспечение обоснованного разделения труда и ответственности между администрацией и рабочими. Руководители выполняют всю ту работу, для которой они подготовлены лучше, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежали на исполнителях.

Эти четыре принципа выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется обучение его выполнению работы в соответствии с утвержденным регламентом. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может возрастать без сокращения доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполняют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать.

Для реализации принципов научного управления Тейлор все производственные процессы расчленял на составные части: производственные операции, трудовые приемы, действия и движения. На основе хронометража проектировал рациональный состав операции, что позволяло добиваться высокой производительности труда и прибыли.

В.И. Ленин в «Тетрадях по империализму» отмечал, что хронометраж и изучение движений – это самое интересное и сенсационное в системе Тейлора.

Система Тейлора была построена на жесткой регламентации трудовых процессов. Каждое движение и прием труда хронометрировались, нормировались и задавались работнику, который проходил необходимое обучение и инструктаж. Осуществлялся контроль за обязательностью выполнения нормируемых операций.

Тейлор впервые заменил линейное управление предприятием на функциональное, ввел понятие «функциональная администрация». Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы должны состоять из деятельности и по планированию, и по управлению. Деятельность по планированию должна выполняться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах. Управленческая деятельность должна проявляться на уровне цехов и выполняться четырьмя различными лицами: начальником смены, приемщиком, руководителем ремонтной мастерской, руководителем по нормированию. Тейлор выделил такие функции управления, как планирование, организация, анализ и техническое руководство производством. Тейлор считал, что рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, то есть сдельную оплату. Предлагая дифференцированную сдельную оплату труда, Тейлор исходил из того, что основным мотивационным фактором людей на рабочем месте является возможность зарабатывать деньги.

Ограниченность системы Тейлора заключалась в том, что объектом исследования являлся отдельный исполнитель. Тейлоризм не учитывал проблем организации производства, вытекающих из кооперации труда рабочих. Кооперация труда связывает рабочих, требует установления между ними определенной взаимосвязи и взаимодействия, то есть координации их действий и правильной расстановки рабочих с целью достижения высокой производительности коллектива.

Принципы управления предприятием, основанные на коллективном труде, предложены в системе американского инженера и исследователя Гаррингтона Эмерсона (1853-1931 гг.). В работе «Двенадцать принципов производительности» Эмерсон изложил теорию, содержащую принципы организации не только отдельного предприятия, но и любой целесообразной деятельности с целью повышения ее производительности и достижения максимальной эффективности [29].

Эмерсон впервые ввел понятия «производительность» или «эффективность».

Эффективность, по Эмерсону, – это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Именно этот термин Эмерсон выдвинул как основной для рационализации производства и вокруг него построил изложение своей теории. Система организации производства, по Эмерсону, основывается на двенадцати принципах производительности [28]:

1. Необходимость точно поставленных идеалов и целей.

Необходимым условием достижения наивысшей производительности является четкая постановка целей и объединение всего коллектива для достижения этих целей.

2. Здравый смысл высшего порядка.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы постоянно рассматривать каждый новый процесс не с ближайшей, а с высшей точки зрения; искать специальных знаний и компетентного совета повсюду, где только можно их найти; поддерживать в организации сверху донизу высокую дисциплину; строить всякое дело на твердой скале справедливости. Эмерсон отмечал, что нежелание здраво мыслить, недооценка значения организации производства ведут к перегрузке предприятий оборудованием и машинами, раздуванию штатов и другим излишествам. Недооценка значения организации производства приводит к тому, что в производство вкладывается больше капитала, чем нужно. Предприятие стремится иметь роскошное оборудование при жалкой организации, что заставляет нести потери. Устранить потери, используя принцип здравого смысла, гораздо труднее, чем устранить их при помощи внедрения новой техники и технологий [29].

3. Компетентная консультация.

4. Дисциплина труда.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование производства.

8. Нормы и расписание.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций.

11. Писаные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

Анализируя состояние организации на американских предприятиях, Эмерсон пришел к выводу, что необходимо «перевернуть вниз головой весь административный цикл» [29]. Сложившаяся организация управления производством на предприятиях такова, отмечал Эмерсон, что руководитель дает своим подчиненным совершенно произвольные задания и затем требует, чтобы они сами справлялись с ними, как знают. Правильная же производственная организация должна заключаться в том, чтобы компетентные специалисты формулировали основные принципы дела, обучали всех и каждого их применению и неумолимо следили за всеми нарушениями. Где бы и над чем бы ни работало современное предприятие, функционировать производительно оно может только в том случае, если каждая мельчайшая его операция будет обслужена всеми знаниями и умением, какие есть в мире.

Фрэнк и Лилиан Гилбретт (1868- 1924 гг.) являются авторами работы «Прикладное изучение движений». Широко применяли технические средства при исследовании движений. Впервые использовали фотоаппарат и кинокамеру для анализа и изучения движений, а позднее применили метод циклограмм. На основе циклограмм ими созданы модели движений для обучения начинающих рабочих и основы классификаций трудовых движений. В настоящее время эта классификация учитывается при разработке современных систем микроэлементного нормирования.

Хуго Мюнстерберг (1863 – 1916 гг.), профессор Гарвардского университета, является автором работ по промышленной психологии. Публикация его книги «Психология и промышленная эффективность» в 1913 году положила начало научному построению теории профессионального подбора личности и выбора профессии. Психологические методы были развиты для отбора рабочих, чьи умственные и физические качества удовлетворяли бы требованиям практической работы. Мюнстерберг разработал основы нового направления в области изучения трудопсихотехники и пути ее сближения с практикой.

Обучение рабочих производить работу намеченным заранее способом – важная часть научного управления. Без обучения усилия по улучшению работы будут напрасны. Гантт в 1908 году выдвинул идею использования инструктора по обучению каждого рабочего предпочтительным способом. Однако идея о том, что руководитель должен учредить официальные программы обучения, не была широко внедрена до 1930 года. Это объяснялось неполнотой знаний о методах обучения, а частично и тем, что менеджмент на той стадии своего развития просто игнорировал потенциальную выгоду обучения. Но уже к началу второй мировой войны методы обучения рабочих были широко представлены в промышленности.

Кароль Адамецкий (1866-1933 гг.), польский инженер, занимался исследованием коллективного труда. Разработал четыре основных закона организации производства: закон возрастающего производства, закон гармонии труда, закон специализации труда и закон концентрации производства. Основной смысл его законов: общие затраты меньше всего тогда, когда производительность каждой из сотрудничающих единиц соответствует производственной мощности других кооперированных единиц.

Генри Форд (1863-1947 гг.), автор работ «Моя жизнь, мои достижения», и «Сегодня и завтра», стремился максимально упорядочить производство, обеспечить экономное ведение хозяйства, добивался повышения производительности труда, снижения издержек производства и максимальной прибыли. Форд разработал принципы организации управления производством [29]:

§ Принцип вертикальной системы управления. Все этапы производства автомобилей, начиная от разработки рудников и кончая конвейером для сборки автомобилей, управлялись из одного центра.

§ Принцип массового производства, реализация которого обеспечивала огромные прибыли. Массовое производство требовало стандартизации и унификации всех технологических процессов.

§ Стандартизация технологических процессов. На заводах Форда выпускались сотни тысяч автомобилей на базе одного шасси. «Стандартизация есть сочетание лучших качеств изделия с наилучшими способами его производства; стандартизировать изделие – значит, выбрать из многих возможностей одну, наилучшую, и применить ее» [29]. В результате стандартизации его компания добилась производительности 8 тысяч автомобилей в сутки с меньшими капиталовложениями, чем при ранее достигнутой производительности – 3 тысячи автомобилей в сутки. Для стандартизации производства необходимо, чтобы одноименные части были взаимозаменяемыми.

§ Детальное разделение труда и конвейерная система производства.

Анри Файоль (1841-1925 гг.), французский экономист, автор работ «О возможности применения научной организации в управлении», «Общее и промышленное управление», является основателем теории административного управления [29]. В истории менеджмента файолизм рассматривается как высшее административное управление, а тейлоризм – как цеховое управление.

Все операции, встречающиеся на предприятии, Файоль разбил на шесть групп:

- технические операции: производство, выделка и обработка;

- коммерческие операции: уметь покупать и продавать;

- страховые операции: страхование и охрана имущества и лиц;

- учетные операции: бухгалтерский учет, статистика и калькуляция;

- финансовые операции: привлечение средств и распоряжение ими;

- административные операции: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

Управлять, по Файолю, – «значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать;

предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

организовывать, то есть строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия;

распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;

координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отдельным распоряжениям» [29, с.12].

Принципы управления по Файолю [29]:

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность – ее составляющая противоположность.

3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Необходима правильная пропорция между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, – вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место – для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Большой вклад в теорию организации производства внес Карл Маркс, автор работы «Капитал». Маркс разработал:

- законы повышения производительности труда по мере перехода от ремесла к крупной машинной индустрии;

- сформулировал принципы разделения и кооперации труда;

- создал теоретические основы организации производственного процесса на предприятии;

- выделил и дал определение основных элементов труда: средств труда, предметов труда и самого труда;

- выделял проблемы их оптимального сочетания во времени и пространстве;

- разработал принципы организации производственных процессов: непрерывность и ритмичность;

- впервые дал определение организации производства: «Прежде чем распределение есть распределение продуктов, оно есть: 1) распределение орудий производства и 2) что представляет собой дальнейшее определение того же отношения – распределение членов общества по различным родам производства… Распределение продуктов есть, очевидно, лишь результат этого распределения, которое заключено в самом процессе производства и которое определяет организацию производства»*.

 

1.2. Отечественный опыт формирования и развития науки об организации

производства

Вопросы научной организации труда рассмотрены в работах В. И. Ленина: «По поводу так называемого вопроса о рынках», «Очередные задачи Советской власти», «Система Тэйлора – система порабощения человека машиной», «Научная система выжимания пота», «Тетради по империализму», «Как организовать соревнование».

 

*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т.12, с.722

В этих работах Лениным разработаны основные элементы организации труда на предприятии: разделение и кооперация труда, вопросы организации и обслуживания рабочих мест, организация соревнования, вопросы подбора и расстановки кадров, дисциплины труда, повышения деловитости государственного аппарата, проверки исполнения принятых решений, принципы морального и материального стимулирования труда.

В России можно выделить следующие этапы развития науки об организации производства:

I этап: 1920-1933 годы – это этап бурного развития движения за научную организацию труда.

В 1921 году при ВЦСПС был создан Центральный институт труда под руководством А.К Гастева (1882-1941гг.), автора работ «Как надо работать», «Восстание культуры», «Трудовые установки», «Нормирование и организация труда», «Установка производства методом ЦИТ».

В отличие от западных специалистов Гастев и его ученики полагали, что внедрение научной организации труда и управления возможно и необходимо не только в технически оснащенном производстве, но и в "любом сарае", в самом "неустроенном медвежьем углу России", что в период до индустриального уровня развития страны было крайне важно. Правда, этот тезис подвергался весьма резкой критике, ибо современники видели в нем попытку законсервировать техническую отсталость отечественного производства.

Гастев не только искал пути рационализации трудовых движений и оптимальной организации рабочего места, но пытался активизировать работника, развить в нем потребность к самосовершенствованию, привить каждому "организационно-трудовую бациллу". Этому должна была способствовать и разработанная им методика быстрого обучения высококвалифицированных работников, позволявшая сократить сроки обучения в 8-9 раз – с 3 – 4 лет до 4 – 6 месяцев [11].

Еще одним направлением творчества Гастева была разработка концепции узкой базы, суть которой можно было выразить словами: "рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка", и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом. Эти закономерности, по мысли Гастева, действуют в следующем порядке: "расчет – установка – обработка – контроль – учет – систематика – расчет". Гастев распространял эту формулу на управление как вещами, так и людьми, поскольку считал, что, как и операции, производимые с помощью оборудования, труд любого работника может быть разложен на такого рода элементы, легко поддающиеся регулированию [11].

Идеи Гастева составили основу предложенной им науки о труде и управлении – "социальной инженерии", в которой широко применялся математический аппарат, формулы и чертежи.

Крупный организатор науки, оригинальный самобытный поэт А.К. Гастев,трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области научной организации труда и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым исполнителем.

Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами – сотрудниками Центрального института труда, директором которого он был многие годы, концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу [11].

А.К. Гастевым были разработаны следующие рекомендации: "сначала продумай свою работу досконально, приготовь весь нужный инструмент и приспособления"; "при работе ищи удобного положения тела; наблюдай за всей установкой; по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора"; "не работай до полной усталости, делай равномерные отдыхи"; "во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в твои рабочие перерывы"; "если работа нейдет – не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться и – снова за работу"; "кончил работу – прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вымети". Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня эти формулировки в чем-то могут показаться наивными, но по сути свое значение они сохраняют и сейчас.

Центральный институт труда (ЦИТ) вел работу в трех направлениях: учебно-изыскательском, учебном и практическом. Главный вклад ЦИТа – это разработка методик обучения передовым приемам и методам труда при подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности.

ЦИТ имел три филиала:

- Харьковский (Всеукраинский) филиал работал над совершенствованием банковских операций и торговли;

- Казанский филиал разрабатывал методики сокращения штатов, осуществлял подготовку администраторов и калькуляторов производства;

- Таганрогский филиал работал над проблемами внедрения коммерческого расчета на предприятиях.

В 1923 г. при Наркомате рабочей крестьянской инспекции был создан Совет НОТ под руководством В.В. Куйбышева.

В 1923 г. была создана лига «Время» под руководством П.М. Керженцева, затем преобразованная в лигу НОТ.

П.М. Керженцев (1878-1940 гг) является автором работ: «Научная организация труда», «Принципы организации», «Организуй себя», «Борьба за время». В этих трудах Керженцевым разработаны научные принципы организации труда, положения о стандартизации продукции, об условиях труда и рациональном использовании рабочего времени.

Керженцевсформулировал теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта – труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.

Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним Керженцев отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов [11].

Керженцев был убежден, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы.

Развитие инициативы, по мнению Керженцева, приводит к тому, что "вместо прежних приказаний сверху создается особый вид руководства-подчинения, который выражается в известном соглашении между высшей и низшей инстанцией" [11].

В то же время Керженцев не умалял роли и профессиональных руководителей, считая ее в значительной мере определяющей, поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации. Поскольку руководитель обычно комплектует штат подчиненных по своему образу и подобию, окружая себя сильными людьми или наоборот посредственностями, правильный выбор самих руководителей, способных не выполнять работу подчиненных, а «каждого подчиненного поместить на подобающее место», становится важнейшей задачей.

О.А. Ерманский (1866 – 1941 гг.) является автором работ «Научная организация труда и система Тейлора», «Теория и практика рационализации», «Легенда о Форде». Ерманский в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением определенных социально-экономических условий, и, прежде всего, крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать рационально. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал "закон организационной суммы", которая будет больше, чем "арифметическая составляющая ее сил", если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Применительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, вида, формы обрабатываемого объекта, особенностей технологического процесса, физических и психических качеств работников [11].

Закон организационной суммы был необходим Ерманскому для формулировки главного принципа своей науки – принципа физиологического оптимума, который давал критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия лежало отношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное "коэффициентом рациональности" (полезная работа/затраты энергии).

Изучая данные о соотношении числа руководителей и исполнителей, которое стремительно уменьшалось (середина XIX века 1:1000; начало XX века 1:12; 20-е гг. 1:5; идеал Тейлора – 1:3),. Ерманский, исходя из этой тенденции, сделал вывод, что в недалеком будущем оно составит 1:0, то есть все станут руководителями, а вместо людей будут работать машины-автоматы [11].

В 1921 г. состоялась первая Всероссийская конференция по НОТ. В 1924 г. – вторая Всесоюзная конференция по НОТ. На конференции впервые дано определение НОТ: «НОТ нужно понимать как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда. Усовершенствование это должно проводиться в трех направлениях:

- улучшение условий труда;

- внедрение на предприятиях усовершенствованных орудий машинизации;

- повышение продуктивности живого труда».

Конференция определила задачи НОТ:

- тесная связь научно-исследовательских работ с производством;

- изучение достижений НОТ за рубежом;

- подготовка новых специалистов с учетом принципов НОТ.

Академик С.Г. Струмилин в 1921 г. применил аналитическую оценку труда по факторам. Профессор МВТУ Н.Ф. Чарновский в 1927 г. обобщил методы организации труда в массовом и крупносерийном производстве на примере металлообработки. Профессор В.М. Иоффе в 1927 г. разработал метод исследования операций и систему микроэлементных нормативов.

Сущность первого этапа:

- теоретическое обоснование содержания и сущности НОТ;

- разработка методов нормирования труда;

- разработка и изучение средств профессионального отбора кадров;

- анализ структуры рабочего времени на предприятиях промышленности и в государственном аппарате;

- выявление и внедрение рациональных приемов и методов труда.

 

II этап: 1934-1965 годы.

В начале 30-х годов наметилось ослабление теоретической и научно-исследовательской работы по организации труда, которая усилилась в последующие годы.

В 1940 году был распущен ЦИТ и его филиалы.

В 1934-1937 гг. стахановское движение привело к резкому повышению производительности труда за счет:

- внедрения новых форм организации трудовых процессов;

- правильного разделения труда;

- освобождения основных рабочих от функций вспомогательных работ;

- улучшения организации труда на рабочих местах.

В военные и послевоенные годы впервые применялось многостаночное обслуживание, совмещение профессий, применение поточных линий. В послевоенный период необходимость координации работ по НОТ привела к созданию в 1955 г. НИИ труда при Государственном Комитете по труду и социальным вопросам Совета Министров СССР. НИИтруда проводил комплексные исследования проблем совершенствования организации труда на предприятиях и результаты исследований в форме межотраслевых методических рекомендаций доводились до предприятий.

Недостатки развития НОТ на втором этапе:

- не выдержали испытания методы чисто лабораторного исследования проблем;

- сужение НОТ рамками рационализации трудовых движений и операций;

- слабая связь науки с потребностями производства.

III этап: с 1966 г. по настоящее время.

К 1966 г. в нефтяной и газовой промышленности сложилось несоответствие форм организации производства его материально-технической базе, что проявилось в недоиспользовании резервов повышения производительности труда. Необходим был переход количества в новое качество. В нефтяной и газовой промышленности в 1966-1969 годах среднегодовой темп прироста производительности труда составлял 3-4% в год, и никакие мероприятия по внедрению новой техники и технологий не могли поднять этот уровень. Поэтому с 1969 г. в нефтяной и газовой промышленности, а также в других отраслях промышленности был проведен целый комплекс мероприятий по совершенствованию организации производства. Мероприятия по совершенствованию организации производства, как правило, не требуют больших капитальных вложений, но дают значительный прирост производительности труда и денежных потоков на предприятии.

В 1967 г. состоялось Всесоюзное совещание по НОТ. Это совещание определило три группы задач по НОТ:

- экономические задачи НОТ: повышение производительности труда на основе рационального использования трудовых ресурсов;

- психофизиологические задачи НОТ: сохранение здоровья и повышение работоспособности человека;

- социальные задачи НОТ: всестороннее и гармоничное развитие личности, повышение степени содержательности и привлекательности труда.

Совещание определило основные направления работы по НОТ на предприятии:

1. Разработка рациональных форм разделения и кооперации труда:

- разделение труда по видам работ, функциям и квалификации;

- бригадные формы организации труда;

- совмещение профессий и функций;

- многостаночное обслуживание.

2. Улучшение организации и обслуживания рабочих мест:

- рациональная планировка рабочих мест;

- рациональное обслуживание и оснащение рабочих мест.

3. Организация изучения, обобщения и распространения передовых приемов и методов труда:

- школы передового опыта и дни новаторов;

- экскурсии по обмену опытом;

- производственный инструктаж и научно-техническая информация.

4. Совершенствование нормирования труда:

- расширение сферы нормирования труда;

- повышение научного уровня нормирования труда;

- увеличение удельного веса технически обоснованных норм;

- анализ причин невыполнения норм.

5. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров:

- индивидуальное, бригадное и курсовое обучение;

- производственно - технические курсы;

- обучение смежным профессиям.

6. Совершенствование практики морального и материального стимулирования труда.

7. Улучшение условий труда:

- внедрение научно обоснованных санитарно-гигиенических норм труда;

- использование цвета и музыки в функциональных целях;

- улучшение бытового обслуживания.

8. Рационализация режимов труда и отдыха.

9. Укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.

На совещании дано определение НОТ: «В современных условиях научной надо считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом объединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость» [12, с.7].

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте сущность научного вклада Ф. Тэйлора в науку об организации производства.

2. Назовите двенадцать принципов производительности, предложенных Г. Эмерсоном. Дайте характеристику этих принципов.

3. Охарактеризуйте сущность научного вклада К. Адамецкого в науку об организации производства.

4. Дайте характеристику принципов управления производством, разработанных Г.Фордом. Сущность принципа стандартизации производства.

5. Дайте характеристику принципов управления, разработанных А. Файолем.

6. Дайте характеристику этапов развития науки об организации производства в России.

7. Назовите основные направления работы по НОТ на предприятии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.